Поурочный план по самопознанию на тему В гармонии с природой

План урока самопознания
Школа: Дата_________________ №_____
Педагог: Класс: 3 Кол-во уч-ся____
Тема: В гармонии с природой.
Ценность: праведное поведение.
Качества: не нарушать обещания, послушание.
Цель: расширять представления учащихся о бережном отношении человека с природой.
Задачи:
- показать примеры как бережного, так и безответственного отношения к природе;
-развивать стремление быть защитником природы;
-воспитывать любовь и бережное отношение к многообразию природного мира.
Ресурсы: (материалы, источники)
Ход урока:
1. Орг.момент. Позитивный настрой
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом
старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес.
Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите
на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко
греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на
насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы.
Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он
хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть
вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь
в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени,
послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим
на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется
посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный,
постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним,
прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и
тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты).
Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как
должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому
существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в
любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще
один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот
мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте
дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и
удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!
-Сегодня, ребята на уроке самопознания мы с вами познакомимся с правилами поведения человека с природой. Тема нашего сегодняшнего урока "В гармонии с природой".
Примечания:
Позитивный настрой: Прогулка в лес
3. Цитата урока:
"В природе нет ничего бесполезного." (Мишель Монтень)

1. Учитель читает цитату урока;
2. Цитату урока читают 2-3 ученика;
3. Учитель задает вопросы:
-Ребята! О чем повествует нам цитата урока?
4. Хоровое чтение;
5. Запись цитаты в тетрадь.
Мишель Монтень - французский писатель, философ. Родился 28 февраля 1533 в Бордо.
4. Рассказывание истории.
Подарок учителя.
Лес наполнен шумом жизни, правда эти звуки зачастую слишком высоки или низки для человеческого уха, и мы не замечаем, как животные и насекомые общаются друг с другом посредством вибрации. Даже травы и деревья издают шипящие звуки, сравнимые со клокотанием крошечных пузырьков воздуха в водосточных трубах. Более того, есть основания полагать, что растения и насекомые слышат друг друга. Пчёлы жужжат на нужной частоте, чтобы высвободить рыльца из цветущих растений, а короеды могут уловить звуки пузырьков воздуха внутри стволов.Учёные выяснили, что растения действительно реагируют на звук и используют его для общения. Возникает он когда листья открывают поры, чтобы поглотить углекислый газ, и одновременно с этим теряют большое количество воды.
Знакомство с притчей Плач поля
На рассвете, еще до того, как солнце блеснуло сквозь завесу зари, я сидел посреди поля, беседую с природой...
Вдруг я увидел, как полевые цветы источают из глаз слезы -капельки росы. Я спросил: "К чему плакать, прекрасные цветы?"Начинается новый день, жизнь продолжается!".
Один цветок поднял свою нежную головку и ответил: "Мы плачем потому, что приближается час встречи с недобрым человеком, который собирает целую охапку нас, цветов, безжалостно вырывая наши стебельки из родной земли». В городе он продаст нас, а когда наступит вечер мы завянем, люди выбросят нас в мусорное ведро. Как же нам не плакать, когда жестокая рука человека разлучит нас с нашей свободой и жизнью!".
Мне стало неловко, я не знал, как утешить полевые цветы. Через минуту послышался тихий плач ручейка, и я спросил у него: "А ты от чего плачешь?". Он, тяжело ответил: «Я теку в город против своей воли. Мне грустно от того, что скоро мои прозрачные воды отяготятся мусором и я стану мутным и грязным».
После и птицы затянули грустную,плачащую песню.
-Что случилось, какую беду вы поджидаете? - догадываясь спросил я. «Нам страшно. Придёт человек с оружием, которое погубит нас. И мы не знаем, кто из нас спасется на этот раз».
Мое сердце сжалось от боли и страха. И уже высоко поднявшееся солнце не радовало, я не замечал окружающей меня красоты. От чего так происходит? Почему человек разрушает то, что создает Природа? Когда же человек поймет, что мир гармоничен,что в нем все живое и просит внимания и заботы?...
5. Творческая деятельность.
Нарисуйте рисунок :
-Выразите в своем рисунке как можно помочь природе.
6. Групповое пение.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым…
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
Прощальный вальс танцует с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя звезда…
Природой называется все это,
Давайте же любить ее всегда! Это называется природа..
Слова М. Пляцковского
7. Домашнее задание.
Прочитайте отрывок из стихотворения.Выучите его.
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И звери, и птицы
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
Отрывок из стихотворения И.Мазнина
8. Заключительная минута урока.
Ребята! Давайте сейчас все сядим ровненько и спокойно, давайте подумаем и мысленно представим чему мы научились на уроке? что нового узнали?