Использование теории креативного мышления как средства развития творческого потенциала учащихся в рамках конкурса Учитель года 2015


Уважаемые коллеги, в наш стремительно развивающийся век общество требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым ситуациям, проявлять гибкость и творчество, уметь общаться с разными людьми. Поэтому, одной из целей образования является развитие креативных способностей учащихся, воспитание такой личности, которая была бы способна принимать самостоятельные решения, личности, способной к творчеству. Сегодня я попытаюсь рассказать о технологии креативного мышления, которая помогает мне развивать творческий потенциал учащихся и повышать мотивацию в изучении предмета английский язык.
Я считаю, что важной задачей в развитии творческих способностей учащихся является создание социально-гуманной комфортной среды. Благоприятный психологический климат, который создает атмосферу раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, раскрывает потенциальные возможности личности ребенка.
Для решения этой задачи в настоящее время существует множество разнообразных педагогических технологий, методов и приемов обучения. Однако, все ли они действенны в современных условиях? Приносят ли те результаты, на которые рассчитывает учитель? Почему несмотря на востребованность ин языка в настоящее время, у детей возникают проблемы с мотивацией в его изучении?
Слайд1
Опрос, проведенный среди учащихся 7-8 классов показал, что:
- большая часть учащихся считают предмет «английский язык» одним из самых сложных;
- почти половина учащихся испытывают трудности при изучении лексико-грамматического материала;
- примерно 65% не видят возможности применения языковых знаний на практике;
- больше половины учащихся не могут самостоятельно преодолеть трудности при выполнении заданий;
- и, наконец, почти 45% учащихся заявили, что не хватает времени на подготовку дз
Анализируя эту информацию , я пришла к выводу, что необходимо разнообразить содержание уроков и внеучебных занятий креативными методами обучения, где учащиеся были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, творить, и могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
Слайд2
Что же такое креативность?Давайте заглянем в словарь,
Креативность ( «to create» – создавать) предполагает «создание» (проектирование) свойств, качеств из уже существующих элементов (свойств, отношений).
Слайд3
 Креативные методы обученияМетод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий.
Метод "Если бы ...". 
Метод случайных ассоциаций. 
Метод гиперболизации. 
Метод агглютинации.  например: горячий снег...
"Мозговой штурм" (А.Ф.Осборн).
«Круглый стол»
Метод синектики (Дж.Гордон)
Метод морфологического ящика 
Метод инверсии 
Метод разнонаучного видения. 
Слайд4,5
На протяжении нескольких лет я пробовала использовать разнообразные методы развития креативных способностей у детей разных возрастных групп. Мой опыт показал, что учащиеся младших классов более открыты для творчества, они не боятся делать ошибки, поэтому не возникает языкового барьера. Метод придумывания более подходит их возрастным и психологическим особенностям. В 5-6 классах использование метода «мозговой штурм» помогло при подготовке праздников английского языка и создании сказок «Белоснежка и 7 гномов» и «Снежная королева». Однако учащиеся 7-9 классов даже в таких необычных занятиях не хотят принимать участие, или делают это неохотно.
Слайд6
Я сделала вывод, что предмет (любой) будет интересен детям, если они смогут применять свои знания и опыт на практике. 21 век – это век информационных технологий. Мобильные телефоны, компьютеры, Интернет и другие гаджеты прочно вошли в нашу жизнь. И поэтому тема гаджетов, которую я, в том числе, использовала в своем учебном занятии, дала возможность, как раз, ребятам 7-9 классов узнать аббревиатуры и сокращения, которые мы используем каждый день, но не всегда знаем их значение (SMS, USB, e-mail). А Weblish – язык сокращения СМС (язык сокращенных слов) настолько понравился учащимся, что было решено провести
Видео «Круглый стол» между учителями гуманитарного профиля и учениками 8-ых классов. В ходе обсуждения рассматривались проблемы использования гаджетов, их преимущества и недостатки, а также обмен СМС на языке Weblish, причем, учащиеся справились с заданиями гораздо быстрее учителей. Подводя итоги «круглого стола» участники сделали выводы, что гаджеты и дивайсы действительно стали частью нашей жизни. Так почему бы не использовать их для расширения границ международного общения в сети Интернет?
