Духовно-нравственное становление личности ребенка средствами музыкально — фольклорной студии Гармония

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОЙ СТУДИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Батманова Анна Васильевна, Почётный работник общего образования Российской Федерации,
Казанцева Тамара Ивановна, Почётный работник общего образования Российской Федерации,
Прокопьева Василиса Владимировна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества», город Абакан, Российская Федерация

Современная ориентация образовательно-воспитательной системы дополнительного образования детей направлена на развитие творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения. Музыкальное образование и воспитание является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие личности ребенка. Знание о музыке в наше время играют все большую роль в воспитании и обучении, придавая эстетическому развитию детей образовательную широту и идейность.
Будучи проводниками музыкальной культуры, педагоги музыкально- фольклорной студии «Гармония» Центра детского творчества чувствуют себя ответственными за духовно – нравственное воспитание детей. Основная цель, которую решают педагоги - музыкально- духовное развитие личности ребенка через приобщение к народным традициям, детскому песенному творчеству, инструментальному исполнительству и детскому фольклору. В настоящее время педагоги студии все более осознанно используют новые образовательные технологии, методы и формы, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Главное, создать на занятии атмосферу увлечённости, заинтересованности, так, чтобы музыка смогла завоевать души воспитанников. Эффективный результат дает использование на учебных занятиях технологии проблемного обучения. Творческие задания составляются с учетом всех видов деятельности: при слушании музыки, пении, игре на музыкальных инструментах, например «Рисуем музыку» - дети подбирают стихи и музыкальное произведение, у которых совпадают ритм и мелодика, художественная и музыкальная деятельность соприкасаются с изобразительной и даёт возможность детям отразить в своих рисунках музыкально- художественный образ; написание мини-сочинения – учащиеся, размышляя о музыке, которую исполняют на инструменте, раскрывают смысловое содержание музыкального произведения в художественном слове; «Занимательная музыка» - задания, способствующие развитию творческой фантазии (через стихи, сказки, игры); «Загадка - творчество» (отгадать мелодию, импровизировать, сочинить) и др.
Адаптировалась и успешно развивается в студии технология проектной деятельности, которая способствует готовности учащихся к исследованию, приобретению навыков опыта и самостоятельности. Формируя через проектную деятельность учебно-познавательные компетенции, мы придерживаемся следующих принципов: не стоит «стелить соломку» на каждом шагу ребенка, нужно позволить ему иногда совершать ошибки, чтобы потом он сумел самостоятельно найти пути их преодоления, не натаскивать, давая знания в готовом виде, а вооружать приемами познания. Сегодня мы создаём учебные мини-проекты. Они удобны тем, что могут быть реализованы внутри коллектива студии и интегрированы. Проекты по времени рассчитаны на 2 – 3 занятия и дают возможность для активного включения учащихся в процесс реализации проекта. С помощью педагогов и родителей воспитанники подготовили творческие мини- проекты: «Музыкальная сказка», «В стране музыкальных загадок», «Портрет русской народной музыки», поисково-исследовательский проект «Песни, опаленные войной». Практикуются краткосрочные творческие мини-проекты: «Интеграция народного вокала и современной хореографии» на базе детского образцового хореографического ансамбля «Каприз» и народно-певческого ансамбля «Берегиня», вокально-хореографический проект « Русская зима» в сотворчестве ансамбля «Берегиня» и детского музыкального театра «Веселые человечки». Уникальные возможности интегрированного обучения позволяют педагогам познакомить детей с историей народной песни и танца, содействовать развитию дружеских творческих контактов, получать дополнительную информацию по изучаемому в коллективе материалу.
Воспитанники студии приняли активное участие в презентации учебных мини – проектов «Я - исследователь». Учащиеся провели исследовательскую работу по истории музыкальных инструментов, творчестве композиторов, а также исполнили музыкальные произведения на инструментах. Самый младший участник студии Давиденко Дима с достоинством представил презентацию праздника «Иван- Купала», выразив свою точку зрения о значимости сохранения традиций красивого народного праздника от поколения к поколению. Презентации учебных мини- проектов перспективны. Они открывают для детей возможность реализовать себя в поиске самостоятельного выбора, творческого самовыражения и успешности. Столкнувшись с проблемой отсутствия информации у детей об истории родного края, коллектив студии счёл необходимым создать проект регионального типа социального партнерства студии «Гармония» с национальной школой. Уже третий год реализуется проект «Национальная мозаика». Цель проекта: сформировать отношение воспитанников к этнокультуре, традициям и истории своей малой Родины. Участники проекта соприкоснулись с традициями и культурой русского и хакасского народа, узнали много нового о жилище, костюмах, музыкальных инструментах, обычаях и укладе жизни народов России и Хакассии. Дети подобны цветку, который тянется к солнышку и задача педагогов - помочь раскрыть их богатый внутренний мир талантливости и увлечений. Вместе с воспитанниками и родителями проводятся досуговые мероприятия, конкурсные и развлекательные программы, где дети проявляют свою активность, любознательность, умение. Система таких праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. Особое внимание уделяется подготовке сценическо - обрядовых праздников. Педагоги, используя доступный материал, открывают перед воспитанниками новые страницы истории, приобщая их к традициям народной культуры и творчества. Это «Русская кухня в народных традициях», обрядовый праздник «Рождественские традиции культур разных народов». Подготовка и организация таких праздников и мероприятий не только активизирует творческое проявление детей, но и несёт воспитательный потенциал, формируя такие качества как гражданственность и патриотизм, уважение и толерантность к традициям и обычаям народов разных культур. Главное, что, включаясь в процесс работы, дети становятся духовно богаче, учатся ценить и любить свою малую Родину, понимать её значимость и красоту. Современное время диктует, чтобы наши дети были адаптированы в социуме. Нам, педагогам, очень важно развивать у детей такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность. Творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей в образовательной системе студии «Гармония» способствует расширению сферы деятельности воспитанников, развитию творческих способностей и дарований каждого ребёнка, формированию духовно - нравственного самоопределения детей.
Библиографический список
1.Кабалевский, Д.Б. Музыкальное воспитание в современном мире. М., 1973г.
2.Крюков, В.В. Работа с детскими коллективами – важнейшее направление в системе музыкального воспитания. Ростов-на-Дону, 2002 г.


15