Линейка-Спирограф как средство подготовки детской руки к овладению письмом


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №60 "Золушка"
Описание педагогического опыта по теме:
«Линейка-Спирограф как средство подготовки детской руки к овладению письмом»
Соловьёва Евгения Петровна
Воспитатель
Нижневартовск, 2016

№ п/п Содержание
Стр.
1 Введение
3
2 Основная часть
8
3 Заключение
14
4 Список использованных источников
15
5 Приложения 16
Физиолог X. Хогленд, обращая внимание
на глубину и сложность интеллектуальной
творческой игры со спирографом, сказал:
"Понимание атома - это детская игра по сравнению с пониманием детской игры".
Введение
Одна из проблем, с которыми сталкивается современная педагогика — рост числа детей, не готовых к школьному обучению.  Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями  в дошкольный период развития.
В законе РФ «Об образовании в РФ» в статье Ст.64. говорится об интеллектуальных и личностных качествах, формировании предпосылок учебной деятельности дошкольников.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Не готовность дошкольников к школьному обучению в частности проявляется в несформированности некоторых целевых ориентиров: проявления любознательности, отсутствие волевых усилий, недостаточная развитость мелкой моторики рук (п.4.6. ФГОС ДО от 17.10.2013г. №1155).
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. В исследованиях по проблеме подготовки детей к школе навык овладения письмом обозначается как «графомоторный навык», «элементарный графический навык», «базовые графические умения и навыки», «базисные графические движения», «графические умения», «двигательный навык письма» (Н.С. Тригер,  Н.А. Агаркова,  М.М. Безруких, О.Б. Иншакова Р.Д., Филиппова и др.).
В исследованиях ученых подчеркивается, что  у детей дошкольного возраста, испытывающих  трудности  при  овладении графическими навыками, значительно осложняется начальный этап их обучения в школе (А.К. Аксенова, Н.М. Барская, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, Е.Н. Моргачева, М.Н. Перова, Л.П. Уфимцева, Э.В. Якубовская и др.).
В современном мире планшетные компьютеры и смартфоны прочно вошли в повседневную жизнь. Наряду со взрослыми, до 90% детей также регулярно пользуются этими устройствами. В результате долгого держания гаджета в руках, однообразного движения пальцами по экрану, могут возникнуть патологии кистей: растяжение связок, проблемы с сухожилиями, особенно это касается большого пальца. Можно точно сказать, что игры на компьютере не развивают мелкую моторику и не готовят детскую руку к письму.
Как же помочь сегодня малышу подготовить детскую руку к письму?
Выявленная проблема позволила мне определить: объект, предмет, цели и задачи предстоящего опыта.
Объект: процесс подготовки руки детей дошкольного возраста (5-6 лет) к письму.
Предмет: использование линейки-спирограф, обеспечивающей подготовку руки к письму детей дошкольного возраста (5-6лет).
Цель – подготовить руку детей дошкольного возраста (5-6л.) к письму через деятельность с линейкой – спирограф.
Задачи:
1. Развитие зрительно – моторной координации.
2. Создание условий для подготовки руки к письму, накопления ребенком двигательного опыта моторики кистей рук.
3. Развитие самодеятельности воспитанников через использование линейки – спирограф.
В качестве нестандартного средства в подготовке детской руки к письму мною была использована линейка-Спирограф.
Новизна и оригинальность моего педагогического опыта состоит в том, что в своей работе я знакомлю детей дошкольного возраста (5-6 лет) с линейкой – спирограф. Использование в работе линейки – спирограф позволяет в игровой форме подготовить руку ребенка к письму.
Использование линейки позволит:
подготовить руку к письму;
развить воображение, фантазию, логическое и творческое мышление;
координацию движений кистей рук; пространственную ориентировку;
формировать желания заниматься самостоятельной деятельностью и многое другое.
Методы педагогического опыта: для решения поставленных задач были использованы теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, диагностика, сравнение, обобщение, обработка полученных результатов.
База реализации опыта: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №60 «Золушка».
Возраст участников педагогического опыта: дети дошкольного возраста (5-6 лет), посещающие МАДОУ г.Нижневартовска ДС №60 «Золушка».
