Обработка искусственных материалов урок ФГОС по технологии


Конспект урока ФГОС второго поколения
Технологическая карта урока технологии в 5 классе
Тема: «П.Р№34 Основные технологические операции обработки искусственных материалов ручными инструментами: разметка, резание.»
Составитель: учитель технологии Гавриленко Е.В.
Класс: 5
Учебник : А.Т.Тищенко, В.Д. Симоненко
Тип урока:  комбинированный
Оборудование: УМК, технологические карты.
Модуль: « Технология обработки конструкционных материалов»
Количество часов: 1.
Планируемые результаты:
1.Предметные
планирование технологического процесса и процесса труда;
подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии ;соблюдение безопасных приемов труда;
умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
2.Метапредметные (УУД): Планирование процесса познавательной деятельности.
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками.
Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
3. Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации.

Ход урока

этапа
урока Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»)
3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). Орг. момент.
– Добрый день! Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись.Садитесь(Настраивает учащихся на работу.)
Создаем проблему, показывая образцы готовых изделий
-А из чего сделаны наши поделки?
-Как вы думаете, какое отношение они имеют к нашему уроку? Обсудите в группах.
Назовите тему урока- Обработка искусственных материалов ручными инструментами.


Учащиеся обсуждают и высказывают свои мысли
- Эти поделки изготовлены из искусственных материалов и тонколистового металла-фольги.
Обучающиеся называют тему урока.
- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений; (П)
- смыслообразование;
-планирование сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения Целеполагание и постановка задач. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания.
Мотивировать к пробному учебному действию
( «надо», «могу», «хочу»). Организовать самостоятельное выполнение пробного задания.
Выявить затруднения в организации работы С целью актуализации знаний проводится беседа с учащимися, в ходе которой задаются вопросы.
1. Какие искусственные материалы человек применяет в повседневной жизни?
2. Назовите, пожалуйста, изделия из листового металла и проволоки, которые имеются там, где вы живёте.
3.Работа по подгруппам с раздаточным материалом:
Задание для 1 подгруппы:
Опишите из чего состоит слесарный верстак
Задание для 2 подгруппы:
Напишите название изображённых инструментов.
4.Прежде чем приступить к обработке заготовки из тонколистового металла, её следует разметить Для разметки используют следующие инструменты:
- металлическую линейку №5
- слесарный угольник №2, с помощью которого проводят линии под прямым углом и проверяю прямые углы у деталей.
- чертилка №3- для нанесения разметочных линий.
- разметочный циркуль №1- для проведения окружностей.
- кернер№4 – для получения на поверхности небольших впадин.
Разметку на заготовке из пластмассы можно выполнять карандашом или чертилкой.
5.Изучение правил безопасной работы (стр. 122)
7. Заготовка размечена.Теперь её можно разрезать, вырезать.
Для резания тонколистового металла применяют слесарные ножницы.
Проволоку из мягкой стали, алюминия и меди отрезают кусачками или пласкогубцами.
Пластмассу можно резать обычными ножницами, большие толщины- лобзиком или ножовкой по металлу. Пенопласт хорошо режется обыкновенным ножом.
8. Знакомство с профессией резчик
8. Правила безопасной работы при резании.
какие?
Будьте предельно внимательны.
- Что может произойти с человеком, который не соблюдает правила техники безопасности?

Повторяют то, что им пригодится для открытия новых знаний.
Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения…
Обучающиеся перечисляют, опираясь на свой жизненный опыт.

