Открытый урок на тему :Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе















Тема: Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе














Автор: Михеда Марина Владимировна
Учитель химии МОУ СОШ №40
Цель: Дать план общей характеристики химического элемента по его положению в периодической системе и научить восьмиклассников давать общую характеристику элемента (Ме, не Ме); повторить на основе такой характеристики основные сведения о классификации неорганических веществ, их свойствах и генетической связи между классами веществ.
Расширить мировоззренческую функцию учащихся, развивать умение учащихся, развивать умение учащихся анализировать, сравнивать, применять алгоритм к ответу на вопросы.
Воспитывать в учащихся ответственное отношение к учёбе, стремление участвовать в обсуждаемом вопросе, гордость за достижение русских ученых – открытие периодического закона Менделеева.
Наглядность: интерактивная доска; таблицы; на каждом столе лабораторный латок с реактивом раствором гидроксида кальция ; индикаторная бумага, пропитанная фенолфталеином, химическая посуда.
Элементы и атомы,
В менделеевский взятые круг,
Сделали химию самой богатой
И самой творческой из наук.
Г. Санников

Ход урока.
1.Учитель ставит цель урока и задачи, которые предстоит решать учащимся.

Учитель: Сегодня мы с вами на основе ваших знаний о свойствах химических элементов в периодах, группах познакомимся с тем, как давать полную характеристику химическому элементу по таблице Менделеева и закрепим наши знания в решении задач по нахождению элемента в периодической системе и написании уравнений химических реакций.
Проверим дом. задание.
2. Проверка домашнего задания.

Пока учащийся решает домашнюю задачу у доски, проводится химическая разминка:
Как читается периодический закон Д.И.Менделеева?
Когда он был открыт?
Элемент №63 как-то «пошутил», что с точки зрения географии в нем находятся элементы №31 и №32. Так ли это? (№63-Европий;№31-Галий Франция,№32-Германий).
Какой элемент страдает «лунатизмом»? (№34 «селен» - с греческого «луна»)
Элемент состоит в III периоде, а его высший оксид имеет формулу R2О5. Определите элемент. Как он относится к соседям по «этажу»? Почему?
Элемент состоит в малом периоде IV группы, главной подгруппы, он является самым сильным неMe. Что это за элемент?
3.Объяснение нового материала.

После проверки домашнего задания учитель делает переход.

Учитель: Мы определили в нашей задачи, что искомый элемент – Са. Давайте дадим ему полную характеристику по таблице Менделеева.

Учитель: Ребята, вы знаете, что химия относится к точным наукам, поэтому даже давать характеристику элементу нужно, пользуясь определенным алгоритмом.
Учитель объясняет, как пользоваться планом.
Внимание! Вы послушаете то, как это делаю я, пользуясь планом, который имеется на интерактивной доске.

1.Положение элемента в Периодической 1.Под № 20 находится элемент Ca c
Системе Д.И. Менделеева и строение его атомов. Ar=40 а.е. № 20:Ca, Ar=40

2. Характер простого вещества (металл, 2. Т.к. он находится в начале периода,
неметалл). Это Ме. Ca-Ме.

3. Сравнение свойств простого вещества со 3.В группе Ca сильнее Mg, но слабее
свойствами простых веществ, образованных стронция, т.к. с увеличением Ar в
соседними по подгруппе элементами. группе свойства Ме усиливаются.
Mg
4. Сравнение свойств простого вещества со 4. В периоде Ca сильнее Sc, но слабее
свойствами простых веществ, образованных К, т.к. с увеличением Ar в периоде
соседними по периоду элементами. свойства Ме ослабевают.
Sc 5. Состав высшего оксида, его характер 5. Он образует оксид CaO, который
(основный, кислотный, амфотерный). Является основным оксидом. CaO

6.Состав высшего гидроксида, его характер 6. Высший гидроксид Ca является
(кислородсодержащая кислота, основание, основанием
амфотерный гидроксид). CaO+HOCa(OH)2

7. Состав летучего водородного соединения 7. Ca дает гидрид CaH2 (это твёрдое
(для неметаллов). Вещество) CaH2-твёрдое вещество.

Учитель: ребята, вы обратили внимание на эпиграф урока. И если подойти творчески, то можно проверить, действительно ли высший гидроксид является основанием.

4. Проведение лабораторного опыта «Изменение окраски индикатора в различных средах.

Учитель: У вас в раздаточных лабораторных лотках имеется раствор оксида кальция в воде, чем надо подействовать, чтобы определить основной характер среды?

Ученик комментирует проведение лабораторного опыта:

Пробирку держим у отверстия, опускаем в пробирку индикаторную бумагу, пропитанную фенолфталеином, если индикатор станет малиновым, значит в растворе щелочная среда.

Учитель: Какие ещё индикаторы вы знаете? Какие вопросы есть по новому материалу?


5. Давайте дадим элементу под №16.



На оценку двое учащихся у доски.

№16:S; Ar=32
S-не Ме
SeP
SO3 – кислотный оксид
SO3+H2O H2SO4 2-ой человек
H2S – летучие соединение


6. Дом. задание: Дать характеристику №15;19; повт.4-пораграф
7. Закрепление: Составьте задачу на определение химического элемента.



Задача: Химический элемент расположен во II группе, главной подгруппы, в 6 периоде. Назовите этот химический элемент. Укажите его порядковый №. Составьте формулу его оксида и отметьте его характер.

Дано: Решение:
Эл. II гр.; гл. подгр. По таблице: Ва; №56:Ва, Ar=197
VI период Высший оксид ВаО-основной

№ - ?
RхОу - ?


Если останется время составьте генетический ряд Ва и осуществите цепочку превращений:

Ва ВаО Ва(ОН)2 ВаSО4 (4 оценки)

8. Вывод по уроку.

Что мы узнали нового на уроке?

С чем мы сегодня познакомились?

Пользуясь определённым алгоритмом мы точнее можем дать характеристику элементу по его положению в таблице Менделеева.

9. Итог урока.
Разработка открытого урока.