Урок по биологии для 6 класса» Семейство Розоцветные,бобовые».

Урок
Тема: Семейство Розоцветных, бобовых.
Цель: познакомить обучающихся с общими признаками семейства розоцветные,рассмотреть особенности вегетативных и репродуктивных органов растений этого семейства, познакомить с многообразием и их значением в природе и жизнедеятельности людей, показать их эстетическое значение и акцентировать внимание на бережном отношении окружающих к природе.
Задачи.
Обучающие:
-научить школьников выявлять главные признаки семейства на примере Розоцветных;
-сформировать умение составлять морфолого-систематическую карточку семейства;
- расширить знания учащихся о многообразии растительного мира;
- раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.
Коррекционно-развивающие:
- способствовать коррекции недостатков психо  - физического развития учащихся;
- совершенствование общеучебных и специальных умений;
- развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.
Воспитательные:
- реализовывать возможность политехнического воспитания при изучении значения Розоцветных;
Методы:

Словесные: диалог; рассказ с элементами беседы.

Наглядно - иллюстративные:демонстрация таблицы.

Исследовательско- поисковые:уменья делать выводы

Вид дея-ти уч-ся:Самостоятельная работа,конспект,беседа.

Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок – путешествия.
Вид деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.
Оборудование: лупы, гербарий, таблицы, мультимедийная установка РРТ, дидактический материал.
Литература:

1. Биология: справочник школьника (составитель Власова З.А.) – М., изд. “Слово”, 1995 г.

2. Большой энциклопедический словарь.

3. Биология ,7 кл. К. Кайым.2012г.

Ход урока.
I.Организационный момент с последующим аутотренингом (я молодец, я все знаю, у меня все получиться)
  Урок я начну словами М. Пришвина из произведения «Цветущие травы».
 « идет по лугу человек. Травы,  цветы, всякие колосинки, пуговки, шишечки приветствуют его и как своим старым добрым друзьям человек говорит: - Здравствуйте, милые, здравствуйте!»
Этим приветствием мы продолжим наше путешествие по царству Растений. Наш маршрут :
Станция « Разминка»
Станция « Думская»
Станция « Исследовательская»
Станция « Игровая»
Станция « Лирическая».
.
II.Проверка домашнего задания.

Станция «РАЗМИНКА».
1.Задание для всех. На слайдах с растениями, найти «лишнее» и объяснить почему оно «лишнее».
Слайд 2. Распределить признаки по классам однодольные, двудольные.
Слайд 3. Семейства тыквенные, крестоцветные. – представители.
2.Верны ли формулы цветков семейств. При правильном ответе хлопают в ладоши, нет – топают. Слайд3.Цветы поднимают.
Крестоцветные – Ч2+2 Л2+2 Т2+4 П1
Маковые-
Маревые -
Тыквенные -

Станция «ДУМСКАЯ» (Подбор заданий индивидуальный: 4 обучающихся работают с гербариями; 2- работа с терминологией; 2- слабоуспевающих с учителем; остальные по тесту, учитывая интересы обучающихся.)
1задание. Из предложенных гербарных экземпляров растений выбрать те, которые относятся к семейству Крестоцветных. Записать формулу цветков и особенности строения этих растений.
2задание. Из предложенных гербарных экземпляров растений выбрать те, которые относятся к классу однодольных и записать их общие признаки.
3задание. Из предложенных гербарных экземпляров растений выбрать те, которые относятся к классу двудольных и записать их общие признаки.
4задание. Из предложенных гербарных экземпляров растений выбрать те, которые относятся к семейству Маковых и записать формулу их цветка и особенности строения.
5задание. Установить соответствие (работа на компьютере).
Слайд 4.

1.Соломина а) часть цветка образованная лепестками
2.Эндосперм б)часть цветка образованная чашелистиками
3.Гаметофит в)сочный плод, содержащий много семян
4.Ягода г)жизненная форма растений, на которых созревают споры
5.Спорофит д)жизненная форма растений, на которых созревают гаметы
6.Венчик е)стебель полый внутри междоузлий
7.Чашечка ж)сочный плод с одним семенем внутри
8.Корнеплод з)запас питательных веществ в семени
9.Костянка и)видоизмененный подземный побег

6задание
Тест (на листах)
Выписать цифры под которыми находятся правильные утверждения для растений семейства Крестоцветных и представители этого семейства.

