Тематические дифференцированные карты контроля по теме Синтаксис ( 5 класс)


Карта контроля 1.1.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает … и … . Пунктуация – это раздел науки о языке, который изучает …. и правила их употребления.
2.Словосочетание – это сочетание … (или более) знаменательных слов , связанных между собой … и … .
3.Словосочетание состоит из … и …. слова.
4.Смысловая связь в словосочетаниях устанавливается по …. , грамматическая связь выражается с помощью …. , …. .
Карта контроля 2.1.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Раздел языкознания, в котором изучаются предложения и словосочетания, называется
А) пунктуация
В) синтаксис
С) грамматика
Д) морфология
2.Укажи словосочетание , в котором правильно выделено главное слово
А) осенний лес
В) прогулка по лесу
С) панорама леса
Д) гулять в лесу
3.Укажи словосочетание, в котором слова связаны между собой по смыслу
А) весело шумит
В) звёздное небо
С) поют на сцене
Д) поехать в город
4. Укажи словосочетание, в котором слова связаны между собой грамматически
А) синий платочек
В) красиво рисует
С) медленно идёт
Д) беседовать громко
Карта контроля 1.2.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Словосочетание является наименьшей единицей … .2.Словосочетаниями не могут быть сочетание подлежащее со … и сочетание существительного с … .3.Если в словосочетании главное слово выражено именной частью речи
( существительное, местоимение ), то такое словосочетание называется … .4.Если в словосочетании главное слово выражено глаголом, такое словосочетание называется … .Карта контроля 3.1.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Выдели в словосочетаниях главное и зависимое слова. Задай вопрос от главного слова к зависимому слову.
Строка из песни, облачное небо, громко смеяться, выполнять добросовестно, шляпка гриба, нарисовать пейзаж, зимний пейзаж, нарисовать красиво, проснуться утром.2.Распредели словосочетания из предыдущего упражнения в соответствующие колонки
смысловая связь грамматическая связь
3.Составь словосочетания ( используй предлоги, где это необходимо). Выдели средства связи:
Школа, светлый; лучи, солнце; записать , дневник; сидит, ветка; крыша, дом;
хмурый, осень; улетели, юг; осенний, листопад.
4.Выпиши из предложения два словосочетания ( одно с грамматической связью, другое – с смысловой связью)
По осеннему небу медленно проплывают хмурые тучи.
Карта контроля 2.3.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Укажи повествовательное предложение ( знаки препинания не расставлены)
А) Таня стала разглядывать ландыш
В) Как сумел зацвести в декабре месяце ландыш
С) Она была так счастлива в этот день
Д) Откуда он попал в этот цветочный магазин
2.Укажи вопросительное предложение ( знаки препинания не расставлены)
А) В солёном озере вода спокойна и чиста
В) Читайте художественную литературу
С) На травинках блестит золотая пыльца
Д) Почему же поход не состоялся
3.Укажи побудительное предложение ( знаки препинания не расставлены)
А) Тропинка в чащу завела и бросила меня
В) Кустам и травам шевельнуться лень
С) Развивайте в себе человеческое достоинство
Д) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна
4.Укажите восклицательное по эмоциональной окраске предложение
А) Как прекрасно поют жаворонки весенним утром
В) Особенно красива ящерица весной
С) Не гляди же с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши
Д) Люблю дымок спалённой жнивы
Карта контроля 2.2.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Укажи именное словосочетание
А) звуки вальса
В) играет вальс
С) играть на пианино
Д) играть проникновенно
2.Укажи глагольное словосочетание
А) осенний листопад
В) опадают медленно
С) лист берёзы
Д) холодная осень
3.Укажи сочетание слов , которое не является словосочетанием
А) нарисовать осень
В) серые тучи
С) тучи плывут
Д) плывут по небу
4. Укажи сочетание слов , которое является словосочетанием
А) под небесами
В) птицы улетели
С) через дорогу
Д) птичий крик
Карта контроля 3.2.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1. Перед вами разные словосочетания, сгруппированные в колонки на основе особенностей своего строения. Все ли примеры включены в колонки правильно? Если нет, найдите ошибку — подчеркните “четвертое лишнее”.
красный шар
пушистый снег
снег на земле
зелёный лес шарф из шёлка
плод дуба
вишнёвое варенье
берег реки бежал по лесу
бежал быстро
плыл по реке
кататься на коньках говорил громко
мчался вперёд
шёл по тропе
писал небрежно
2.Ученик пятого класса, выписывая из предложений словосочетания, допустил ошибки. Найди их и выпиши номера неправильных ответов.
Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев и закружил пыль по дороге.
1) сильный порыв 6) вырвался и закружил
2) порыв ветра 7) закружил пыль
3) порыв вырвался 8) закружил по дороге
4) вырвался из-за вершин 9) по дороге
5) из-за вершин деревьев
3.Составь и запиши словосочетания по заданным схемам:
«сущ + сущ» , «прилаг +сущ», «гл + сущ»

Карта контроля 1.3.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1. Предложение — это наименьшая единица общения. Оно  характеризуется интонацией … .2.По цели высказывания различают три типа предложений … , … и … .
3. Слова в предложении связаны … , т. е. с помощью окончаний  и предлогов, а также по … .  
4. Предложение имеет грамматическую основу, которая состоит   из главных членов — … и … или одного из них.  
Карта контроля 3.3.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Определи границы предложений. Перепиши, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания в конце предложения.
Св…тает зап…ли птицы от зар… разливается яркий свет подул свежий в…терок взошло со…нце на тр…ве и кустах забл…стели капел…ки р…сы как красив на рассвете лес как пахнут п…ля ржи и пшеницы на утреннем солнце
2. Составь и запиши с данными словосочетаниями разные по цели высказывания и по эмоциональной окраске предложения.
Выучить песню, сходить на концерт, выпустить попугая, заботиться о матери, проветрить комнату.
3. Из каких сочетаний слов состоит предложение ( выпиши их )
Глазастый кузнечик бойко шаркает ножкой по крылышку.
Карта контроля 1.4.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Подлежащее и сказуемое образуют …. основу предложения.
2.Подлежащее – это … член предложения, который обозначает … , отвечает на вопросы … или … , выражается …, … и подчёркивается … .
3.Сказуемое – это … член предложения, который обозначает действие предмета и отвечает на вопросы … и … , подчеркивается … .
4. Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится …. .Карта контроля 2.4.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Грамматическая основа предложения выделена правильно в предложении
А) На листьях блестят капли дождя.
В) Сплошной стеной подступает к океану лес.
С) В первые минуты яркое солнце ослепило моряков.
Д) Мы вышли на песчаную тропинку.
2. Утром дует лёгкий ветерок, похожий на тонкую шёлковую ткань, нежно облегающую тело.
В этом предложении подлежащим является слово
А) утром
В) ветерок
С) ткань
Д) тело
3.В этом предложении сказуемое выражено прилагательным
А) Ещё румянит осень клёны.
В) Вышли мы из-за кустов на лужок.
С) Ночь тиха.
Д) Ворон – чуткая и умная птица.
4.В этом предложении нет тире между подлежащим и сказуемым
А) Книга это источник знаний.
В) Знание высшее богатство.
С) Астана столица Казахстана.
Д) Он учитель.
Карта контроля 3.4.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Заполните таблицы своими примерами
Способы выражения подлежащего
части речи примеры
Имя существительное 1.
2.
Местоимение 1.
2.
Способы выражения сказуемого
глагол имя прилагательное имя существительное
1. 1. 1.
2. 2. 2.
2. Ответив на вопросы, составьте предложения из 3-х слов. В составленных предложениях подчеркните грамматическую основу. Какой знак вы поставите между подлежащим и сказуемым?
А) Что такое дуб?
Б) Что вы знаете о Москве?
В) Каковы ночи осенью?
Г) Как люди называют землю?
Карта контроля 1.5.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Распространенными называются такие предложения, в которых, помимо …. членов предложения, есть … члены .2.Дополнение – это … член предложения, который отвечает на вопросы …. и обозначает … . Дополнение чаще всего выражается … или … , подчёркивается … .
3.Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает …. и отвечает на вопросы … . Определение выражается … или …, подчеркивается … .
4.Обстоятельство – это … член предложения, который обозначает …, … , …, … и отвечает на вопросы …, …, … , … .
Обычно выражается … или …, подчеркивается … .Карта контроля 2.4.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1. Найдите нераспространенные предложения
А) Прохлада освежает и бодрит.
В) Уже светает.
С) Снова замерло все до рассвета.
Д) Плыли по небу тучки.
2.Укажите предложения, в которых есть дополнение.
А) Шлют птицы прощальный привет родным местам.
В) Отправилась осень в поле, в луга.
С) Большая власть дана слову.
Д) Однажды в студеную, зимнюю пору я из лесу вышел.
3.Обстоятельство времени есть в предложениях...
А) Постепенно гаснут в небе звезды.
