Космическое путешествие по Галактике Имя Существительное


КГУ «Средняя общеобразовательная школа №2» город Семей
Учитель начальных классов: Щербакова Екатерина Федоровна
Предмет: русский язык (3 класс)
Тема: Проверим чему мы научились. «Космическое путешествие по Галактике Имя Существительное».
Цель урока: повторить и систематизировать изученный материал по теме «Имя существительное». Задачи: 
создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; закрепление знаний об имени существительном посредством игры; 
развивать самостоятельность мышления, внимание, память, орфографическую зоркость, речь. Развивать навыки самоконтроля.
воспитание интереса к русскому языку. 
Тип урока: обобщение знаний .Форма урока: нетрадиционная (космическое путешествие). Ход урока I. Организационный момент.  1.Эмоциональный настрой.
Учитель.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Кто же хочет получать
Только лишь оценку “пять”?
2.Работа над темой урока.-ребята о какой части речи говорится?
Знаю я теперь отныне- Есть одно такое имя -  Назовет любой предмет  И на все нам даст ответ.  Это главная часть речи,  Обозначает все на свете, 
Без нее никак нельзя. Существительным ура!
-Ребята сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие по Галактике «Имя существительное». Во время путешествия нам предстоит повторить все о имени существительном.
В путешествие отправятся 3 экипажа знатоков русского языка: "Умники", "Знатоки" и "Всезнайки". В каждом из них есть капитаны . Их задача оценивать работу каждого члена экипажа. (На протяжении всего урока работу каждого экипажа будет оценивать жюри. (гости урока)).-Ребята все путешественники ведут дневники, где они ведут записи, нашими дневниками будут тетради. Прежде чем отправиться в путешествие, нужно их подготовить .Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число.
Минута чистописания: Гг галактика
Галактика:
-звездная система, в которую входит множество звезд, в том числе Солнце со всеми планетами.
А на чем мы отправимся мы узнаем отгадав загадку
Крыльев нет у этой птицы,Но нельзя не подивиться:Лишь распустит птица хвост –И поднимется до звезд.
(ракета)
-А что такое космос? (вселенная; наша Земля и всё, что существует за её пределами: звёзды и другие планеты)
— Кто летает в космос? (космонавты)
-12 апреля 1961г. Ровно 53 года назад на космическом корабле «Восток» Ю. А. Гагарин совершил первый в истории человечества полёт в космос. С тех пор, каждый год 12 апреля вся страна отмечает День космонавтики.
— Какими, на ваш взгляд, должны быть космонавты? (выносливыми, находчивыми, смелыми, трудолюбивыми, сообразительными)
— Какое путешествие совершают космонавты? (космическое)
— На чём летают космонавты в космос? (космических кораблях или ракетах) (Показать фото)
— Откуда стартуют космические корабли? (с космодрома)
Мы с вами сегодня отправимся в свое космическое путешествие и встретимся с жителями другой планеты. Вы готовы отправиться в путь.
-Путешествие – дело довольно трудное, допускаются к нему только здоровые люди. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету – пройти контроль состояния своего здоровья. 
II. Проверка домашнего задания. Домашним заданием к нашему уроку было подобрать пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Зачитайте, пожалуйста, выписанные вами пословицы и поговорки. Ответы детей: Здоров будешь - все добудешь. Здоровье дороже богатства. Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду. Здоровье дороже денег. Здоровье не купишь - его разум дарит. Здоровьем слаб, так и духом не герой. Здоровью цены нет. Здоровья за деньги не купишь. Курить - здоровью вредить. Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится. Чистая вода - для хвори беда. Чистота - залог здоровья. 
Учитель: Вы молодцы, у вас отличное здоровье! Все допущены к полету! Вы готовы отправиться в путь?
Все на старт
Готовы дети?
Полетим мы на ракете
Улыбнемся мы друг другу
И быстрей прогоним скуку
Тайны космоса узнаем
Все загадки разгадаем
Мы летим быстрее света
На космической ракете
Ярко звездочки сверкают
В гости всех нас созывают
Все им дружно подмигнем
Точно курс мы свой возьмем
Хором: 5, 4, 3, 2, 1... пуск! А.Скрябин "Соната №3"
III. Актуализация знаний. И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо.
Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах Галактики Имя существительное»: «Грамматическая», «Экспериментальная», «Шифровочная»
Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата, которые охраняют инопланетяне. Не всех они пропускают через них, а только самых смелых, отважных, а главное – знающих. Вам необходимо ответить на вопросы инопланетян.
Фронтальный опрос: 
1)Какая часть речи называется именем существительным? 2) Перечислите постоянные морфологические признаки существительного. 3) Какой род могут иметь существительные? 4) Какие окончания имеют существительные мужского, женского и среднего родов? 5) Сколько склонений у существительного?
6) Как изменяются существительные? (по падежам и числам). 7) Какова синтаксическая роль имени существительного в предложении? 
