Экзаменационные билеты по русскому языку для 6 класса

Пояснительная записка
Экзамен по русскому языку 6 класс (с русским языком обучения)

Цель обучения русскому языку в 6 классе – дать основы русистики на уровне фонетики, лексики, фразеологии, морфологии и словообразования с учетом функционального аспекта при презентации языковых единиц.
Учебной программой по русскому языку в учебник 6 класса (З.К.Сабитовой, В.К.Павленко «Русский язык» для 6 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения, Алматы «Атамура» 2011г.) включены разделы: »Словообразование и орфография», »Лексика и фразеология», »Морфология. Орфография »(части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, числительное, глагол).
К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, лексический разбор слов, морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
-с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
-соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, графически их объяснять, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
Поэтому предлагается экзамен в устной форме.
На экзамене учащиеся должны показать:
теоретические знания основ фонетики, лексики, морфологии, орфографии в объеме программы;
практические умения и навыки фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, а также орфографического анализа языкового материала;
умения соблюдать нормы русского литературного языка в устной речи, а также навыки связной речи.
В соответствии с этими требованиями в билеты (25) для устного экзамена включаются теоретические вопросы и задания практического характера. Каждый билет содержит два вопроса: первый проверяет теоретические знания по курсу 6 класса, например, рассказать о безличных глаголах. Второй – практические умения и навыки по орфографии: вставить пропущенные буквы, объяснить, сформулировать правило. В каждом билете задание: выполнить один из разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический).
Отвечая на теоретические вопросы, ученик должен показать следующие умения: отбирать и систематизировать материал в соответствии с указанной темой; осмысленно пользоваться языковедческой терминологией; строить логически правильное и композиционно законченное связное высказывание; иллюстрировать свои ответ примерами.
К ответу по практическому заданию предъявляются те же требования, что и к ответу на теоретический вопрос.
Задания в билетах в основном одинаковы по трудности. Большинство вопросов ориентировано на материал, изложенный в одном или в двух параграфах.
Задания, проверяющие практические умения и навыки анализа языкового материала включает все орфограммы, изученные в 6 классе. Материал для практических заданий состоит из слов, словосочетаний, предложений.
Билеты составлены в соответствии с ГОСО, утвержденного [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080 (далее – ГОСО РК 1.4.002-2012), типовых учебных планов дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных Министром образования и науки РК от 20 декабря 2012 года №557 и от 8 ноября 2012 года №500 (далее – ТУП) и по учебным программам для предшкольных классов («Біз мектепке барамыз», 2010 г.), учебным программам средней школы, утвержденным приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года.



Билет № 1

Рассказать об общеупотребительных и диалектных словах.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание.
Произвести фонетический разбор выделенного слова.
Счстливое лицо, срдечный друг, спрведливый чловек,
очровательное лицо, увлкательный разгвор.



Билет № 2

Рассказать о заимствованных и устаревших словах.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание слов.
Произвести фонетический разбор выделенного слова.
Чудесный день, рекий экземпляр, убедительная проьба, чесный мальчк, локий спорсмен, извесный артист.



Билет № 3

Дать определение неологизмам. План лексического разбора.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание слов. Произвести лексический разбор выделенного слова.
Образцвый класс, свинцвые тучи, парчвые платок, бежвое пальто, чужй участок, любоваться ландышм, умная собачнка, этажм ниже, спряталась за тучй, неуклюжий медвежнок, вещвой рюкзак, красивый бельчнок.


Билет № 4

Рассказать о фразеологизмах. Привести примеры.
Вставить буквы, объяснить графически правописание слов.
Произвести лексический разбор выделенного слова.
Цтрусы, лекця, конц, цркач, Птицн, с таблиц, на цпочках,
коллекця, цклон, цлевой, конституця, дисцплина, цплёнок,
Лисицн, из столиц, секця, нарцсс.






Билет № 5

Рассказать об имени существительном как часть речи.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание слов. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Несграемый шкаф, сграть от любопытства, сгреть от стыда, загреться идеей, носился как угрелый, угрный газ
Лес грит – все видят, душа грит – никому не видно.

Билет № 6

Рассказать о разносклоняемых существительных. Назвать их.
Вставить пропущенные буквы, графически объяснить правописание слов.
Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Прикснуться к прошлому, излгать мысли вслух, ксаться темы, предлжить чаю, постепенно взрслеть, отклниться от курса, нежное приксновение, возрстные отклнения, склнять существительное.


Билет № 7

Рассказать о несклоняемых существительных. Привести примеры.
Раскрой скобки, объясни правописание –не- с существительными, сформулируй правило.
Произвести синтаксический разбор выделенного предложения.
Каждая (не)удача прибавляет ума. (Не)силой борются, а умением. (Не)правдой (не)проживёшь. Умный человек с одного слова поймёт, а (не)вежде и сто слов (не)поможет. Дружба крепка (не)лестью, а правдой и честью. (Не)друг поддакивает, а друг спорит. (Не)бросай друга в (не)счастье.



Билет № 8

Рассказать о прилагательном.
Раскрой скобки, объясни правописание –не- с прилагательными, сформулируй правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
(Не)настные дни, небо (не)синее, а серое, (не)понятный пример, (не)лёгкий, а трудный путь, (не)весёлое настроение, совсем (не)умелый рассказчик, (не)слитное, а раздельное написание, вовсе (не)хороший почер


Билет № 9

Рассказать о разрядах прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание, сформулировать правило. Определить разряд прилагательных.
На торжествеом собрании, за деревяым домиком, о необыкновеом прключении, в регистрациом листе, по государствеому плану, от лебедиых криков, в полотняой палатке, в осе..юю ноч .