Концептуальной основой опыта являлись положения:
дошкольной педагогики и психологии, формирования личности в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова);
психолого-педагогическая концепция о ведущей роли игры в развитии детей дошкольного возраста (Д.Б.Эльконин, А.Н. Леонтьев);
положения о необходимости взаимодействия субъектов образовательного процесса (локальные акты): педагогов, детей, родителей.
Ключевые понятия и термины:
Графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
Спирограф — детская игрушка из пластины с вырезанными кругами разных диаметров и набора колёс меньших диаметров с отверстиями для создания замкнутых спиральных линий.
Спирограф – это игра нового типа, моделирующая сам творческий процесс и создающая свой микроклимат.
Многие из нас неоднократно видели этот странный предмет. И действительно, игрушка спирограф неискушенному человеку представляется сложным прибором для черчения: нечто среднее между транспортиром и логарифмической линейкой…
Странная пластмассовая пластина с вырезанными кругами или овалами и набором вкладышей, оснащенных зубчатыми краями, кажется скорее рабочим инструментом инженера, а не детской игрушкой. Спирограф действительно был изобретен для черчения плавно изгибающихся линий во время работы над взрывателями для авиабомб британским инженером Дэнисом Фишером (Denys Fisher) (1918-2002) в 1962 году. В работе над изобретением оружия он не помог, а вот детям понравился настолько, что инженер запатентовал его и выпустил в продажу в качестве игрушки. Первые заказчики получили игрушку в 1965 году и четыре раза подряд с 1965 по 1969 год спирограф признавали лучшей обучающей игрушкой мира.
Спирографы бывают разной формы и размера, соответственно и вкладыши в них могут быть не только круглыми, но квадратными, овальными, в форме животных и птиц, поэтому интерес к работе со спирографом не исчезает у детей длительный период времени. Благодаря линейке – спирограф у детей получаются разнообразные формы, которые в свою очередь можно нарисовать разными цветами, а это путь к развитию воображения, зрительно – моторной координации и подготовка руки ребенка к письму, так как многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны. Следует отметить, что такой подход (самостоятельное экспериментирование) позволяет знакомить детей с новым материалом на основе деятельностного метода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельной деятельности: выявления существенных признаков, анализа, сравнения. Воспитатель лишь подводит детей к этим «открытиям», организуя и направляя их исследовательские и поисковые действия.
Проанализировав результаты диагностики готовности руки к овладению графикой письма я пришла к выводу, что графомоторный навык у детей сформирован недостаточно. Я предположила, что занимаясь с линейкой – спирограф у детей будет развиваться не только воображение, фантазия, творческое и логическое мышление, но и способность к рисованию, координация движений кистей руки, произойдет подготовка руки к письму.
Овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.
Таким образом, представляемый мною опыт работы на сегодняшний день, на мой взгляд, является достаточно актуальным, отличается новизной, технологичностью, при этом не требуется никаких дорогостоящих технических затрат.
Основная часть
Реализация моего педагогического опыта осуществлялась в 3 этапа.
Таблица 1
Этап реализации педагогического опыта
Название этапа Срок проведения Содержание работы
Первый этап-подготовительный Сентябрь –октябрь
2015-16 уч. год подбор и краткий анализ психологической, педагогической и методической литературы
изучение нормативно-правовых документов
выявление проблемы, определение темы, объекта, предмета, формулирование цели и задач
подборка диагностики для определения уровня готовности руки к овладению графикой письма детей старшего дошкольного возраста
составление перспективного планирования
ознакомление детей с линейкой – спирограф, показ ее возможностей (составляющие части спирографа, возможные рисунки)
Результат -проведена первоначальная диагностика «Определение уровня готовности руки к овладению графикой письма» детей старшего дошкольного возраста, автор С.О. Филиппова;
-составлено перспективное планирование
На этом этапе мною была проведена первоначальная диагностика «Определение уровня готовности руки к овладению графикой письма» детей старшего дошкольного возраста, автор С.О. Филиппова. (приложение 1).
В диагностике участвовали дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Результат проведенной диагностики свидетельствует о том, что низкий уровень готовности руки к овладению графикой письма преобладает – 72%. Средний уровень готовности руки к овладению графикой письма составляет 28%. Высокий уровень отсутствует.
Далее мною было составлено перспективное планирование по работе с детьми (приложение 2).
