Статья Основное назначение студенческого портфолио


Основное назначение студенческого портфолио
Автор: Соколова Анна Владимировна
Ранняя юность — время становления индивидуальности молодого человека, время оценки его социального, личностного, интеллектуального потенциалов и перспектив развития.
Педагоги, работающие с юношеским возрастом, находятся в двойственном положении. С одной стороны, совершенно понятно, что эффективность воспитательной работы зависит от глубины и степени доверительности отношений между воспитателем и студентом. С другой стороны, студенческий возраст — это время внутреннего созревания личности молодого человека, требующего особого такта в построении взаимоотношений с ним. Необходимы такие методы воспитательной работы, которые, имея групповые формы проведения, были бы адресованы каждому отдельно взятому студенту. В качестве одного из таких методов предлагается личностное портфолио.
«Портфолио» как понятие, относящееся к образованию, стало достоянием студенческой жизни совсем недавно. Строгое словарное значение термина портфолио связано с тремя его трактовками:
во-первых, так называют папку или портфель для хранения разрозненных бумаг, документов, рисунков;
во-вторых, это слово употребляют для обозначения сферы полномочий и обязанностей высокопоставленного должностного лица;
в-третьих, это перечень поручительств и рекомендаций относительно конкретного человека в подтверждение присущих ему достоинств.
Последнее из названных словарных значений портфолио стало широко применяться в российском образовании в связи с усилением внимания к формированию специалиста, способного самостоятельно, критически мыслить, генерировать новые идеи, творчески мыслить, работать в команде, самостоятельно развивать свой интеллект, нравственность, культуру.
Основное назначение портфолио — это накопление документальных подтверждений того, что студент может обоснованно претендовать на занятие места в группе с определённым профилем обучения. Эти документальные подтверждения будут относиться к его успехам в обучении и внеучебным интересам, которые прямо или косвенно связаны с выбранной сферой обучения или будущей профессиональной деятельностью. Портфолио в системе профессионального обучения служит для накопления документальных свидетельств успешности студента по выбранному профилю, обеспечивая ему рейтинговое место в группе сверстников либо соискателей конкурсного места в высшее учебное заведение. Таким образом, назначением портфолио является своеобразная инвентаризация частных результатов студента, которые складываются в общую картину его учебной состоятельности по выбранному профилю обучения. В широком смысле слова портфолио — это способ фиксации, накопления и ранжирования индивидуальных объективных успехов студента. В некоторых случаях оно может быть дополнено разделом, в котором отражены данные взаимной оценки студентами друг друга или результаты субъективного самооценивания.