Разработка урока Тема: В гармонии с природой


Дата:
Тема: В гармонии с природой.
№ урока: Класс: 3
Ценность: праведное поведение
 Качества    бережное отношение к природе, ответственность, эмоционально чувственное восприятие.
 
Цель: дать начальное представление о единстве природы через праведное поведение.
Задачи:
         1. раскрыть смысл понятия бережное отношение к природе;
         2.развивать позитивные чувства к красотам природы;
         3.воспитывать ответственное отношение к окружающему миру.
  Ресурсы:
(материалы,
 источники)
цветной песок, рисунки природы.
Орг.момент.
Позитивный настрой «Прогулка в лесу»
- Прошу вас сесть поудобнее. Держите спинку прямо. Ручки и ножки не скрещивайте. Закройте глазки и дышите глубоко. С каждым вдохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы отправимся в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Вы идете в сторону леса. Будьте осторожны, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглядитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому - нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся все выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы себя чувствуем счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, Здесь мы отдыхаем несколько минут. Сядьте на травку, закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые вас окружают. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.
Вопросы:
Поделитесь, что вы почувствовали? О чем вы подумали? . 
Анализ хода урок
3. Позитивное высказывание.
Матушка-Природа – сад, а люди в нем – цветы.
Не сбережешь её – не будешь жив и ты.
(Борис Заходер, известный детский писатель натуралист)
Словарная работа: Матушка-Природа, люди в нем – цветы.
         1.Почему мы называем природу матушкой?
2. Почему Матушка-Природа – сад, а люди в нем – цветы, как вы это понимаете?
     3. Почему нужно беречь природу?
4. Что будет если не беречь природу?
5. Будем ли мы живы, если не беречь природу?
6. Будет ли лучше природа, если не будет людей?
7. Как вы понимаете смысл высказывания?
Проговорим хором.
Работа в тетради: а теперь давай запишем цитату в свою рабочую тетрадь и повторим еще раз её хором.  4.Подарок учителя.
Халиль Джебран «Плач поля»
На рассвете, еще до того, как солнце блеснуло сквозь завесу зари, я сидел посреди поля, беседуя с природой…
Вдруг я увидел, как полевые цветы источают из глаз слезы – капельки росы. Я спросил: «К чему плакать, прекрасные цветы? Начинается новый день, жизнь продолжается!».
Один цветок поднял свою нежную головку и грустно ответил: «Мы плачем потому, что приближается час встречи с недобрым человеком, который собирает целую охапку нас, цветов, безжалостно вырывая наши стебельки из родной земли. В городе он продаст нас, а когда наступит вечер и мы завянем, люди выбросят нас в мусорное ведро. Как же нам не плакать, когда жестокая рука человека разлучит нас с нашей свободой и жизнью!».
Мне стало неловко, я не знал, как утешить полевые цветы. Через минуту послышался тихий плач ручейка, и я спросил у него: «А ты отчего плачешь?». Он, тяжело вздыхая, прожурчал: «Я иду против своей воли в город. Как мне не плакать, когда мои прозрачные воды отяготятся мусором, и я стану мутным и грязным!».
После и птицы затянули грустную, похожую на плач, песню.
- Что случилось, какую беду вы поджидаете? – догадываясь обо всем, спросил я. Один из жаворонков ответил песенной руладой: «Придет сын человеческий с оружием, которое погубит нас. Вот мы и прощаемся друг с другом, потому что не знаем, кто из нас спасется на этот раз».
Мое сердце сжалось от боли и страха. И уже высоко поднявшееся сияющее солнце не радовало, я не замечал окружающей меня красоты. Отчего так происходит? Почему человек разрушает то, что создает Природа? Когда же человек поймет, что мир гармоничен, что в нем все живое и просит внимания и заботы?...
Вопросы:
С кем беседовал мальчик на поле?
О чем рассказало поле, ручеёк?
Как вы думаете, почему человек так относится к природе?
Какие проблемы природы вы знаете?
Что нужно сделать для того, чтобы человек внимательно относился к природе?
Какими качествами должен обладать человек, который будет бережно относиться к многообразию природного мира?
О чем вам могли бы рассказать деревья у нашей школы?
      5.Творческая деятельность, групповая работа.
Сегодня на уроке мы будем рисовать пейзажи. Но не красками и карандашами, а цветным песочком. Сейчас я вам раздам карточки с уже нарисованными пейзажами на белых листах черным цветом. Ваша задача заключается в том, что вы должны придать этим картинкам красочный вид.  
 
6.Групповое пение. Песня «Лесной олень».
Слова: Ю. Энтина.
Муз.: Е. Крылатова
Осенью, в дождливый серый день
Проскакал по городу олень.
Он летел над гулкой мостовой,
Рыжим лесом пущенной стрелой.
Припев:
Вернись, лесной олень, по моему хотенью,
Умчи меня, олень, в свою страну оленью,
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живет и небыль,
Умчи меня туда, лесной олень!
Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи-облака.
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым...
Припев.
Говорят, чудес на свете нет,
И дождями смыт оленя след.
Но я знаю - он ко мне придет,
Если верить - сказка оживет
Припев.
Со мной лесной олень по моему хотенью.
И мчит меня олень в свою страну оленью,
Где сосны рвутся в небо,
Где быль живет и небыль,
Умчит меня туда, лесной олень!                                   
7.      Домашнее задание.
Написать эссе «Чтобы сберечь красоту природы, я могу…».  
8.      Заключительная минута урока. (звучит тихая, спокойная музыка) –
 Вот и подошел к концу наш с вами урок. Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили?
Как вы будете относится к природе после нашего урока?