На данном этапе работы я познакомила детей с линейкой – спирографом и показала ее возможности (составляющие части спирографа, возможные рисунки). Показ рисунков происходил с помощью мультимедийного экрана. Во время показа рисунков, с помощью линейки-спирограф, я задавала детям вопросы: «Как вы думаете с помощью чего нарисованы такие интересные работы?», «Кто рисовал работы?», «Смогли бы вы так нарисовать?», «Хотели бы научиться?». Дети с восторгом отвечали на вопросы, их заинтересовала чудо-линейка.
После ознакомительной беседы мы с детьми приступили к практике. Для начала мы с ребятами изучили все ее составляющие: большой круг, средний и малый. Затем у ребят получились первые работы с помощью линейки-спирографа. Их очень заинтересовала работа с чудо-линейкой.
Таким образом, мною была решена первая поставленная перед собой задача. Проведена диагностика для выявления уровня готовности руки к овладению графикой письма. В результате ознакомления детей с линейкой – спирограф происходило развитие зрительно – моторной координации. Результаты диагностики представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1.

Таблица 2
Этап реализации педагогического опыта
Название этапа Сроки проведения Содержание работы
2 этап (основной) Ноябрь-апрель
2015-16 уч. год
оснащение развивающей предметно-пространственной среды - организация центра активности «Волшебный уголок первоклассника»
обучение техническим навыкам работы с линейкой-спирограф (акцентирование внимания на положение руки, на ее свободное движение во время работы с линейкой-спирограф)
-вовлечение родителей в вопросы подготовки детской руки к письму (родительское собрание)
Результат -создан центр активности «Волшебный уголок первоклассника»;
-оформлен альбом «Рисунки-спирограф» с первыми рисунками детей;
-проведено собрание с родителями «Использование линейки-спирограф в свободной деятельности дошкольников»
Ноябрь-декабрь – мы с ребятами проводили работу с малым кругом. Работа выстраивалась по точкам расположенным в самом кругу. В малом кругу 11 точек. По очередности, точка за точкой у детей получались различные композиции. Во время работы я акцентировала внимание на положение руки, на ее свободное движение во время работы с линейкой-спирограф. От простого к сложному ребята запоминали, какая фигура что рисует. Уже через неделю они выучили, какие узоры делает каждое отверстие на том или ином колесике.
Январь-февраль – мы продолжили работу со средним кругом. В нем находится 19 точек. Аналогично проводилась работа с каждой точкой круга. Работа немного усложнилась и рисунки получались разнообразные. Я продолжала акцентировать внимание на положение руки, на ее свободное движение во время работы с линейкой-спирограф.
Март-апрель – мы начали работу с самым большим кругом, на котором расположено 24 точки. Работа немного усложнилась, на этом этапе также обращала внимание на качество выполняемых работ.
Вместе с детьми оформили альбом «Рисунки-спирограф» с полученными рисунками детей (приложение 3).
После первого этапа работы с линейкой-спирограф, родители стали задавать вопросы о чудо-линейке. Дети приходя домой просили приобрести линейку-спирограф домой.
Я решила провести родительское собрание на тему: «Использование линейки-спирограф в свободной деятельности дошкольников» (приложение 4). Рассказала родителям о возможностях линейки-Спирограф, о том, что данная линейка интересна не только как средство создавать интересные рисунки, но и как средство подготовки детской руки к письму.
Я ознакомила родителей с работами детей и с альбомом возможных рисунков при помощи чудо-линейки. Родители заинтересовались работами детей и сами попробовали линейку-спирограф на практике. Затем я порекомендовала приобрести такую линейку для работы в домашних условиях.
Таким образом, мною была решена вторая поставленная перед собой задача. Созданы условия для подготовки руки к письму, накопления ребенком двигательного опыта моторики кистей рук.
Таблица 3
Этап реализации педагогического опыта
Название этапа Сроки проведения Содержание работы
3 этап (заключительный) Май
2015-16уч. год самостоятельное экспериментирование с линейкой - спирограф (с цветными ручками)
проведение повторной диагностики «Определение уровня готовности руки детей старшего дошкольного возраста к овладению графикой письма»;
-получение самостоятельных пространственных рисунков детьми;
-создание альбома «Семейные рисунки» (работы детей совместно с родителями)
Результат -оформлен альбом с пространственными рисунками детей;
-проведена повторная диагностика «Определение уровня готовности руки к овладению графикой письма» детей старшего дошкольного возраста, автор С.О. Филиппова;
-создан альбом «Семейные рисунки» (работы детей совместно с родителями)
Третий этап позволил раскрыть возможности использования линейки, (самостоятельное экспериментирование) позволил знакомить детей с новым материалом на основе деятельностного подхода, когда новое знание не давалось в готовом виде, а постигалось детьми путем самостоятельной деятельности: выявления существенных признаков, анализа, сравнения.
