Конспект урока по окружающему миру на тему Как зимой помочь птицам? Практическая работа: Изготовление кормушки из бумажного пакета


Конспект урока
по окружающему миру в 1 классе
Тема: «Как зимой помочь птицам?»
Практическая работа:
«Изготовление кормушки из бумажного пакета»
Провела учитель начальных классов
МБОУ «Акимовская СОШ»
Никитина Оксана Анатольевна
2016 год
Цель: создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.
Задачи: 1. Познакомить с зимующими птицами, их условиями жизни зимой;
2. Научить изготавливать кормушки для птиц из подручных материалов
3. Развивать логическое мышление, память, внимание, устную речь, кругозор учащихся;
4. Воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
Личностные УУД:
- формировать интерес к изучению родной природы;- понимать важность заботы о зимующих птицах;- повышать уровень мотивации учебной деятельности.
Предметные результаты:
- Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях;- Правильно подбирать корм для птиц;- Уметь изготовить простейшую кормушку;- Знать правила подкормки птиц.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;- наблюдать и делать выводы;- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание;
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- формулировать собственные мысли;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель своей деятельности;- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальный, групповой и индивидуальный.
Необходимое техническое оборудование:
1) ПК, презентация “Как зимой помочь птицам?”. 2) Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 1 класс.3) Иллюстрации с изображением зимующих птиц.4) Пустые коробки из-под молока.5) Ножницы, нитки.
6) Корм для птиц.
Ход урока:
Организационный момент:
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок,Постарайтесь всё понять,Интересное узнать.
Актуализация знаний :-Начинаем наш урок с разминки:
-Какой сегодня день недели? Почему день недели называется среда? (Середина недели).
-Какое сегодня число?
-Какой сейчас месяц?
-Какое сейчас время года?
-Какая погода зимой? Кому трудно зимой ? 3. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала:
- А теперь отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока:
Серый маленький комочек:
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей!
Кто тепла ждет? (Воробей)
И зимой ей не сидится:
Над моим окном кружится,
Хлебных крошек и пшеницы
Просит к завтраку... (Синица)
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Тук-тук, тук-тук, в лесу он лучший друг! (Дятел)
Трещала, с самого утра
Пор-р-ра! Пор-р-ра.
А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит….(Сорока).
- Как можно назвать одним словом воробья, синицу, дятла, сороку? (Птицы). - Где вы видели этих птиц? Каких ещё птиц сейчас можно встретить в наших краях? (Ворону, голубя)
- Как вы думайте, а легко ли птицам зимой?
- Ребята, так о ком пойдет речь на уроке?
Прочитайте тему нашего урока? (Как зимой помочь птицам)
- А как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Будем учиться помогать птицам)

4.Изучение нового материала
- А помните  ли вы, чем отличаются птицы от других групп животных?Давайте поиграем. Игра: «Да-Нет».
- Если вы услышите признаки птиц, то говорите «да», если это к птицам не относится, то говорите «нет».
Тело покрыто шерстью.Тело покрыто перьями (+).Есть зубы.Есть клюв (+).Имеются крылья (+).Отыскивают пищу с помощью клюва и лап (+).Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост.Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+).
- Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (Перелётные)
- Посмотрите на экран и назовите перелётных птиц.(Ласточка, скворец, кукушка, соловей). Почему птицы улетают в тёплые края?
-Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие). Почему они не улетают в тёплые края? (Им есть чем питаться)
- Откройте учебник на с. 74, рассмотрите зимующих птиц и прочитайте их названия. Ученики подготовили сообщения об этих птицах.
На экране появляются фотографии птиц
Воробьи - очень прожорливые птицы. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. - «Вора бей! Вора бей!» - кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.
Снегирь получил свое название за то, что прилетает вместе со снегом . Родина  снегиря – хвойные леса. Зимой снегири часто появляются в селах и городах. Эти птицы очень любят рябину. Зимой, когда снегири усаживаются на ветках деревьев, то очень напоминают красные фонарики.
