Урок по самопознанию:: «В гармонии с природой». 3 класс


 
Самопознание 3 класс
Тема урока: «В гармонии с природой»
Цель: расширять представление о единстве человека и природы.
 
Задачи: 
показать примеры как бережного, так и безответственного отношения к природе;
развивать навыки бережного отношения человека к природе;
воспитывать любовь к многообразию природного мира.
 
Ресурсы: фонограмма песни на слова Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова«Лесной олень». Круг радостиУченики становятся в круг и повторяют за учителем строчки стихотворения: 
Давайте будем               И доверялиК тому стремиться,         Повсюду нам,Чтоб нас любили            Как самым вернымИ звери, и птицы,           Своим друзьям! 
И. Мазнин 
Рассказ учителя
- Природа словно сказка, которая удивляет нас своими чудесами.Чтобы сохранить эту сказку, человек должен беречь и пониматьприроду, не нарушать своей связи с ней. Когда этого не происходит,последствия трагичны. Об этом следующая история.Учитель передает близко к тексту «Легенду о мергенах»:
 
Давным-давно жили два славных охотника-мергена. Однажды случился в их местах сильный джут.
Прошел дождь, потом - ударил мороз, и степь покрылась толстой коркой льда. Верблюды, лошади и
овцы гибли от голода. Люди лишались тысяч и тысяч голов скота. Известное дело: нет скота - нет и
еды у скотоводов. Теперь многие с надеждой взирали на мергенов. Ведь только охотой можно было спасти людей от гибели.Не стали мергены заставлять себя упрашивать, отправились на охоту. Вот где пригодилось их
искусство. Тяжело нагруженные кони охотников с трудом довезли свою ношу до аула. То-то было
радости! Задымились очаги, поднялся пар над казанами. Все воздавали хвалу славным мергенам. Вернулось в аул былое довольство и счастье. И с каждым днем добычи становилось все больше и
больше.Но вот уже не осталось и места, куда складывать мясо. Собрались вечером старейшины аула и
сказали мергенам:- Спасибо вам, сынки! Избавили вы сородичей от голодной смерти в эту лютую зиму. Теперь можете сложить ваши луки и стрелы в колчаны. Нет нужды убивать зверя больше, чем это необходимо.Ничего не ответили мергены. Забыли они древний закон кочевников: даже самый заслуженный
человек не смеет ослушаться старейшин-аксакалов. Но в своей гордыне они привыкли чувствовать
себя главными людьми в ауле. К вечеру вернулись они с еще большей добычей. И так каждый день. Перед аулом выросла гора из звериных туш. Но не удалось теперь мергенам услышать похвалу.
Молчали женщины. Молчали мужчины. Молчали старики. Лишь старейший выступил вперед и
сказал им:- Недоброе дело вы делаете, сыны мои! Звери - такие же живые существа, как и мы. И стрелять их следует ровно столько, сколько необходимо человеку для его нужд. Иначе охота становится грехом.Ступайте по домам, и пусть в этом году ваши стрелы больше не окрашиваются кровью невинных животных.Черная обида запала в сердца мергенов. Не поняли они, что добро и жестокость несовместимы.
Но не только обида тронула их холодные сердца. Слишком много похвал своей меткости довелось
им услышать, и стрельба по животным уже успела стать их страстью. А жестокое сердце - плохаяузда для страсти.Утром не стало в ауле мергенов. Страсть убивать гнала их от аула все дальше и дальше - вслед за животными и птицами, которых могли настичь их меткие стрелы. Все живое на их пути настигала
смерть. Не было у охотников жалости ни к самкам, ждавшим потомство, ни к их детенышам. Не стало зверью прохода от жестоких мергенов. Мертвая тишина воцарилась на Земле.Взмолились тогда звери и птицы, оставшиеся в живых, Всевышнему:- Спаси нас! Избавь от жестоких мергенов, иначе никого из нас не останется на Земле.Внял Всевышний их мольбе. Превратил он тогда жестоких мергенов в сурков:- Не хотели жить на Земле по-человечески - живите в темных норах и питайтесь кореньями.Вот такая история произошла с теми, кто нарушил законы природы. 
Почему мергены стали жестокосердными?
Как вы понимаете выражение «жить по-человечески»? (Ответыучащихся)
- Человек должен понимать законы природы. Соблюдать их - это значит жить по-человечески.Размышление над ситуацией
- В воскресный день ребята всем классом решили пойти в лес.Они увидели много интересного и неожиданного. Правильно ли они поступили в сложившихсяситуациях?
A. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратных шоколадного цвета
яиц. Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а затем унесла домой.
Б. Ребята увидели в траве птенца, не умеющего летать. От страха он отчаянно пищал. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.
B. Неожиданно прямо перед ребятами появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь моя будешь», - довольно сказал он.
(Ответыучащихся)- Защищая природу, человек защищает себя. Кто в детстве спас птенца, выпавшего из гнезда, не
дал разорить муравейник, во взрослой жизни тоже будет защищать все живое, не позволит рубить
ель в парке для празднования Нового года, не нарушит тишину и чистоту заповедных лесов и озер. 
Цитата урока
Для закрепления представления о единстве всего живого учитель предлагает объяснить смысл изречения: "Мы научились летать в небе, как птицы, и плавать в море, как рыбы, но так и не
научились одной простой вещи - идти по земле, как братья".                                                                                                  (Мартин Лютер Кинг) 
- Сформулируйте вывод: как важно каждому из нас быть таким, чтобы другому (будь это человек, растение или животное) хорошо жилось рядом.(Ответы учащихся) 
Рассказ ученика
Изложение содержания рассказа В. Масленникова. 
                                                    У нас появился котенок Микки
Друг нашей семьи дядя Володя принес нам очаровательного сиамского котенка. Котенок был до того
мал, что поместился на моих ладонях. Назвали мы его Микки. Шубка у котенка светло-бежевая, ушки, лапки и хвост коричневого цвета. А глаза голубые-голубые, как небо в ясный день. Сначала котенок горько плакал, видно, скучал по маме. Мы накормили его молоком и уложили спать в корзинку.На другой день Микки стал осматривать квартиру. Заглянул под кресло в большой комнате.
Обнюхал все углы на кухне. Забежал ко мне в комнату и очутился на кровати. Микки сам нашел себе спальное место. И никакими силами невозможно было прогнать его. Так и остался жить в моей
комнате.Котенка я хотел всегда - сколько себя помню. Мама и не собиралась никого заводить. «От кошек
шерсть летит, - говорила она, —и попадет тебе прямо в рот». А я возражал: «Не буду же я котенка языком вылизывать, как это делает мама-кошка!» И твердо обещал маме от котенка держаться
подальше.Надо сказать, что друзей у меня в ту пору было очень мало. И вот у меня появился нежный и ласковый друг - котенок Микки. Я так его полюбил, что не мог обойтись без него ни минуты. И тут же забыл все обещания, которые давал маме. Брал котенка на руки, тискал его, мял ему бока, гладил по шерстке и против шерстки, носил на плече, на голове, валялся с ним на полу. Я даже и сам не знал, что же
такое еще сделать, чтобы не опускать котенка от себя ни на шаг. И если можно было бы забраться на луну, я бы это совершил ради моего дружка Микки. Порой Микки не нравилось то, что я с ним вытворял. Тогда он вырывался и мчался прятаться под диван.Мама приходила в ужас. «Что же будет с ребенком! Он в очень тесном контакте с котенком!» - жаловалась она моей крестной маме Тане.А я испытывал такую огромную радость рядом с маленьким комочком, что не находил слов длявыражения счастья. 
Какие чувства испытывал мальчик к котенку?
Нужны ли друг другу люди и животные?
Как вы думаете, почему животных называют «братья наши меньшие»?
 