На этом этапе дети приступили к комбинированию цветными ручками и начали моделировать: тёплые тона (красный, зелёный) с холодными (синий, голубой). Спустя некоторое время у ребят начали появляться вполне гармоничные узоры. Так мы овладели тайной цвета.
Мною была проведена повторная диагностика по определению уровня готовности руки детей старшего дошкольного возраста к овладению графикой письма. Результаты показали, что низкий уровень готовности руки к овладению графикой письма отсутствует. Средний уровень готовности руки к овладению графикой письма составляет 63%. Высокий уровень составляет 37%. Результаты диагностики представлены в диаграмме 2.
В конце учебного года совместно с детьми оформили альбом с пространственными рисунками детей. Также был создан альбом «Семейные рисунки» работы детей совместно с родителями в домашних условиях.
Диаграмма 2.

В ходе реализации этапов работы осуществлялась и интеграция образовательных областей, представленная в таблице 4.
Таблица 4
Интеграция образовательных областей
Физическое развитие-приобретение опыта в таких видах деятельности как: развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук «Социально – коммуникативное развитие»
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности и целенаправленности и саморегуляции собственных действий ; развитие эмоциональной отзывчивости
Познавательное развитие -развитие интересов детей; любознательности и познавательной мотивации;
-становление сознания;
-развитие воображения творческой активности;
-формирование представлений об окружающем мире
Речевое развитие -владение речью как средством общения и культуры;
-обогащение активного словаря
Художественно-эстетическое развитие -реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной)

Таким образом, использование линейки спирограф способствовало не только развитию мелкой моторики рук, но и повышению уровня готовности руки детей старшего дошкольного возраста к овладению графикой письма. Через самостоятельное экспериментирование с линейкой - спирограф происходило развитие самодеятельности воспитанников. Мною была выполнена третья поставленная перед собой задача.
Заключение
Спирограф одна из самых высокоинтеллектуальных игр 20 века. Количество вычерчиваемых узоров исчисляется цифрой с четырьмя нулями. И ограничивается только фантазией и способностями самого человека.
У детей спирограф развивает воображение, фантазию, творческое и логическое мышление, способность к рисованию, моторику руки и координацию движения кисти. Улучшает характер почерка и увеличивает скорость письма. Учит моделированию цветов и пространственному мышлению. Совершенствует эстетические способности и повышает интеллект.
Результаты нашей деятельности показывают, что практическая деятельность с линейкой - спирограф способствует подготовке руки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Надеюсь, что использование линейки-спирограф, начиная с дошкольного возраста, станет фундаментом улучшения характера почерка и увеличения скорости письма, что и будет способствовать становлению успешности ребенка в школе.
В перспективе планирую (следующем учебном году) провести анализ характера почерков выпускников в рамках преемственности со школой. Также начинать работу по использованию линейки – спирограф для развития мелкой моторики руки с детьми младшего дошкольного возраста.
Таким образом, представленный мною педагогический опыт работы на сегодняшний день на мой взгляд, является достаточно актуальным, отличается новизной, технологичностью, при этом не требуется никаких дорогостоящих технических затрат.
Список использованных источников
http://www.maam.ru
Источник: http://www.itmathrepetitor.ru/pedagogika-citaty-ob-obrazovanii/
Возрастная и педагогическая психология под ред. Петровского А.В.М.: П 1979г.
Приложение 1
Определение уровня готовности руки к овладению графикой письма.
Для прогнозирования успешности овладения детьми графикой письма необходимо определить общий уровень готовности к овладению этим навыком и уровень развития каждого из компонентов, определяющих успешность формирования графики
В основе определения уровня готовности детей к овладению графикой письма лежит методика обследования С.О. Филипповой.
Диагностику необходимо проводить до начала занятий специальными упражнениями, чтобы выявить различия в подготовке детей и определить индивидуальную программу деятельности для каждого ребёнка.