1.Венчик цветка раздельнолепестный, состоящий из 4 лепестков.
2. Венчик цветка сростнонолепестный, состоящий из 4 лепестков.
3.Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок.
4. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
5.Чашечка цветка сростнолистная, состоящая из 5 чашелистиков.
6.Плод – стручок или стручочек.
7.Цветки собраны в соцветие – корзинка.
8.Плод ягода или коробочка.
9.Капуста белокочанная.
10.Одуванчик лекарственный
11.Репа
12.Турнепс
13.Картофель.
14.Редька.
15.Капуста цветная.
16.Капуста краснокачанная.
17.Рапс.
18.Горчица.
19.Хрен.
20.Пастушья сумка.
21.Перец однолетний.
22.Василек полевой.
23.Сурепка.
24.Петунья.
7задание
2 ребенка работают по карточкам.

III.Изучение нового материала.

Станция «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством  цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.
- Посмотрите на это растение. - Кому оно знакомо? Назовите. Это-роза.
Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы? Почувствуйте ее аромат.
(Демонстрация живого растения, ее запаха)
Ее упругие стебли гордо держат цветы разных оттенков – от снежно-белых, розовых, желтых, до темно-красных. И каждый цветок, словно божественная мелодия!
Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.
«Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,
Раскрывшихся благоуханной чашей»
Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви - из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки  крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.
Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.
Роза – растение культурное. В наших садах розы стали разводить при Петре 1.
Видеоролик
.А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.
- Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока.
Семейство розоцветные.
Характеристика семейства.
1.Около 3000 видов.
2. Представлены деревья, кустарники, травы.
3.Стержневая корневая система.
4. Плод орешек, многоорешек, костянка, многокостянка, яблоко.
5. Стебель часто с шипами , побеговыми колючками.
6. Листья простые и сложные с прилистниками.
7.Формула цветка Ч5 Л5 Тм. Пм или Ч5 Л5 ТмП1
Семейство розоцветные включают четыре подсемейства:
Таволговые
Розовые – 1700 видов
Розоцветные: Яблоневые – 600 видов
Сливовые – 400 видов
3000 видов
из них 35 видов в РК
Сегодня говорить мы будем только о трех подсемействах. И так розовые – это шиповник, малина, земляника, костянка. Яблоневые – это яблоня, груша, рябина. Сливовые – это слива, вишня, черемуха, абрикос.
(Демонстрация слайдов)
Домашнее задание.№ 25.
Учить по таблице «Основные признаки семейств цветковых растений». Творческая работа мини-рассказ или сочинение «В гостях у сем –ва Розоцветных». Семейство бобовых по таблице.
2.Практическая работа.(У каждого на парте по1 гербарных экземпляра растений сем-ва Розоцветных и исследовательская карта). Исследуя данные гербарии растений этого сем-ва, находят его в таблице и заносят результаты в исследовательскую карту, подчеркивая характерный признак и вписывая цифру в формулу цветка.Исследовательская карта
Название растений
Строение цветка
Название плода
Лист
Видоизменение побегов

Яблоня
Ч Л Т П
Сочный
Сухой
Сложный
Простой
Колючки
Усики
Шипы

Земляника лесная
Ч Л Т П
Сочный
Сухой
Сложный
Простой
Колючки
Усики
Шипы

Абрикос
Ч Л Т П
Сочный
Сухой
Сложный
Простой
Колючки
Усики
Шипы

Вишня
Ч Л Т П
Сочный
Сухой
Сложный
Простой
Колючки
Усики
Шипы

Малина
Ч Л Т П
Сочный
Сухой
Сложный
Простой
Колючки
Усики
Шипы

Шиповник
Ч Л Т П
Сочный
Сухой
Сложный
Простой
Колючки
Усики
Шипы

Сравнивая результаты разных групп обучающихся, опираясь на имеющие слайды, (строение цветка ), виды соцветий (слайды), плодов (слайды), листьев, побегов растений сем-ва Розоцветных) делаем вывод. Результаты заносим в общую таблицу «Основные признаки семейств цветковых растений», которую начали заполнять на предыдущих уроках, изучая группы растений различных сем-в.

