Урок по биологии 6 класс Семейства Паслёновые и Бобовые растения»

Разработка урока биологии в 6 классе по теме: «Семейства Паслёновые и Бобовые растения»
Чванова Ольга Викторовна – учитель биологии МКОУ
«Кабаковская сош» Алейского района Алтайского края.
Цель:
Образовательная: способствовать формированию представления о разнообразии растений класса Двудольные; познакомить учащихся с характерными признаками семейств Паслёновыеи Бобовые, их ролью в природе и жизни человека; совершенствовать умения узнавать изученные растения, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определённому семейству.
Развивающая: продолжить формирование умения составлять морфологическую характеристику растения, работать с определительными карточками по распознаванию растений данного семейства по внешнему строению; развивать интеллектуальные умения (анализировать, выделять главное, обобщать), культуру речи учащихся.
Воспитательная: способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ПК, гербарии, модули.
Литература: Пасечник В.В. Биология.6кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб.для общеобразоват. учеб. заведений.- 4-е изд., стереотип._М.:Дрофа, 2010.-272с.: ил.
Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/ Сост. С. Т. Исмаилова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Аванта+, 1996.- 704 с.: ил.

Ход урока:
УЭ – 0 Проверка Д/З интерактивная игра
УЭ – 1 Целеполагание дети
УЭ – 2 Историческая справка я и презентация, дети - задание
УЭ – 3 Работа с гербарием и рисунками дети, я - консультант
Релаксация
УЭ – 4 Работа с дополнительным материалом дети в статических парах
УЭ – 5 Синквейн дети
УЭ – 6 Рефлексия дети

1. . Повторение пройденного материала. (интерактивная игра «Покрытосеменные растения» УЭ -0.
2. Изучение нового материала: работа по модулю.
Эпиграфом урока будут слова великого русского писателя Л.Н. Толстого “Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, самостоятельная работа”.

УЭ – 1. Как вы считаете, какие задачи стоят перед нами на сегодняшнем уроке?
(изучить признаки растений семейства пасленовых; показать значения растений этого семейства для человека)
Ребята! Перед вами различные растения. Они очень разные знакомые и незнакомые: картофель, томат, дурман, белена, паслен черный, паслен сладко-горький, белладонна, баклажаны, перец, табак, петуния и др. Другая группа: акация, горох, люпин, клевер и др
Почему столь разные растения объединены в одну группу? (они родственны)
В чем заключается их родство? (предположения: возможно у них). Записать на доске проблему и гипотезы. Гипотезы выдвигаются самими учащимися
Мы выдвинули ряд предположений, это – гипотеза. Но любая гипотеза требует подтверждения. Как мы можем найти подтверждение? Нужно провести исследование.


УЭ – 2. Историческая справка:
Семейство бобовые имеет второе название – мотыльковые. Как вы думаете, за что оно получило такое название? Это название семейства возникло благодаря сходству цветка бобовых с мотыльком.
Рассмотрим характерные особенности семейства бобовые.
одно из самых многочисленных семейств цветковых растений. К этому семейству растений относится около 12 тысяч видов растений из почти 500 родов.
(Растения этого семейства распространены на всех континентах Земного шара, от тропических стран с сухим климатом до стран с умеренным и даже холодным климатом)
Какие жизненные формы характерны для растений этого семейства? (Одно- и многолетние травы, кустарники, полукустарники, лианы и деревья)

Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: русск. паслён, укр. паслнн, паслина, паслин, пасльон, песльон. Предполагают первонач. *па-сльнъ или *паслнъ, вероятно, из *ра- и ступени чередования к *slinа (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), т. е. «слизистое растение», ср. укр. шмаркоти
·ння, шмаркоти
·нє.
Паслёновые семейство двудольных растений. Травы, реже кустарники, лианы и небольшие деревья. Ок. 2500 видов (80-90 родов), в умеренных, тропических и субтропических поясах (большей частью в Юж. и Центр. Америке). Важнейшие роды: паслен, табак, мандрагора. Многие - ценные пищевые (картофель, томат), лекарственные (белладонна, скополия, белена и др.) и декоративные (петуния) растения.
Релаксация – например, видео «Вальс цветов»
УЭ – 3. Работа в группах с гербарием, заполняют таблицу.
УЭ – 4. Работа в динамических парах (Каждому учащемуся предлагаю дополнительную занимательную информацию об одном из растений этих семейств). Проверка либо кроссворд, либо минитест.
УЭ – 5. Составляют синквейн по одному из семейств.
УЭ – 6. Учащиеся заполняют лист рефлексии, подводят итоги, формулируют выводы.

Тема: Семейства Паслёновые и Бобовые.
Номер учебного элемента
Задания
Руководство по усвоению

УЭ -0 Проверка Д/З
Участвую в интерактивной игре
1 правильный ответ 1 бал.

УЭ – 1
словесный
Сформулируй для себя цель урока.



Тема урока.

УЭ – 2
Смешанный
Задание №1 заполни таблицу:
характеристика
Бобовые
Паслёновые

1. количество видов
2. этимология


3. распространение


Жизненные формы










Объяснение учителя + презентация 8 баллов

УЭ – 3 Смешанный (натуральный + иллюстративный



Корень

Лист

Цветок





Работа с гербарием.

УЭ – 4 Словесный
Работа в динамических парах с дополнительным материалом.


УЭ – 5







Составьте синквейн.












УЭ – 6
Рефлексия.







Д/З.
Заполните лист рефлексии
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно
Обязательно прочесть параграф, ответить на вопросы, по желанию составить кроссворд.



15