Урок русского языка в 5 классе на тему Космическое путешествие по галактике Морфология

Конспект открытого урока русского языка в 5 «А» классе
Тема урока: Космическое путешествие по галактике Морфология
Цель урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:
предметные - умение на практике применять теоретические знания самостоятельных частях речи (существительном, прилагательном и глаголе); овладение навыками анализа морфологических признаков изученных частей речи; усвоение правил написания изученных орфограмм в разделе;
личностные – формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
метапредметные – умение выявлять проблему, определять цель работы; умение грамотно строить устное монологическое высказывание; умение контролировать  и оценивать свою работу и полученный результат;
Задачи:
Образовательные: формировать представления об основных грамматических признаках самостоятельных частей речи (существительного, прилагательного глагола) развивать умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль слов разных частей речи, различать части речи в тексте; отработка умений различать собственные и нарицательные существительные, определять склонение существительных, время и вид глаголов; отработка навыков написания мягкого знака после шипящей и суффиксов существительных ек –ик.
Развивающие: создание положительной мотивации на уроке; содействовать развитию коммуникативной культуры личности; вовлечение класса в активный процесс познания; способствовать формированию умений работать в группе; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний; развитие воображения;
Воспитательные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.
Тип урока: обобщение знаний
Форма урока: игра - путешествие
Оборудование: компьютер, презентация, бортовые журналы , проекты.
Ход урока:
1.Организационный этап.
Слайд 6.
Сядьте ровно, улыбнитесь
И друг к другу повернитесь.
Каждый даст свою ладошку
И пожмет ее немножко.
Мы друг друга уважаем,
Никого не обижаем.
Слово учителя:
Здравствуйте, ребята. Скажите, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие по Галактике Морфология. В путешествие отправятся 4 экипажа знатоков русского языка: «Умники», «Знатоки», «Эрудиты» и «Всезнайки». В каждом из них есть капитаны Проскурина Даша, Кузнецова Марина, Васюхневич Марина, Жужнева Софья. Их задача оценивать работу каждого члена экипажа и вносить результаты сначала в их бортовой журнал, а потом итоговую оценку работы всего экипажа. Помогать капитанам будут их смелые помощники. В бортовых ваших журналах рядом с каждым заданием нарисована звёздочка, капитан экипажа оценивает задание не оценкой, а определяет количество звёздочек, заработанных членами экипажа.
Слайд 7. Прежде чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои космические корабли. Откройте свои бортовые журналы, запишите сегодняшнее число, классная работа.
Самоопределение к деятельности. Слайд.
Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль состояния своего здоровья и выполнить утреннюю зарядку, чтобы поднять себе настроение.
Выполняют зарядку под песню «Если весело живется».
Слайд 8. Учитель: Настроенье на отлично? Теперь мы можем отправиться в полет! Зайдите на борт корабля. Надеть шлемы, пристегнуть ремни. Сейчас мы вместе с вами дадим старт кораблю. Хором: 5, 4, 3, 2, 1... пуск! (слайд 5)

2. Актуализация знаний.
Слайд 9. И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. Но чтобы не заблудиться во время космического путешествия, нам нужна карта.
Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах Галактики Морфология: «Существительное», «Прилагательное», «Глагол»
- Ребята, скажите, а какой цели мы должны будем сегодня на уроке добиться?
повторить изученный материал по теме «Морфология».
А что для этого нужно сделать?
Повторить, какие существуют части речи в русском языке.
Вспомнить морфологические признаки существительного, прилагательного и глагола
Научимся различать части речи. (слайд 10).
«Звездные врата»
Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата, которые охраняют инопланетяне. Не всех они пропускают через них, а только самых смелых, отважных, а главное – знающих. Инопланетяне хотят вас испытать. Кто у нас самый смелый? Слайд 11-12. Выходит ученик к доске и выполняет задание 1. . На доске записано предложение («Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по галактике Морфология») нужно определить, какими частями речи являются данные
слова и распределить их по столбикам таблицы.
Существительное
Прилагательное
Местоимение
Глагол
Наречие
Предлог








Ну а пока наш смельчак выполняет это задание, мы должны ответить на вопросы инопланетян.
Слайд 13. Вопросы для команд:
1)Как называется раздел лингвистики, изучающий слово как часть речи?
2) На какие 2 группы делятся части речи?
3) Какие части речи относятся к служебным?
4) На какие 3 группы можно разделить самостоятельные части речи?
5) Какие самостоятельные части речи склоняются?
6. Какая часть речи является спрягаемой?
7) Какие части речи являются неизменяемыми.?
8) Какая часть речи не является ни самостоятельной, ни служебной?
Слайд 14. Проверка ученика.
-Ребята, домашним заданием к этому уроку у вас было творческое задание составить проект-таблицу по темам «Части речи», «Существительное», «Прилагательное» и «Глагол». Давайте проверим как справилась с этим заданием команда «Умники». (защита проекта)
Слайд 15. Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе. Перед нами первая планета «Существительное»
Слайд 16. А что же это за планета такая? Что такое существительное?
Давайте проверим, как справилась с домашним заданием команда «Знатоки». Они поведают нам тайны имени существительного.
Спасибо, вам, ребята вы потрудились на славу. Да только произошла на планете Существительное беда. Вчера был ужасный ураган и поэтому здесь все перемешалось. Жители планеты просят Вас, ребята, навести порядок здесь.
- Ребята, поможем существительным?
Слайд 17. Первым делом нужно разделить собственные и нарицательные существительные. - Ребята, а какие же существительные называются собственными? Нарицательными?
Для этого распределите существительные по столбикам.
Собственные
Нарицательные




