Русский язык. Списывание с печатного текста(1 класс)


Упражнения для отработки навыков списывания с печатного текста в 1 классе.

· тексты, состоящие из предложений, в которых слова не расходятся с произношением;
2 - тексты, состоящие из предложений с орфограммами слабых позиций.
Первый раздел состоит из трех частей:
* 1. Введение алгоритма списывания (в виде зрительных диктантов):
- сначала идут отдельные предложения.
Смолкли птичьи стаи.
У Лены мел.
Рома мал.
Мама мыла Милу мылом.
Малыши пляшут польку.
Укрыла Соня розы на зиму.
Спят розы и видят сны.
Ученье – путь к уменью.
Умелые руки не знают скуки.
Зимой и летом одним цветом.
Век живи – век учись.
Мир строит, а война разрушает.
Мало хотеть, надо уметь.
Язык острее меча.
Россия – Родина моя.
Шхуна села на мель.
Яша грел чай.
У куницы пушистый хвост.
Дети убрали школьный двор.
На ель прыгнула белка.
Птицы вили гнезда.
Маша купила груши.
У дома рос тюльпан.

- Затем вводятся небольшие тексты.
- Был у старухи кот Пушок. Он любит молоко. У него пушистая шерсть.
- Дети спешат на горку. У них санки. Весело катятся они вниз с горки.
- Дедушка и внук едут на дачу.
- Их дача у леса.
Там шумят ели и сосны.
У дома цвел клен.
- Был теплый день.
Мальчики шли на речку удить рыбу.
С ними была Жучка.
- Вырастет Слава и станет строителем.
А Павлик полетит на Марс. Он станет космонавтом.
А кем станут Максим, Сева и Роман?
2. Введение списывания текстов с книги.
Я предлагаю небольшие тексты из книги.
В зоопарке разные звери. Вот за забором лев. Мы сразу узнали слона. Он стоит и посыпает песком спину.
Систематизация изученного материала.
Систематизируя изученный материал, я предлагаю специально отведенный материал для этого "Мы умеем писать”.
Зазвенел звонок. И вот мы на уроке. Анна Ивановна познакомила нас с новым звуком.
Сима и Зина вырастили розы.
Выросли розы – красные и розовые.
Зина и Сима принесли розы в класс.


Роща ждала снега. Он выпал ночью. К утру ветки украсились пушистыми хлопьями. Теплый снежный платок укутал рощу на долгую зиму.
Чудной тюлень.
Жил да был чудной тюлень.
Чайкам пел он целый день.
Хоть сто дней на льдинах день,
Пел без устали тюлень.
* Плывут тучки. Журчат ручьи. Весь двор в лужах.
* Мы были в парке. Там интересно. Там липы и сосны.
* С ветки на ветку скакали белки. Они были не в клетке, а на воле.

3. Отработка навыков списывания.
Приступив к работе по учебнику "Русский язык”, мы наряду с тем, что дети работали с предложенными упражнениями по теме в учебнике, я предлагала ещё свои тексты, чтобы на каждом уроке отрабатывались навыки списывания.
Был летний день. Коля и Витя пришли на речку удить рыбу. Вот банка для рыбы. Вот черви. А крючки где? Дома забыли. Вот так рыбаки.
Гном унес забытый лом.
И надумал, строит дом.
Ах ты, глупый, глупый гном!
Кто из лома строит дом?
Шарик.
Машу ждет школа. И бабушка уйдет за грибами. Их в рощах тьма. Хватит дел и Шарику. Он один в ответе и за дом и за сад.
С утра Аня на уроках. Ей уже семь лет. Дома Аню ждет братик Коля. Аня любит играть с ним.
Белка спрыгнула с ели.
Мы уже все съели.
У Маши лейка.
Лей-ка, Маша, в
·оду из лейки.
Заячья шуба.
К зиме зайка надел новую шубу – пушистую, белую. А зачем такая шуба? В ней любая стужа пустяк. Да и врагам приметить Зайца трудней. А уйдет зима – он снова сменит шубу на летний серый кафтан.
Любимцы цирка.
Конь Тюльпан, слон Бутон и козы Астра и Роза дружили. Их любил весь цирк. Толстый и добрый клоун Буль дал друзьям кличку Клумба. А звери звали клоуна Булка.
Мы въехали в новый дом.
У дуба лисьи норы.
Волчья стая гнала лося.
В ручье жили вьюны.
Мама и дочка шили для куклы Веры платья. С утра я пью чай. Мне купили ручку и циркуль.
Жил у нас кот Пушок. Был он шалун и задира. То с псом драку устроит. То бабушкины чулки стащит. То шляпу с полки свалит.
К лесным жителям пришла беда. Начался пожар. Звери мчались из леса. Кричали птицы. Будьте осторожны с огнём!

Второй раздел начинается после того, как дети научились выделять орфограммы слабых позиций.
Работа по списыванию продолжается после того, как дети научились писать с пропусками орфограмм (письмо с дырками). По программе – заполнение пропусков начинается со знакомства со словарем. Потом идет работа с готовым текстом по книге.
Этот блок состоит из двух частей:
1. Списывание слов со словаря.
Весело
Воробей
Ворона
Девочка
Дежурный
Деревня
Заяц
Карандаш
Класс
Корова
Лисица
Машина
Медведь
Молоко
Москва
Пальто
Пенал
Петух
Работа
Ребята
Собака
Сорока
Тетрадь
Ученик
Ученица
Учитель
Учительница
Хорошо
Язык
Напиши слова, проверь по орфографическому словарю.
Пнал, древня, пльто, мшина, врона, срока.
Прочитай. Составь из частей пословицы. Запиши.
Корова в тепле - и куста боится.
Воробей молоко на столе.
Пуганая ворона и на кошку чирикает.

2.Списывание текстов из книги.
У окна стоит столик. У Аллы салат. И у Алика салат. Он солил салат.
У Коли стаканы. Он налил соку. У Тани и Коли сок.
Тут и мыло подскочило,
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как . (оса). К. Чуковский.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий – синий,
Презелёный красный (шар). С.Михалков
Осторожно – пузыри
Ой, какие!
Ой, смотри!
Раздуваются!
Блестят!
Отрываются!
Летят!
Мой – со сливу!
Мой – с орех!
Мой не лопнул дольше всех!
Э. Фарджен
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Добрый доктор (Айболит.)
Это переход к завершающему этапу формирования этого вида письма. (Он начинается в конце 1-го класса и завершается к концу первого полугодия 2-го класса).
Работа по списыванию в 1 классе закончена, но работа в целом не завершена. С началом нового учебного года – со 2 класса списывание продолжается.