В) Вечером прошла гроза.
С) Внизу ласково плескалось море.
Д) Бой продолжался и ночью.
4.В этом предложении определение выражено прилагательным
А) Весело летом на наших полях.
В) Третьи сутки идёт дождь.
С) В зимней реке сумрачно и глухо.
Д) В моём саду запели жаворонки.
Карта контроля 1.6.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1. Однородными называются такие члены предложения, которые относятся  к … , отвечают на … , являются  … членами предложения. Однородными могут быть все члены  предложения: и главные , и второстепенные.
2.Запятая ставится между однородными членами предложения, если они не связаны … или связаны союзами …, …, … союзами .3.Слово, выражающее общее значение всего ряда однородных членов предложения, называется … .4.После обобщающего слова перед однородными членами ставится … , перед обобщающим словом после однородных членов ставится … .
Карта контроля 3.4.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Распространи предложения определениями.
1.Задремали звёзды.
2.Волнуется рожь.
3.Отцвели цветы.
4.Прошло лето.
2. Вставьте пропущенные дополнения в данные отрывки из сказки А.С. Пушкина: 
1. Жил старик со своею (с кем?)У самого синего моря.2. Отпустил он (кого?) золотуюИ сказал ей ласковое (что?).3. «Смилуйся, государыня рыбка!Пуще прежнего старуха вздурилась, Не дает старику мне (чего?):Уж не хочет быть столбовою (кем?)…»
3.На месте скобок вставьте подходящие по смыслу обстоятельства.1. (Обстоятельство времени) мы отправились (обстоятельство места).2. Заяц выскочил (обстоятельство места) и побежал (обстоятельство места).3. Мы (обстоятельство меры и степени) устали.4. (Обстоятельство образа действия) кукушка куковала.5. Мы пойдем (обстоятельство места) (обстоятельство цели).
Карта контроля 2.5. «Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.В этом предложении есть однородные дополнения
А) Я увидел в траве кузнечиков , сверчков , муравьёв.
Б) Сосны , берёзы , лиственницы мелькают по сторонам.
В) Мы ходили по грибы , забирались под дубы.
Д) Солнце светит ярко, по-весеннему.
2.В этом предложении между однородными членами необходимо поставить запятую.
А) Метели бушевали всю ночь и утро.
В) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.
С) Потоки воды унесли с собой весь валежник бурелом и мусор.
Д) Нога тонула в зеленых и серых мхах по самое колено.
3.В этом предложении между однородными членами запятую ставить нельзя.
А) Люди смотрели на уток и на лягушку.
В) Набежали тяжелые тучи но вскоре рассеялись.
С) Мы не купались а загорали.
Д) И берег и море молчали.
4.В этом предложении обобщающее слово стоит после однородных членов предложения ( знаки препинания не расставлены)
А) Днём к Семёну приходили разные люди и докторша и директор и соседи.
В) Солнце светит всем одинаково человеку дереву и зверю.
С) Кусты акации листья сирени лопухи цветы земля всё пахло.
Д) Почти все эти птицы боятся человека утки всех пород и лебеди.
Карта контроля 3.6.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1.Листья в осени... пляск... летят круж...т...ся падают скач...т устилают землю и воду пёстр...м ковром. ________________________
2.По всему лесу разд...ют...ся шорохи шелесты ш...поты.________________________
3.Перекрашивают...ся в разн... цвета берёзы клёны осинки.______________________
2.Подберите обобщающие слова и закончите предложения, расставляя знаки препинания.
Для справки: явления природы; предметы; профессии людей;
действия, но как предмет.
1. Имена существительные обозначают __________________________стол парта стена.
2.Имена существительные могут обозначать _________________оттепель ураган гроза.
3.Имена существительные могут обозначать ____________сталевар шахтёр машинист.
4. Имена существительные могут обозначать __________________бег плаванье ходьба.
3. Составьте предложения с однородными членами по заданным схемам.
1. [О, О, О]. 2. [и О, и О, и О - ☻]. 3. [О, но О]. 4. [☻ : О, О и О]. 
Карта контроля 1.7.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Сложное предложение состоит из … и более … простых предложений, связанных между собой по смыслу и интонацией.
2.В сложном предложении между простыми предложениями … .3.Обращение – это … или … , называющие того, к кому обращаются с речью.
4.На письме обращения выделяются … , если оно стоит в начале предложения и произносится с особой интонацией, то после него ставится … .
Карта контроля 1.8.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Прямая речь – это слова какого-либо лица, … переданные от его имени. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: … и … .