Планета, Сатурн, Юрий Гагарин, воздух, космонавт, астероид, ракета, Белка, Стрелка, звезда, Малая Медведица, полёт.
Капитаны и их помощники оцените работу своих экипажей. Слайд 18. А пока вы проверяете работы, я предлагаю командам сыграть в игру «Четвертое лишнее». Слайд 19.
Определите в каждом ряду лишнее слово. Объясните свой выбор.
Космонавт, корабль, планета, ракета. (Космонавт – одушевленное существительное)
Белка, Юпитер, Сатурн, небо. (Небо- нарицательное существительное).
- Скажите, чем отличаются одушевленные существительные от неодушевленных? Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных . Вы отлично справились с этим заданием.
Слайд 20. - А знаете ли вы, как определить склонение имени существительного?
Слайд 21. Следующее испытание для наших путешественников - расселить существительные 1, 2 и 3 склонения по домикам.


Ракета, орбита, метеорит, космонавт, астероид, солнце, галактика, корабль, храбрость, смелость. Проверка слайд 22.
Конкурс капитанов
Слайд 23- А пока наши экипажы будут заняты делом, я предлагаю капитанам выполнить секретное задание. Расшифровать секретный код, для того, чтобы добыть космическое топливо для своих ракет.
Для этого им нужно определить правильное написание суффиксов существительных ек и ик. Чтобы вспомнить нам правило, обратимся к нашему космическому экрану. (Просмотр видеофрагмента «В стране невыученных уроков»). Когда в суффиксах существительных пишется Е, а когда И?
Слайд 24. Задание. Если в слове пишется суффикс – ЕК -, то вы записываете цифру 1, если суффикс - ИК – ставите цифру 2. Каждую цифру кода записываем через запятую.
Ключ..к, кусочк, горошк, листочк, мяч..к, столк, чайничк, грибочк.
Проверяем код. 21112211
- Молодцы у нас капитаны. Проверка заданий.
- Какие же вы молодцы, ребята, жители планеты существительное благодарят вас за помощь и желают Вам счастливого пути. Летим дальше.
Слайд 26. «Неизвестная звезда» Что это? Взгляните, на нашем пути появилась какая-то «Неизвестная звезда». Подлетим ближе? Это не звезда, а корабль космических пиратов, они напали на нас и хотят испытать нашу силу нужно всем вместе выполнить морфологический разбор существительного, тогда мы сможем продолжить путешествие. (работа с программой омс модуль задание 5)
- Ребята, вы, наверное, устали? Я предлагаю вам немножко отдохнуть и сделать космическую зарядку с веселым инопланетянином Гугушей.
Физминутка.
- Ну вот мы и отдохнули, продолжим путешествие.
Слайд 27. Перед нами планета Прилагательное.
- Ребята, давайте вспомним, что вы знаете об имени прилагательном. Проверим, как справилась команда «Эрудиты» с домашним заданием.
- Ребята, скажите, с какой частью речи связано в предложении имя прилагательное? Приведите пример.
- Как различить полные и краткие прилагательные?
А теперь я предлагаю вам немного поиграть в игру «А он такой?». Каждая команда сейчас получит по слову. Вы должны будете охарактеризовать данные предметы, подобрав к ним прилагательные. Побеждает команда, которая за минуту придумает больше прилагательных.
Корабль... (космический, летучий, морской, военный, большой, пиратский, быстрый, маленький)
Небо ( облачное, беззвездное, ясное, голубое, пасмурное, хмурое, безоблачное)
Дождь... (звонкий, осенний, мелкий, сильный,)
Родина (любимая, малая, прекрасная, могучая, зеленая, чистая)
Друг (верный, старый, хороший, настоящий,)
- Ну а теперь проверим, насколько вы внимательны и можете различать полные и краткие прилагательные.
Слайд 29-30. Выпишите краткие прилагательные, оканчивающиеся на шипящий.
Большой,  пахуч, сладкий, свеж,  бодрящий, неуклюж, колючие, сыпуч, малиновый, колюч, новый, космический, сладок, умен.    
( пахуч, свеж,  неуклюж, сыпуч, колюч)
- Скажите, пожалуйста, что общего у всех записанных вами прилагательных?
- Молодцы, вы усвоили тему «Прилагательное». Отправляемся дальше. Слайд 31.
Слайд 32. Мы приземлились на планете Глагол. Где правит король глагол, который сам решает, что делать? или что сделать? его подданным.
Лингвистическая сказка
Жили-были при дворе короля два князя: Совершенный вид и Несовершенный вид из старинного рода Глаголов.
Слайд 33. Совершенный вид  очень гордился своим знанием и заставлял всех величать его «Ваше Совершенство», а своего соседа он презирал, называя его «Ваше Несовершенство».