Билет № 10

Рассказать о степени сравнении прилагательных и их образовании.
Сравнительная степень прилагательных.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание, сформулировать правило. Разобрать выделенные слова по составу.
Замреть от восторга, замрать от восхищения, постлить постель, удрать без оглядки, растреть краски, прбрать в квартире, отпрать замок, блстать красотой, собраться с мыслями.



Билет № 11

Рассказать о степени сравнении прилагательных и их образовании.
Превосходная степень.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание,
сформулировать правило. Разобрать по составу выделенные слова.
Разграть роль, отскать щенка, предстория, беззвесный художник, безскусный рассказ, обграть в шахматы, сверхнтересный фильм, межнститутский матч.


Билет № 12

Рассказать о числительном. Разряды числительных по значению.
Раскрыть скобки, объяснить правописание, сформулировать правило.
Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Сетло( голубое) небо, шахматно(шашечный) турнир, в древне(русском) городе, юго(западный) ветер) станко(строительный)завод, плодово(ягодный) компот, сельско(хозяйственный) институт, русско(английский) словарь.



Билет № 13

1.Строение числительных. Простые, составные, сложные числительные.
2. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, сформулировать правило. Разобрать выделенные слова.
Прлестный, прбавка, прклейка, прбежать, првокзальный, прмилый, прградить, пршить, прзвук, пркорм, пршкольный, првилегия, прчуда, пррода, првычка.





Билет № 14

1.Рассказать о порядковых числительных.
2. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, сформулировать правило. Произвести синтаксический разбор предложения.
Ноч, из- за туч, реч, пахуч, шалаш, тиш, плач, много задач, скрипуч, вещ, борщ, линюч, врач, малыш , береч, стереч, отреж .
В древности у подножья Каракаспан жил батыр Кобланды.


Билет № 15

Рассказать о количественных числительных.
Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание.
Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Пятсот, семдесят, одиадцать, миион, двадцат, девяност,
шестнадцать, к тринадцат, к сорок, от четырнадцат, сем,
мииард.


Билет № 16


Рассказать о правописании числительных, обозначающих целые числа.
Перепишите, заменяя числа словами, объясните правописание.
Произведите морфологический разбор выделенного слова.
К 867 прибавить 46, от 657 отнять 56, к 472 прибавить 257, 26 умножить на 8.




Билет № 17


Рассказать о местоимении. Разряды местоимений.
Раскрой скобки, объясни правописание, сформулируй правило.
Произведите морфологический разбор выделенного слова.
Беседовал кое(с) кем, с кем(нибудь) посоветуйся, встретишь кого(нибудь) кто(то) стучит в дверь, догадывался кое(о)чём, приобрести кое(какие) книги.


Билет № 18

Рассказать о личных, возвратном местоимениях.
Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Гулять по алле, заниматься в аудитори, подходить к станци, находиться в коллекци, ждать на вокзал, говорить о жизн, соревнование по гимнастик .


Билет № 19

Рассказать о вопросительных, относительных местоимениях.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание, сформулировать правило. Разобрать выделенные слова по составу.
Маленький грузовичк, пушистый зайчнок, крошечный самолётк, синий мячк, уютный домк, лупоглазый лягушнок, любимый сыночк, лишний билетк, голубой платочк, яркий фонарк.



Билет № 20

Рассказать о неопределенных и отрицательных местоимениях.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание, сформулировать правило. Произвести синтаксический разбор предложения.
Компьютерик, обходик, вагоник, резик, разведик, смаз..ик,
формовик, лётик, каменик, прокатик.
Буратино вставил золотой ключик в замочную скважину.



Билет № 21

1.Рассказать о притяжательных и указательных местоимениях.
2. Вставить пропущенные буквы, объяснить графически, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Седьмые сутки дождь идёт, и нкому его остановить. Нкем на свете не гонимый, я в этот порт явился сам. Мне нкуда больше спешить, мне нкого больше любить. Н..кто не забыт, н..что не забыто.

Билет № 22

Рассказать о глаголе. План морфологического разбора.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Пол(города), пол(Астаны), полу(дрёма), пол(обоза), пол(моря) , пол(лимона), пол(апельсина), пол(арбуза).
Дай, Джим, на счастье лапу мне!

Билет № 23

1. Рассказать о наклонениях глагола.
2. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Кто рано засеват, тот семян не терят. Лето собират, а зима поедат. Труд человека кормт, а лень портт. Одним ударом дерево (не)срубш . Труд накормит и научт.

Билет № 24

Рассказать о разноспрягаемых глаголах.
Вставить пропущенные буквы, объяснить графически правописание, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
(Не)интересваться ничем, (не)догадваться ни о чём, оправдваться не в чем, посоветваться не с кем, рассчитвать не на кого, доказвать нечего, присматрвать за сестрёнкой.
Совет хорош, когда его спрашвают.

Билет № 25

1.Рассказать о безличных глаголах.
2. Вставить пропущенные буквы, графически объяснить, сформулировать правило. Произвести морфологический разбор выделенного слова.
Слово молвт – соловей поёт. Слезами горю (не)поможш . Слушайся добрых людей – на путь навдут. Смелость грода брет.