Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС


Попкова Валентина Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ « Сернурская средняя полная
общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза
А.М. Яналова»
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, резкое снижение физической подготовки молодежи, отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей. ФГОС предъявляет высокие требования личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого педагога. Учитель должен помнить, что воспитывает не проведённое мероприятие, а пережитое  ребёнком эмоциональное состояние
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями .Качественное образование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Для начала нужно работать над повышением духовности урока. Сегодня каждый из нас стремится, чтобы на каждом уроке присутствовали добро, истина, красота. Большие возможности духовно-нравственного воспитания заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Именно в младшем школьном возрасте, когда так сильна эмоциональная память, восприятие того или иного образа может оказаться решающим в жизни человека, потому что именно в это время формируется в детях духовное начало. На уроках использую произведения таких авторов, как А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.К.Толстого, Л.Н. Толстого, русские народные сказки, пословицы и поговорки. Практика показала, что применение пословиц и поговорок, характеризуются устремленностью к духовности, нацеленностью на толерантность, уступчивость, солидарность, добро, любовь.
Также одним из средств духовно-нравственного воспитания является семейное чтение. При этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре, зле, но и сближает всех членов семьи. Важную роль  в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т.к.  каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний, День здоровья, День птиц; праздники: «Посвящение в первоклассники», «Масленица широкая», «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «Лучше всех на свете – мамочка моя!»; спортивные состязания на приз Деда Мороза; Слёт отличников, урок мужества «Этих дней не смолкнет слава…», кругосветка «По следам героев произведений детских писателей и др.
Рразработана тематика классных часов «Уроки жизни». : «Мой внутренний мир», «Мой характер», «Мой самый хороший поступок», «Что такое хорошо, и что такое плохо?», «Что есть добро?» и др. Эти занятия обогатили духовно, интеллектуально и нравственно, изменили внутренний мир детей . Со 2-го класса детям предлагаются небольшие сочинения о своём внутреннем мире и о понятиях добра, совести и др. нравственных ценностях.
Второе направление включает в себя занятия по основам психологии общения. Разработано ряд занятий, направленных на обучение социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола и взрослыми, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций. . Вот некоторые темы занятий: «Способности человека. Желания, увлечения», «Я и семья», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Я – человек», «Мир человеческого общения» и др. Такие занятия решают следующие задачи: формировании, развитие коммуникативных качеств, чувств, использование в деятельности и вне её;
развитие умений общаться;
формирование социальных установок, коммуникативных качеств, чувств.
Данная работа предусматривает использование ролевых игр, дискуссий, драматизаций, моделирования, проигрывания анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок и др. Предпочтение отдается игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
Подлинным источником красоты является национальная культура.
К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого.
. Ориентация подрастающего поколения на ту или иную систему ценностей складывается в определенной социокультурной среде и зависит от характера самоопределения в духовно-нравственной сфере взрослых, значимых для ребенка, какими и являются педагоги Следует, однако, заметить, что многие вопросы духовно-нравственного воспитания требуют не изобретения новых приёмов, методов, а разумного использования и системного применения старых, общепринятых. Ибо, как сказал классик, и устарела истина, и стариною бредит новизна.
Список использованных источников
Ж. Завуч начальной школы. Новой школе- новый учитель.,2011.,№2
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ.-
М., 2009
3. Подковко Е.Н. Особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты. // Психология, социология и педагогика. – Май, 2012.
4. сайт: http://festival.1september.ru/articles/212640/.