2.Прямая речь заключается в … , её первое слово пишется … .
3.После слов автора перед прямой речью ставится … . После прямой речи перед словами автора ставится запятая или вопросительный, восклицательный знак, а после знаков ставится … .
4.Диалог – это разговор … или … лиц. Диалог состоит из реплик. Каждая новая реплика пишется …. . Перед ней ставится … .
Карта контроля 2.7.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Укажи сложное предложение ( знаки препинания не расставлены)
А) Белые акации стояли в цвету и наполняли воздух ароматом.
В) Дни и ночи падали листья и вся земля покрывалась цветным ковром.
С) Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.
Д) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
2. Укажи простое предложение ( знаки препинания не расставлены)
А) Пел старый сверчок и под полом ворошились мыши.
В) Когда мать в колыбель на ночь сына кладёт под окном для него песни вьюга поёт.
С) Я всегда просыпаюсь до зари и встречаю рассвет.
Д) Мы едва тащились шагом потому что мокрый снег прилипал к колесам.
3.В этом предложении есть обращение ( знаки препинания не расставлены)
А) Валера пишет маме письмо.
В) Ребята читают книгу по истории.
С) Солнце ярко светит.
Д) Маша сходи в библиотеку.
2.В этом предложении есть пунктуационная ошибка
А) Спи, дитя, моё усни.
В) Ты раскрой мне , природа, объятья.
С) Засыпай же , зима, до весны золотой.
Д) Вылезайте, муравьи, после долгой стужи.
Карта контроля 3.7.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Исключи «третье лишнее» ( знаки препинания не расставлены)
1) Пурпурный лист на дне бассейна сквозит в воде и день погас.
2) На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным ковром.
3) Одинокая капля дождя упала в воду и от неё пошли тонкие круги.
2.Из двух простых предложений , образуй сложное ( выдели грамматические основы) :
1) Деревья уже опали. Жёлтые листья засыпали колеи дорог.
2) Гроза отходила куда-то на восток. С востока доносился рокот грома.
3) Справа от нас возвышалась плотина. Плотина сдерживала всю массу воды.
3.Преобразуй простые предложения в сложные
1) На берегу стоит бобровая хатка и напоминает стог сена.
2) Снег закрывал все предметы и белой пеленой закрывал землю.
3) Прилетели птицы и заполнили своим пением лес.
4.Продолжи простое предложение так, чтобы оно стало сложным:
1) Алая заря скрылась за моря …
2) Исчезают последние клочки снега …
3) Гроза прошла …
Карта контроля 2.8.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Укажи предложение с прямой речью ( знаки не расставлены)
А) Мама попросила меня сходить в аптеку.
В) Он говорил о своей любви к книге
С) Она подумала и рассказала нам необычайную историю
Д) Она просила расскажи мне эту историю
2. Укажите предложение с неправильной пунктуацией при прямой речи
А) "Соседка, перестань срамиться", - ей Шавка говорит.
В) Он сказал мне - "Я верный друг!"
С) Мать спросила: "Кто там?"
Д) "Дай мне звезду, " – твердит ребёнок сонный.
3. Какая схема соответствует предложению:
Синеглазка взяла со стола рецепт и сказала Вам надо лежать
А) А: "П".
В) А: "П?"
С) А: "п!"
Д) А: "П!"
4. Укажи правильно оформленный диалог
А) - Надо спросить кого-нибудь, говорит Вовка.
- А как же ты спросишь? Ты знаешь, на какой станции мы садились?
В) Поглядит, бывало, себе на ноги и скажет
- Валенки опять проходились, надо подшить.
С) - Улетит он у тебя, дедушка... - Заметил я.
- Зачем ему лететь? И здесь хорошо: сыт, кругом вода...
Д) - Почему напрасно? - со слезами в голосе спросила она.
Карта контроля 3.8.
«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)
1.Исправь пунктуационные ошибки в предложениях с прямой речью.
1) «Давай» - сказала старуха и схватила все Чебурашкины шары.
2) Девочка строго сказала Буратино «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки».
3) «Какая сегодня прекрасная погода?» - думала лягушка.
1.Расставьте знаки препинания
Дедушка вчера говорил На заре хорошо клюёт Какая сегодня прекрасная погода думала лягушка У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят говорили люди
3.Дополни предложения прямой речью:
1) Татьяна громко крикнула …
2) Люди говорят …
3) … закричал малыш.
4.Составьте и запишите предложения по схемам:
1) «П?» - А.
2) А: «П».
3) А: «П!».