Жизненные формы также различны. Это деревья, кустарники и травы.
Значение:


Плодовые Ягодные Декоративные Эфирномасличные Лекарственные
яблоня малина боярышник розы шиповник
груша земляника малина

4.Значение Розоцветных. (Просмотр видеофрагмента)
- Что вы можете сказать о внешнем виде этих растений – форме и размерах листьев, окраске лепестков, плодах; значении их? Одинаковы ли они?
- Перечислите растения, имеющие плодово-ягодное значение.
- Назовите декоративные Розоцветные.
- Какие растения из семейства имеют лекарственное значение?
Напомнить обучающимся о бережном отношении к природе. ( Читает стихотворение Расула Гамзатова. С целым миром спорить я готов
1V. Закрепление нового материала.
Станция «ИГРОВАЯ»
1.Игра «ВЕРИШЬ-НЕ ВЕРИШЬ?» Каждый вопрос начинается со слов: «А веришь ли ты?» и обучающийся соответственно отвечает верит он или нет. Вопросы:
1.А веришь ли ты, что у Розоцветных плод костянка?
2, что цветки могут быть одиночные и собраны в соцветия?
3.,что в цветке много тычинок и много пестиков?
4..,что в костянке много косточек?
5..,что плод у черемухи ягода?
6....,что ранетка относится к сем-ву Мальвовых?
V.Станция «ЛИРИЧЕСКАЯ»
.(Домашняя подборка стихов, песен, легенд и т.д. Задание дано за неделю до этого урока).
Учитель. Цветы, как люди на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Многие поэты воспевали розы в своих произведениях. Ребята зачитывают строки из произведений различных поэтов.
В Древнем Иране поэты посвятили розе сотни стихов, а свою страну назвали Гюлистан- Сад роз. Большим почетом пользовалась роза в Древней Индии. Богиня любви , красоты и плодородия Лакшми, утверждали индусы, появилась из лепестков роз и поэтому каждый индус, принесший розу царю, мог просить у него все, что пожелает.

Лепестками роз слоем в один локоть был усыпан пол пиршественного зала, в котором египетская царица Клеопатра принимала Марка Антония.

Если пион считается царем цветов, то царица цветов- роза. Так впервые ее назвала поэтесса Древней Эллады Сафо. По словам Анакреона, роза родилась из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви вышла из моря. В другой легенде говорится, что роза своим происхождением обязана богине охоты Диане. Влюбленная в Амура богиня приревновала его к красивой нимфе Розалии. В великом гневе она изранила бедную жертву шипами терновника и Розалия умерла. Найдя возлюбленную бездыханной, Амур заплакал и слезы его оросили терновник, и тот вдруг покрылся дивными цветами – розами.
2.Групповая работа по выбору учеников (слайд )
Вопросы:
а)У растений семейства розоцветных цветок имеет ...околоцветник, чашечка состоит из ...чашелистиков, венчик из ...лепестков, тычинок .,., пестик ... . Плод ... или ... .
б)Выпишите номера растений, относящихся к семейству розоцветных.

1. Гулявник лекарственный.
2. Земляника лесная.
3. Садовая земляника.
4.Горох посевной.
5. Шиповник белый.
6. Дикая роза.
7. Черемуха обыкновенная.
8. Вишня обыкновенная.
9. Персик.
10. Сурепка обыкновенная.
11.Боярышник.
12.Овес посевной.
13.Дурман обыкновенный
В)Карточка
За 1 минуту обменяться друг с другом новостями о новом материале (6-7 опорных слов, характеризующих сем-во Розоцветных)
Рефлексия Ваза с розами. Красного цвета . хорошо, желтого цвета среднее.
Слово учителя.
-Ребята! Вот и закончилось наше удивительное путешествие в страну Розоцветных и я бы хотела, чтобы вы получили удовольствие от урока.
Спасибо Вам.
Итоги урока.


15