(Ответы учащихся) 
Проверка домашнего задания
Учитель предлагает ученикам рассказать о своем домашнем питомце, о чувствах, которые они испытывают к нему, прокомментировать рисунки, которые представлены на выставке «Братья
наши меньшие».(Рассказы учащихся) 
Чтение
Учитель читает стихотворение.О. Зеленская 
Бездомный пес
А для меня вдруг все остановилось,
И друг мой рядом тоже замолчал.Бежал щенок - из лапы кровь сочилась,
Растерзанный язык во рту пылал.Облезла шерсть, в глазах тоска и горе.
Как много на себе он испытал!
Спина вся в ссадинах - наверно, от побоев
И рта беззубого беспомощный оскал.А люди, люди безразлично отвернулись.
Кому он нужен, сей бездомный пес.
Больной, избитый, грязный и кровавый
Неважно, что он в жизни перенес!И бродит пес холодный и голодный,
Судьбою отрешенный от всего.
Найдется ли хозяин сильный, добрый,
Что защитит от «человечности» его? 
Как вы можете охарактеризовать хозяина пса?
С какими словами вам бы хотелось обратиться к нему?
 
(Ответы учащихся) 
Игра
- Прочитайте словосочетания, выберите одно из них, выполните рисунок и объясните его значение: 
Мудрый дуб
Разговорчивая береза
Золотая липа
Пугливая осина
Живучий тополь
Озорной клен
Волшебная рябина
Ивушкин подарок
Щедрый орешник
 Рисунки вывешиваются в специально отведенном месте, учащиеся комментируют рисунки по желанию. 
Упражнение- Напишите письмо-обращение к тем людям, которые жестоко обращаются с животными.
(Задание 3 в тетради.)По окончании работы учащиеся по желанию зачитывают свои обращения. 
Обобщение- Человек несет ответственность за животных, которые живут в его доме. Он обязан ухаживать заними, проявлять заботу. Животные не заслуживают грубого и злого обращения. 
Домашнее задание
- Подготовьте творческую работу на тему «Человек и природа».Это может быть стихотворение, рисунок, вышивка, аппликация, поделка из природногоматериала, фотография. 
Круг «От сердца к сердцу»Все вместе исполняют песню на ел. Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова «Лесной олень» под фонограмму. 
Лесной олень 
Осенью в дождливый серый день
Проскакал по городу олень.
Он летел над гулкой мостовой,
Рыжим лесом пущенной стрелой. 
Припев:Вернись, лесной олень,По моему хотению!Умчи меня, олень,В свою страну оленью,Где сосны рвутся в небо,Где быль живет и небыль.Умчи меня туда, лесной олень! 
Он бежал, и сильные рога
Задевали тучи-облака.
И казалось, будто бы над ним
Становилось небо голубым! 
Припев. 
Говорят, чудес на свете нет,
И дождями смыт оленя след.
Только знаю, он ко мне придет!
Если веришь - сказка оживет.