Дидактический материал по фонетико-фонематическому восприятию


Дидактический материал для развития фонетико-фонематического восприятия
Пояснительная записка.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие – это умение найти звук среди других звуков, выделить его в слове, определить его место и последовательность звуков в слове, посчитать их количество. Следовательно, фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии сохранённого фонематического слуха. Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения. Несформированность фонематического восприятия приводит к недостаткам усвоения письма. В результате на письме у таких детей появляются специфические ошибки, не связанные с применением орфографических правил русского языка. Примеры таких ошибок:1) пропуск гласных и согласных букв (день - 'днь', между - 'межу');2) перестановка букв, лишние буквы (лужа - 'нулжа');3) пропуск слогов, лишние слоги (дорожке - 'дожке', тишина - 'тишинына');4) замена гласных в ударном положении (задача - 'задоча');5) замена йотированных гласных (идёт - 'идют', посёлок - 'посялок');6) замена согласных: •свистящих - шипящих (золотистый - 'жолотистый');•парных по звонкости - глухости (картофель - 'картовель');•сонорных (ржи - 'лжи', мебель - 'небель');•аффрикатов (птицы - 'птичы', цветы - 'чветы');7) обозначение твердости - мягкости согласных на письме гласными (кругом - 'крюгом', люди - 'луди');8) обозначение мягкости при помощи ь (васильки - 'василки', большие - 'болшие');9) недописывание слов (мышка - 'мышк');10) замена слов, искажение слов (мишка - 'книжка', лепечут - 'требпечут');11) раздельное и слитное написание слов, предлогов (по лицу - 'полицу', столбом - 'с толбом'). У детей также может быть нарушено и чтение, так как между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная взаимосвязь. Этой категории детей свойственны следующие трудности при овладении чтением: они не могут слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы им уже известны. Такие дети читают, набирая слова по буквам, и при этом допускают специфические ошибки:1) пропуск букв, слогов, предлогов;2) замена и перестановка букв, слогов;3) «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;4) недочитывание окончаний слов;5) искажение слов;6) добавление лишних букв, слогов и даже слов;7) «угадывание» слов.Все рассмотренные выше ошибки являются показателем недостаточной сформированности у школьников фонетико-фонематических процессов.
Упражнения.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия.В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:I этап — узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
«Шумящие коробочки»Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее. Ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность. Не забывайте меняться ролями и обязательно ошибайтесь.
«Чудо-звуки»Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки - какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, голоса людей, А еще не забывайте про запахи - это тоже опоры для детей в познании и обучении.
«Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
«Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
«Где хлопнули? », «Где позвонили» Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».
«Тихо-громко»Звуки производятся то громко, то тихо. Дети также соотносят характер звучаний с дифференцированными движениями.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
«Метель»Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
«Близко – далеко»Логопед издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).
«Поймай звук», «Поймай песенку»Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
«Три медведя»Взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
"Угадай, как надо делать"
На этом этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем темпе. Взрослый несколько раз произносит в разном темпе фразу: "Мелет мельница зерно". Дети, подражая работе мельницы, должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит взрослый. Так же можно обыграть другие фразы ("Наши ноги ходили по дороге") или даже стишки:
Капля раз, капля два,Капля медленно сперва-Кап, кап, кап, кап. (медленные хлопки)Стали капли поспевать.Капля каплю догонять-Кап, кап, кап, кап. (хлопки чаще)Зонтик поскорей раскроем,От дождя себя укроем. (руки над головой)
«Ау!»
Детям предлагается по очереди называть имя водящего, который стоит к ним спиной. Водящий должен всякий раз определить, кто его позвал. Затем игра усложняется: дети, каждый по очереди, кричат водящему «АУ! », а тот отгадывает, кто кричал. Последний вариант игры: дети должны отгадать, далеко или близко кричит водящий «в лесу»: он произносит «АУ» то тихо, то громко.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
«Какое слово отличается?»Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Ком-ком-кот-комКанава-канава-какао-канаваУтёнок-утёнок-утёнок-котёнокБудка-буква-будка-будкаВинт-винт-бинт-винтМинута-монета-минута-минутаБуфет-букет-буфет-буфетБилет-балет-балет-балетДудка-будка-будка-будка
«Правильно-неправильно»Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон —фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
«Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.«Подбери похожие слова»
Взрослый произносит слова, близкие по звучанию: кошка – ложка, ушки – пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию.
«Покажи картинку»
Ребёнку предлагается показать картинки, близкие по звучанию: почка – дочка; рак – лак; кочка – мочка; коса – коза; корка – горка; шар – жар; замок – сапог; лис – рис и т. п.«Доскажи словечко»
Логопед читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:На ветке не птичка -Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Зовут его. (белка)
IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.
«Камертон»Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог - один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
«Отстукивание слогов»Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
«Угадай слово»Цель: составление слов с определенным количеством слогов. Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
«Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.
«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.Или: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».Оля, ты главный звук «и».Вера, ты второй звук слова «дно»Дети выстраиваются в шеренгу. В руках у них круги, соответствующие их звуку (синий, красный или зеленый). Перед детьми «живая» модель слова. Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.