Диагностика включает в себя обследование пяти компонентов:
*координации движений
*пространственные представления
*ручной умелости
*графической подготовленности
Результаты исследования подразделяются на уровень готовности детей к овладению графикой письма, которые заносятся в сводную таблицу.
Диагностика проводится в групповой комнате с использованием незначительных подручных средств.
1.Координация движений.
«Построй башню». Для проведения теста необходим набор бочонков из игры «Лото». Задача тестируемого, ставя бочонки друг на друга, построить башню. Взрослый считает каждый поставленный бочонок. В протокол записывается количество бочонков, при которых башня стояла.
Если устояло 6 бочонков и более – 3 балла
6 – 4 бочонка – 2 балла
4 – 2 бочонка – 1 балл
2.Постранственные представления
«Десять точек». В левой половине листа бумаги нарисовано десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 см. испытуемому предлагается рядом (в правой стороне листа)нарисовать десять точек повторяя их расположение как на образце. Тест оценивается по трех бальной шкале:
3 – балла – точное расположение точек с сохранением масштаба рисунка.
2 – балла - небольшое нарушение расстояния между точками при сохранении формы пятиугольника, или копирование формы при нарушении масштаба.
1 - балл – форм пятиугольника не сохранена, точки расположены по кругу или квадрату.
0 – баллов – задание не выполнено.
3. «Ручная умелость»
«Конфета на верёвочке».для проведения теста необходима деревянная катушка, к которой прикреплена нитка длиной 50 см. К концу нитки привязывается конфета. Тестируемый стоя, взяв края катушки, наматывает на них нитку, пытаясь добраться до конфеты. Засекается время выполнения задания.
3 балла – ребёнок затратил на игру 10-15 сек.
2 балла – ребёнок затратил на игру 15-20 сек.
1 балл – ребёнок затратил на игру 20-25 сек.
0 баллов – более25 сек.
4.Графическая подготовленность.
Графическая подготовленность не является компонентом физического развития и не предполагает специальных упражнения для своего развития. Однако графическая подготовленность является одним из наиболее важных компонентов для подготовки детей к овладению графикой письма.
Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма был разработан тест «Речка»(С.А.Филиппова, О.К.Каминский). Контур «Речки» для всех возрастов предлагается одинаковый. Количество штрихов в графическом упражнении для детей шестого года жизни – 20( на тетрадном листе в крупную клетку), для детей седьмого года жизни - 30(на тетрадном листе с обычной клеткой)

Методика проведения теста заключается в следующем: по сигналу взрослого дети должны сделать 20 -30 мостиков от одного берега реки к другому. Штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа.
Тест оценивается по пятибалльной шкале:
5 – баллов – задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за берега речки. Допускается невыполнение одной линии.
4 – балла – задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями.
3 – балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями.
2 – балла - задание выполнено полностью, но со значительными большими искажениями. 50% ошибок.
1 – балл – задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.
По результатам всего диагностического исследования определяется общий уровень готовности дошкольника к овладения графикой письма.
12 – 14 баллов высокий уровень готовности. Достаточно развиты все необходимые компоненты: пространственные представления, чувство ритма, ручная умелость , координация движении и графические навыки.
8 – 11 баллов средний уровень готовности. ребенок считается готовым к овладению графикой письма , но не в полной мере.
8 баллов и ниже – низкий уровень готовности. Свидетельствует о совершенной неготовности руки к овладению графикой письма.
Результаты тестирования рекомендуется заносить в сводную таблицу готовности, которая используется в дальнейшем для комплектования групп по уровня.
Приложение 2
Перспективное планирование работы с детьми
Сроки Содержание
Сентябрь-октябрь ознакомление детей с линейкой – спирограф, показ ее возможностей (составляющие части спирографа, возможные рисунки)
Ноябрь-декабрь работа с малым кругом по точкам, расположенным в самом кругу. В малом кругу 11 точек.
Январь-февраль работа со средним кругом. В нем находится 19 точек.
Март-апрель работа с самым большим кругом, на котором расположено 24 точки.
Май самостоятельное экспериментирование с линейкой - спирограф (с цветными ручками)
Приложение 3
Работа с детьми альбом «Рисунки-спирограф»


Приложение 4
Родительское собрание на тему: «Использование линейки-спирограф в свободной деятельности дошкольников»

lefttop