Как человеку, увлекающимуся психологией, мне очень важно, чтобы на моих уроках учащимся было комфортно, и тогда они свободно могут творить, не боясь сделать ошибки и в общении не возникнет языкового барьера, тк креативный человек– свободный человек.
Слайд7
Очень интересным в этом плане мне показался метод «шести шляп» — это метод креативного мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Мы пытаемся построить «мостик», который поможет ученику перейти от этапа накопления знаний к этапу их свободного применения в разнообразных жизненных ситуациях, что, по сути, и является целью обучения английскому языку.Шесть шляп мышления, в процессе решения практических творческих задач, помогают справиться с тремя  главными сложностями:1.    Эмоциями. 2.    Растерянностью. 3. Путаницей.
Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. 
1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.
2.    Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции.
3.    Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами,.
4.    Черная шляпа полная противоположность желтой.
5.    Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений.
6.    Синяя шляпа – подведение итогов   Подводя итоги урока по теме “Гаджеты в нашей жизни”, я предлагаю ученикам следующий вид работы:- Как вы видите, гаджеты стали частью нашей жизни, раз они существуют, значит мы должны их использовать. Предлагаю вам надев шляпу определенного цвета, высказать свое мнение о нашей теме.
Слайд8
Итак, белая шляпа - (информация, которой мы располагаем о гаджетах только факты)
- это научные изобретения
- это источники информацииСлайд9
Красная шляпа (эмоции, интуиция - здесь не нужно ничего обосновывать)- Это круто! - мама его ненавидит!- Это пустая трата времени!Слайд10
Черная шляпа (критика и оценка)- Люди становятся гаджет зависимыми;- Это негативно отражается на психике;- Ухудшается зрение, слух;Слайд11
Желтая шляпа (достоинства и преимущества)- Помогает общаться;- Экономит время;- помогает узнавать что-то новое;Слайд12
Зеленая шляпа (творчество, генерация идей)-Участвуешь в международном общении.Слайд13
Синяя шляпа (итог, результат)- гаджеты могут нравится или нет, но они существуют и это реальность нашей жизни.С помощью этой методики можно:- привлечь к обсуждению тем, обычно стеснительных и неразговорчивых детей. При этом любой из участников высказывая свою точку зрения, не испытывает дискомфорта не смотря на то, что его мнение может противоречить мнению большинства, ведь он как бы говорит от имени одной из цветных шляп, а не от своего лица.- Благодаря четко обозначенной структуре работы, мышление становится более сконцентрированным, разумным и плодотворным.- дети учаться управлять своим вниманием.

Слайд14
Результатом опыта моей работы явились статьи на английском языке, в международных сборниках научных публикаций, вышедших в Софии и Праге. Вы можете ознакомиться с ними и с опытом моей работы на персональном сайте учителя английского языка ..., адрес сайта www...
Слайд15
Уважаемые коллеги!
Какую информацию дать ученику – знает каждый педагог.
А вот КАК её подать – это искусство!
Я желаю успехов в реализовации ваших самых заветных, креативных идеи.
Ваша Елена Багнюкова.
Вы ТВОРЧЕСКая, КРЕАТИВНая Личность, если:
1. Вы имеете смелость попробовать новые вещи и рискнуть потерпеть неудачу.
2. Вы используете интуицию, также как и логику при принятии решений и генерации идей.
3. Вы живете, с юмором и шутками, что в конечном итоге выльется в творчество.
4. Вы выразительны и экспресcивны, готовы поделиться тем, о чем думаете, чтобы быть собой.
5. Вы можете найти порядок в путанице и скрытый смысл в информации.
6. Вы движимы заданием, а не наградой.
7. Вы испытываете необходимость в поиске решений сложных проблем.
8. Вы подвергаете сомнению предположения и готовы искать сложные ответы, чтобы познать реальность.
9. Вы можете найти связь между старыми идеями и продуцировать новые.
10. Вы оказываете давление на оболочку с тем, чтобы расширить границы настолько, насколько это возможно.
11. Вы готовы протестировать новые идеи и конкурировать с другими, основываясь на результатах.