Конспект внеклассного мероприятия Огонь — друг, огонь — враг


Внеклассное мероприятие "Огонь - друг, огонь - враг""
Цель: Продолжить формирование знаний детей о пожарной безопасности. Научить учащихся правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Задачи:
закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный", "спасатель"
прививать навыки осторожного обращения с огнем
воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения
формировать навыки групповой работы учащихся
I. Организация начала урока
Подготовка учащихся к работе на уроке.
II. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов
Слово учителя: Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.
Учитель:
Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня,Бережёт родную школу от огня?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Учитель: Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Учитель: А сгорел гараж знакомых и строительный забор.
Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.
Учитель:
Кто соседской детворе объясняет во дворе, Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Учитель: Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья.
Учитель: Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.
Дети: Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья
Учитель: Так о чём мы будем говорить?
Дети: О безопасном обращении с огнём.
Учитель: Для того, чтобы узнать тему урока вам необходимо будет выполнить задание:
Отгадайте загадку:
Шипит и злится, воды боится
Без рук, без ног, а все съедает. (Огонь) 
Учитель: Правильно ребята. Тема нашего урока “Огонь ошибок не прощает”. 
III Усвоение новых знаний
Учитель: В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся по земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятал её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее. Огонь стал надежным товарищем и помощником людям. 
IV Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала
Учитель: Ребята, назовите, пожалуйста, зачем нужен огонь людям?
Групповая работа "Назови сферы применения огня".
Учащиеся делятся на группы, совещаются и называют сферы применения огня.
Учитель: Да, огонь необходим для: 
приготовление пищи
двигатели внутреннего сгорания
плавка металлов
изготовление стекла и кирпича
обжиг керамических изделий
теплоэлектростанции
V. Физическая минутка. Игра "Огонь, вода, песок".
Учитель называет слова, дети показывают соответствующие движения.
"Вода" – показать горизонтальную волну одной рукой;
"Огонь" – вертикальные волны обеими руками, изображая пламя;
"Песок" – делать движения пальцами, словно сыпешь песок сверху вниз.
VI. Продолжение усвоения новых знаний
Учитель: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.
Учитель: Что такое пожар? 
Дети: Костер, пламя, когда горит дом, когда что-то горит…
Учитель: Пожар – неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. 
Пожар – огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).
VII. Закрепление знаний
Учитель: Ребята, В. Маяковский очень давно написал такие строки: Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам! Как вы думаете, о чем он хотел сказать? 
Коллективная работа учащихся “Причины пожара”.
Учащиеся комментируют свои ответы.
Неисправность электроприборов и электропроводов.
Забывчивость (забыли выключить утюг, чайник, телевизор).
Близость к огню предметов, которые быстро загораются (занавески, мебель, обои, книги, одежда и т.д.)Перегрузка электросети.
Игры со спичками, зажигалками
Воспламенение от искры (костер, печь, камин).
Взрывоопасные вещества и жидкости (керосин, порох, лак для волос)
Петарды.
Небрежно брошенный окурок, не затушенный костер.
Учитель: Что делать, если вдруг начался пожар? 
Учащиеся:
Позвонить в пожарную охрану по телефону “01”, сообщить характер возгорания, свой адрес.
Попытаться погасить огонь самостоятельно на начальной стадии горения (используя воду, песок, огнетушитель).
Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключить электричество, газ. 
Учитель: Но при пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться. Он забирается во все щели. А человеку, порой хватает сделать несколько глотков, чтобы потерять сознание или даже умереть.
Помни. 
Надо дышать через мокрую тряпку, плотную материю.
Выбраться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.
Если никого нет в комнате, быстро уходи на улицу, закрыв за собой дверь.
Если ты не можешь выйти на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма.
После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь.
Учитель: Что же надо делать, чтобы пожара не было? 
Дети: не играть со спичками, не оставлять включенными утюг, телевизор…
Учитель:
Никогда и нигде не играйте со спичками и зажигалками.
Самостоятельно не зажигайте газовую плиту, а в сельском доме не пытайтесь растапливать печь.
Не оставляйте без присмотра включённый утюг или чайник.
Не играйте с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
В лесу не разжигайте костёр без взрослых.
IХ. Обобщение и систематизация знаний
Учитель: Люди какой профессии всегда приходят на помощь во время пожара? 
Учитель: “Шутки” с огнем приводят к большим неприятностям. (Слайд 26)
Х. Контроль и самоконтроль знаний учащихся
Учитель: Чтобы проверить знания, полученные на уроке, проведем блиц-опрос. Ответьте на вопросы: 
Какой орган при пожаре защищает ватно-марлевая повязка? (Дыхание.)
Средство пожаротушения. (Огнетушитель.)
Номер пожарной службы? (01.)
Почему телефон пожарной службы – 01?
01 – простой, его всякий запомнит, 01 – номер короткий, на пожаре дорога каждая минута, 01 – номер удобный, его в темноте легко набрать на диске телефона.
Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не сможешь потушить самостоятельно? (вызвать пожарных по тел. “01”).
ХI. Подведение итогов урока
Учитель:
– О чем говорили на уроке?– Какие правила нужно соблюдать, чтобы не было пожара?– Как вызывать пожарную команду?