Дети работают в подгруппах, затем правильность ответов проверяют друг у друга
Запись в тетрадь: инструменты и их назначение.
Обсуждение, дополнение из личного опыта
Дополнительный материал по теме.
  - учёт разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.(К)
- Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р)
- анализ, синтез, обобщение, классификация, извлечение необходимой информации.(П)
3 Выявление места и причины затруднения. Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
- Организовать восстановление выполненных операций.
- Организовать соотнесение своих действий с используемым эталоном.
- На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднении - тех конкретных знаний и умений или способностей, которых недостаёт для решения исходной задачи. В каком месте испытали затруднение?
Почему? Ответ детей --анализ, синтез, обобщении,
классификация.(П.)
-постановка и формулирование проблемы.(П)
-структурирование знаний(П) (алгоритм)
-выражение своих мыслей с достаточной точностью.(К)
4 Построение проекта выхода из ситуации. Организовать построение проекта выхода из затруднения:
- Учащиеся ставят цель проекта
-Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока
- Учащиеся определяют средства
Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. Практическая работа- выполни задание, с помощью технологической карты Подготовка к практической работе. Составление плана поэтапного выполнения работы.
Будем выполнять практическую работу Работают все на общий результат, в группе должен быть ответственный, своё несогласие высказывай вежливо, если не понял, переспроси.
- самоопределение (Л)
смыслообразование (Л)
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)
- выбор наиболее эффективных способов решения задач (п)
- планирование (Р)
- прогнозирование (Р)
- учёт разных мнений (К)
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
- учёт разных мнений (К)
5 Реализация построенного проекта Построение и фиксация нового знания
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
- Учащиеся ставят цель проекта
- Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока
- Учащиеся определяют средства
- Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Учащиеся комментируют работу, сравнивают свои выводы с эталоном.
Учащиеся работают по подгруппам, делают вывод, сравнивают с эталоном
- смыслообразование (Л)
- анализ, синтез, обобщение, классификация (П)
- познавательная инициатива (Р)
- выдвижение гипотез и их обоснование (П)
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)
- формулирование и аргументация своего мнения (К)
6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Применение нового знания в типовых заданиях
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.
Фронтально,
в парах или индивидуально.
Давайте вернемся к пробному действию и узнаем, правильно ли вы справились с заданием.
Работа в подгруппах, с опорой на эталон.
Выполняют практическую работу с основой на эталон и проговаривают каждый шаг во внешней речи. - анализ, синтез, обобщение, классификация (П)
- учет разных мнений, координирование разных позиций (К)
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
- осознание
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
- организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки( в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение работы с подробным образцом). Самостоятельная работа –
Проверка учителем. Выполнение практической работы происходит в индивидуально-самостоятельной форме.
Корректировка своей деятельности по представленной технологической карте.
Ученики, соблюдая план своих действий, выполняют практическую работу.
Выявление и устранение типовых ошибок
Индивидуальная помощь. - анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство (П)
- контроль, оценка, саморегуляция в ситуации затруднения (К)
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения (К)
8
Включение в систему знаний и повторение.
Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
- организовать повторение ученого содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
1.Какие инструменты для резания ты знаешь?
2.Почему слесарные ножницы следует укладывать ручками к себе?
3.Как пользоваться острыми инструментами?
4. Имеет ли данный урок практическую направленность?
5. Удовлетворены ли вы своей работой?
6.Пригодятся ли полученные знания в жизни?
7.Понравился ли вам урок?
8.Достигнута ли цель, которую мы поставили перед собой в начале урока? Учащиеся анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.
Ученики оценивают степень достижения цели.
Составляют план действий, направленный на получение недостающих знаний и умений. -нравственно -этическое оценивание усваиваемого содержания; (Р)
- анализ, синтез, обобщение, аналогия, классификация, выполнение действий по алгоритму. (К)
.
9 Рефлексия учебной деятельности
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Подведём итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?
Когда это знание будет вам необходимо?
Как вы открыли новое знание?
Оцените свою работу на уроке.
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности,(Р)
- самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;(Р)
- планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (К)
10 Домашнее задание Выучить правила техники безопасности при резании заготовок из тонколистового металла , проволоки и искусственных материалов. Анализируют содержание домашнего задания
1. Привести примеры дефектов на заготовках, в случае несоблюдения ТБ. Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; (Р)
Обоснование выбора задания;
Оценивание степени и способов выполнения домашнего задания.