IV. Работа по теме урока. Путешествие по Галактике Имя существительное. 1. Планета "Грамматическая" Учитель: ребята, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе. Перед нами первая планета «Грамматическая». Не зевай по сторонам, Ты сегодня – космонавт! Начинаем тренировку, Чтобы сильным стать и ловким! Задание: Прослушайте фрагмент песни "Земля в иллюминаторе". У вас на партах есть карточки на которых записан фрагмент текста песни, выпишите из данного текста имена существительные и укажите их склонение. Земля в иллюминаторе, земля в иллюминаторе, Земля в иллюминаторе видна... Как сын грустит о матери, как сын грустит о матери, Грустим мы о земле - она одна. Песня "Земля в иллюминаторе"
- Давайте, проверим, правильно ли справились наши экипажи с заданием.
2. Планета "Экспериментальная". - Молодцы, ребята, давайте продолжим наше путешествие и отправимся к планете «Экспериментальная». - Жители этой планеты - "Разносклоняемые существительные" - просят нас о помощи: после урагана они потеряли свою семью– помогите им найти друг друга, для этого просклоняйте слова по падежам. - Работают по 1 человеку от каждой команды у доски. За каждый правильный ответ команда получает звездочку. (Ракета, самолёт, звезда).
- Спасибо, вы очень помогли жителям этой планеты. Вы, наверное, немного устали, путешествуя по Галактике. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. 
Физминутка
По порядку все планетыНазовёт любой из нас:Раз - Меркурий,Два - Венера,Три - Земля,Четыре - Марс.Пять - Юпитер,Шесть - Сатурн,Семь - Уран,За ним - Нептун.Он восьмым идёт по счёту.А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.
Пальцы надо нам размять
Чтоб ракетой управлять
Каждый пальчик свой потрем
Их сожмем и разожмем
Мы на землю поглядим
Ей привет передадим
Глубоко мы все подышим
Звуки космоса услышим
Из космоса прилетели
И за парты тихо сели
Продолжаем свой урок
Чтоб закончит точно в срок.
- Молодцы, ребята, у вас очень дружный и умный экипаж. . Вот теперь можно лететь: По ступенькам поднялись, Дружно за руки взялись, Аккуратно надо сесть, Чтоб приборы не задеть. 3. Планета "Шифровочная". Продолжаем наше путешествие. Мы приземлились на планету "Шифровочная". Жители этой планеты очень хитрые и коварные. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Мы нашли письмо-шифровку. Его оставили нам инопланетяне, но они допустили много ошибок. Наша задача исправить эти ошибки.
В долекой древносте люди замичяли на ночьном небе протянувшуюся через весь небо свод бледную светящуюся паласу. Она напоминала им пролитое малако. По легенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Светящуюся паласу назвали Млечным Путем. Благодаря наблюдениям галилея, стало известно, что Млечный Путь - это множество долеких и потому неярких звезд. Они и сливаются в одно тусклое свечение. Такую систему назвали галактикой. 
(все каманды сдают карточки с готовой работой жюри)
Пока жюри проверяет ваши работы послушайте следущее задание.
-Сейчас я буду диктовать слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши, 2 склонение присесть, положив руки на пояс, и если вы услышите существительное 3 склонения, то топните ногой негромко. - Вы готовы? Тогда начнём. Ракета, самолёт, небо, звезда, планета, космонавт, невесомость, пыль, экипаж, Земля, метеорит. 
Молодцы! Летим дальше. 
4. "Неизвестная звезда" - Ребята, взгляните на пути появилась какая-то «Неизвестная звезда». Подлетим ближе? Это не звезда, а корабль космических пиратов, они тоже для вас подготовили задание.
Игра «Будь внимателен»
Ж.р.- руки вверх
М.р.- руки вперед
Ср.р. – руки вниз опустить
Береза, озеро, море, папа, день, гусыня, пруд, тополь, варенье, щенок, молоко, семья, чувство, рябина, картофель
Проверь слова в столбиках, лишнее зачеркни.
Ср.р. М.р. Ж.р.
озеро след молоко
ведро кустик утка
молоток небо корова
солнце пальто Жучка
фасоль конь карта
Физминутка (звучит музыка, дети стоят).
Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина,Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине,Покачаться на Весах.Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. Руки вверх, в стороны внизпотянулись руки вверхруки в кулачки сжиматьРуки перед глазаминоги вместе, руки вверх, покачатьсянаклон вниз, руки машут тик-такприсесть руки впередНоги на ширине плеч, руки в стороны покачатьсяруки вниз, поднять голову вверх
потянулись вверх, руки вверхРуками берем созвездия
5. Возвращение на землю. Самостоятельная работа. Ну что ж, пришло время покидать Галактику Имя существительное» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь "Звездные врата”, инопланетяне хотят узнать, кто из Вас, ребята, самый умный», жюри оглашают результаты команд.
VI. Подведение итогов урока. Вы все успешно провели полет в Галактику «Имя существительное».
Вы показали себя умными, находчивыми, дружными. Все эти качества должен иметь настоящий путешественник Не справившихся с такой трудной работой, думаю, нет. Капитаны кораблей, поставьте оценки каждому члену вашего экипажа.Объявление оценок. Всем большое спасибо за активную работу на уроке. 
Самооценка собственной работы на уроке.
У каждого ученика листочек с лесенкой из пяти ступенек. С её помощью предлагаю оценить свою работу на уроке.
- На какую ступеньку вы сами себя поставите?

Могу помочь другим
Все понял
научился

Узнал новое
Было трудно
VII. Домашнее задание: Придумать сказку об имени существительном.