Синицы – очень подвижные птицы, порхают с ветки на ветку, свешиваются вниз головой, качаются, держась на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Свиристели – очень нарядные птицы с хохолком. Свиристели необыкновенно прожорливы, и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев.
Эта птица ползает по деревьям вниз головой, отсюда получила своё название – поползень. Гнездится в лиственных, хвойных лесах, а также садах и парках населённых пунктов. Поползень- шумная птица, которая издаёт различные громкие звуки.
- А теперь закройте учебники. Поработаем в парах: рассмотрите птиц, прочитайте их названия и соедините изображение птицы с её названием. Давайте проверим: серенький – воробей, с жёлтой грудкой – синица, с синей спинкой – поползень, с красной грудкой – снегирь, с хохолком – свиристель. Молодцы, ребята!
- А для чего нужны птицы? (они создают красоту природы, исстребляют вредных насекомых)
5. Музыкальная физкульминутка . 6. Практическая работа.
Информация
С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека.
- Как вы думаете, почему? (ответы детей).
В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
- Отгадайте загадку:
В зимний день среди ветвейСтол накрыт для гостей.Дощечка новая,Для птиц столовая,Зовет обедать,Крошек отведать. (Кормушка)
-Что мы можем сделать, чтобы помочь птицам зимой?
- Посмотрите на экран, какие кормушки можно сделать для птиц.
- Каждый из вас сегодня принес коробочку, из которой мы и сделаем наши кормушки.
- С чего мы начнем изготовление кормушки? (Сначала вырежем окошко). С ножницами обращаемся очень аккуратно.
Во время работы учитель оказывает помощь детям.
- Проденем веревочку через отверстие, которое я вам сделала, и наша кормушка готова. Развесьте свои кормушки на ветку. Позже мы их вывесим на улицу.
7. Продолжение изучения нового материала.
- Наши кормушки готовы. А чем же мы будем кормить птичек?
- А вот давайте-ка послушаем.
Сценка.
Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Привередничают и капризничают!
Щегол: Семечки в столовой не давленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера не раскопаю! Хоть бы навес сделали, что ли!
Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить не соленое, у нас от соленого животы болят.
Ворона: Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушки без бортиков, у того ветер в голове!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?
-Успокойтесь птицы! Все будет в порядке.
-Как видите ребята, мало сделать кормушку нужно в неё еще правильно насыпать корм.
-Показ корма для птиц на экране сопровождается рассказом учителя:
Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, дыни лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а чёрного – не годятся. Для синиц хороши кусочки несолёного сала, а солёное сало давать нельзя. Есть у птиц и природные столовые. Например, семена и почки деревьев. Берегите деревья!
Работа в группах: отберите корм для птиц. (На партах – семена тыквы, дыни, подсолнечника, арбуза, белый и чёрный хлеб, кусочки солёного и несолёного сала, конфеты, дольки мандарина, печенье, изюм)-Давайте проверим, чем же вы собираетесь кормить птиц. Что нельзя класть в кормушку? Высыпьте свой корм в кормушку.
8. Обобщение полученных знаний.
- А сейчас я вам предлагаю проверить себя, усвоили ли вы материал.
Я читаю вопрос, а вы поднимаете карточку. Если согласны « +», если нет « - «
1. Зимой в наших краях можно встретить воробья, синицу, дятла, ворону, сороку.(+)
2. Ласточка, соловей и скворец – могут прилететь к нашей кормушке? (-)
3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)
4. Вы согласны, что синичка любит не солёное сало? (+)
5. Верно ли, что птицы зимой погибают от холода? (-)Послушайте стихотворение, которое подведет итог нашему разговору.
Презентация «Птицы зимой» сопровождается чтением стихотворения ученика.
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
9. Рефлексия.
- Ребята, я предлагаю вам оценить наш урок. У вас на партах лежат 3 птички: синица, воробей, ворона. Выберите одну птичку и посадите её на ветку.
Синичка – если вам понравился урок, было интересно.
Воробей – если не всё понравилось.
Ворона – если вам не понравилось, было скучно, неинтересно.
- Посмотрите, какая чудесная семейка птиц прилетела к нам на ветку.
Спасибо за урок!