На гербе этого гордеца было написано: «Что сделал Я? Что сделаю Я?». И в королевских покоях он всех замучил своим хвастовством: «Что сделал Я? Построил самый красивый дворец! Женился на самой богатой принцессе! Дочерей выдал замуж за самых богатых принцев!». А когда его спрашивали, что он делает в настоящее время, он не мог ответить, потому что ничего не делал в настоящее время.
А князь Несовершенный вид никогда не хвастался тем, что он сделает в будущем, но он мог перечислить, что он действительно делал: сажал сады, растил детей, дружил с друзьями, воевал с врагами. И на вопрос, что делает сейчас, не стеснялся отвечать: «Строю. Рощу, люблю, дружу, воюю». О будущем же он говорил не столь решительно, как сосед, а так: «Буду строить, буду помогать, буду защищать, буду растить».
Поняли все в королевстве, что он скромный трудяга, и записали на его гербе три вопроса глагола: «Что делал? Что делаю? Что буду делать?». С тех пор скромный князь Несовершенный вид имеет три времени, причем будущее сложное, составное. А хвастун Совершенный вид  имеет лишь прошедшее и простое будущее время.
- Ребята, скажите, а как же можно различить этих двух князей Совершенный и несовершенный вид.
- Как вы думаете, почему у князя Несовершенный вид на гербе было написано три вопроса глагола («Что делал? Что делаю? Что буду делать?»), а у Совершенного вида всего лишь 2 («Что сделал Я? Что сделаю Я?»).
- Ну а сейчас давайте проверим, умеете ли вы различать этих князей и определять, в каком времени употребляются глаголы (программа омс задание 1).
- Молодцы, ребята, вы прекрасно справились со всеми испытаниям. Пришло время покидать Галактику Морфология и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь "Звездные врата”, инопланетяне хотят узнать, кто из Вас, ребята, самый умный, для этого вы должны выполнить небольшой тест. Выполните тестовую работу. Обведите правильный вариант ответа.
1.Морфология изучает:
а) слово как часть речи б) звуки и буквы в)слово как член предложения
2. Части речи делятся на:
а) неизменяемые, несклоняемые
б) самостоятельные и служебные
в) разноспрягаемые, склоняемые, самостоятельные, служебные.
3. Неизменяемая часть речи
а) прилагательное
б) глагол
в) наречие
4. Служебные части речи:
а) глагол, наречие
б) существительное, прилагательное, числительное, местоимение
в) предлог, союз, частица
5) Спрягаемая часть речи:
а) существительное
б) глагол
в) прилагательное
6. Глагол отвечает на вопросы
а) Какой? Чей?
б) Кто? Что?
в) Что делает? Что сделает?
7. Имя существительное – часть речи, которая обозначает:
а) Признак предмета
б) Действие предмета
в) Предмет
8. Глагол обозначает
 а) Действие предмета
б) Признак предмета
в) Предмет
9. Неопределённая форма глагола отвечает на вопросы
а) Что делал? Что сделал?
б) Что сделать? Что делать?
в) Что буду делать?
10. Какое слово является глаголом?
а) Побежал
б) Беговая
в) Бег
11. Имен прилагательные обозначают
 а) Действие предмета
б) Признак предмета
в) Предмет
12. Укажите имена прилагательные
а) Холод
б) Похолодало
в) Холодный
Слайд 36. Ключ:
1-а
2-б
3- в
4-в
5-б
6 –в
7 – в
8- а
9 – б
10- а
11- б
12 - в
- Ребята, а сейчас обменяйтесь в парах своими бортовыми журналами и проверьте, насколько правильно вы справились с тестовой работой.
Критерии оценивания:
12 баллов – «5»
11-9 баллов - «4»
8-6 баллов - «3»
5-0 баллов – «2»

IV. Подведение итогов.
Возвращение на Землю. Капитаны кораблей, поставьте оценки каждому члену вашего экипажа и сдайте на проверку бортовые журналы для выставления оценок.
V. Рефлексия
Ура! Мы дома. Успешно приземлились. Чтобы адаптироваться, нам нужно подвести итоги полета и поделиться своими впечатлениями о путешествии.
- Какова тема сегодняшнего космического путешествия?
- Что мы сегодня повторили?
- Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
- С какими трудностями столкнулись и как их преодолевали?
- С каким настроением вы покидаете свои космические корабли?
Каким смайликом вы бы охарактеризовали наш урок?
Оценивание. СИНКВЕЙН
- Понравилось ли вам космическое путешествие?
Урок получился какой? Запишите ответ прилагательным.
Да Нет
Урок (какой?) _________________________________________
На уроке было интересно ______________________________________________________
VI. Объявление оценок. Всем большое спасибо за активную работу на уроке.
Слайд 37. VII. Домашнее задание: базовый уровень: упр.
Слайд 38. Повышенный уровень: придумать сказку о частях речи.


Рисунок 115