Задания на определение количества слогов.
V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
«Найди место для своей картинки»Цель: учить дифференцировать звуки в словах. (ш-ж, б-п, р-л, ш-с, г-к, ж-з, з-с) .2 домика для каждого звука. (картинки со звуком [ш] живут в 1 домике, со звуком [с] в другом)
«Будь внимателен»Цель: различение звуков [д]-[т] в словах паронимах. Точка-дочка, толк-долг, катушка-кадушка, вода-вата, тоска-доска, плоты-плоды.
«Помоги собрать вещи»Цель: различение звуков [з] – [ж]Собрались комар и жук в путешествие. Помоги собрать им вещи в дорогу. Комару нужны вещи со звуком [з]. а жуку со звуком [ж].Зонтик, замок, пижама, лыжи, ножи, рюкзак, азбука, жилет, пирожок, блуза, звезда, жёлудь, значок. «Чемодан и портфель»Цель: различение звуков [ш].– [ж]Спрячь в чемодан предметы, в которых есть звук [ж], а в портфель со звуком [ш].
«Подарки»Цель: различение звуков [л] – [л*]; [р] – [р*]Звуковичок решил сделать Лане и Лене подарки. Но задумался, потому что Лана любит предметы со звуком [л], Лена со звуком [л*]. Помоги выбрать подарки.
«Что собрал мальчик на огороде со звуками [р] – [р*]»[р] помидор, укроп, морковь, горох, картофель. [р*] огурец, редиска, репа, редька.
«Найди в каких словах звучит песенка большого комарика, а в каких маленького»Цель: различение звуков [з].– [з*]Зонт, забор, корзина, зебра, стрекоза, берёза, замок, изюм.
«Кому, какая картинка»Цель: различение звуков [г] – [к]Голубю- картинки со звуком[г];Коту Леопольду - картинки со звуком[к].
Фонетическое лото «Звонкий – глухой»Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по звонкости- глухости. На карточку с жёлтым прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного, а на карточку с сиреневым прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с глухого согласного.
Фонетическое лото «Твёрдый – мягкий»Цель: Учить правильно произносить звуки и дифференцировать фонемы по твёрдости-мягкости. На карточку с синим прямоугольником- выкладывают картинки, в которых слова начинаются со твёрдого согласного, а на карточку с зелёным прямоугольником - выкладывают картинки, в которых слова начинаются с мягкого согласного.
«Покажи картинку»Взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.Затем эта игра должна усложняться следующим образом:1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].«Найди одинаковый звук» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — СVI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.«Спой начало»Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У.
«Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
«Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.
«Составь слово»1 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.2 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.
«Где звук?»Нахождение места звука в слове.Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. Когда это хорошо усвоится – в середине слова. Гласный должен быть ударным.
«Исправь ошибки»Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.Куклу выронив из рук,Маша мчится к маме:-Там ползет зеленый лукС длинными усами (жук).Закричал охотник: «Ой!Двери гонятся за мной!» (звери).Эй, не стойте слишком близко.Я тигренок, а не миска (киска).Тает снег, течет ручей,На ветвях полно врачей (грачей).Ехал дядя без жилета,Заплатил он штраф за это (билета).Сели в ложку и айда!Покатили вдоль пруда (лодку).Мама с бочками пошлаПо дороге вдоль села (дочками).На поляне веснойВырос зуб молодой (дуб).На пожелтевшую травуРоняет лев свою листву (лес).На глазах у детворыКрысу красят маляры (крышу).Я рубашку сшила шишке,Я сошью ему штанишки (мишке).Встало солнце, уходит прочьТемная длинная дочь (ночь).Фруктов в корзине не счесть:Яблоки, груши, бараны есть (бананы).В реке живет мак,Его не поймаю никак (рак).Чтоб пообедать, взял АлешкаВ правую руку левую ножку (ложку).На пароходе повар – докПриготовил вкусный сок (кок).Очень ласковый былОн хозяйку лизнул в лоб (кот).Рогатый долПо дороге шел (вол).Школьник кончил строчкуИ поставил бочку (точку).Тащил мышонок в норкуОгромную хлебную горку (корку).У печки с удочкой сижуОт рыбы глаз я не свожу (речки).Русская красавицаСвоей козою славится (косой).Усатый кит сидит на печке,Выбрав теплое местечко (кот).На поляне леснойВырос зуб молодой (дуб).Под березами, где теньПритаился старый день (пень).
Игра. У детей на столах лежат по 3 кружочка разных цветов, например: красный, желтый, зеленый. Логопед уславливается с детьми, что красный – звук а, желтый - звук у, зеленый – звук и. Когда дети запомнят это, логопед произносит сочетание из этих звуков сначала по 2 звука: ау, уи, уа, аи. Затем по 3 звука: ауи, аиу, уаи, иуа, иау. Дети должны разложить на столах разноцветные кружочки в определенной последовательности. Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков. При анализе согласных звуков должна соблюдаться определенная последовательность: сначала нужно учить выделять последний согласный звук в слове.