Специфика реализации ФГОС ООО на уроках анлийского языка (из выступления зав. кафедры на педагогическом совете)


Выступление на педагогическом совете от 12.05.2015
Тема: Специфика реализации ФГОС на уроках английского языка
Учитель: Медведева Т.Ю.
Кафедра иностранных языков
Учебный год: 2014 -2015
Сегодня в образовании одним из самых обсуждаемых вопросов является вопрос о реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.
В 2014-2015 учебном году в гимназии начали введение ФГОС на 5 –х классах. На начало 2014 -2015 учебного года все педагоги кафедры прошли квалификационные курсы в ХакИРО и ПК по теме: Реализация образовательных программ по иностранному языку на основе требований ФГОС в объеме 108 часов. Одна из задач плана работы кафедры на 2014 -2015 учебный год является - Разрабатывать и реализовывать рабочие программы по иностранным языкам, ориентированных на реализацию новых ФГОС с использованием современных технологий обучения иностранному языку. Для работы в 5 классе педагогами кафедры Медведевой Т.Ю., Сагояковой Л.Г. составлена рабочая программа, целью которой являлось развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих. Реализация данной программы осуществляется через УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight") под редакцией  Ю.Е. Ваулиной, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс.  Программа предусматривает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Таким образом, в августе 2014 года на заседании кафедры ИЯ была рассмотрена и утверждена рабочая программ по английскому языкудля 5 класса, ориентированная на реализацию новых ФГОС с использованием современных технологий обучения иностранному языку.
В 2014 -2015 учебном году кафедра иностранного языка является лабораторией по введению ФГОС в образовательном учреждении, в рамках которой методист Кафедры образовательных технологий ХакИРО Самкова И.Н. вела научно-методическое сопровождение деятельности педагогов по введению ФГОС. Так,14.11.2014 года педагогами Кафедры иностранного языка гимназии было проведено мероприятие совместно с институтом повышения квалификации для педагогов Республики Тыва: День открытых дверей Кафедры иностранного языка на тему: Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках иностранного языка. В рамках данного мероприятия педагоги поделились опытом работы по реализации системно – деятельностного подхода. Были показаны такие направления работы кафедры, как «Реализация этнокультурного компонента в преподавании иностранного языка», педагогами кафедры Медведевой Т.Ю., Кайдараковой Е.Г. были показаны уроки по введению ФГОС ООО в 5 классах; Шулбаевой Т.П., Николаевой К.А. были проведены интегрированные уроки (английский язык+ география, английский язык+ хакасский язык), Сагояковой Л.Г., Кайдараковой Е.Г. были проведены уроки по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ. Завершилось данное мероприятие презентацией работы Кафедры иностранного языка . В книге отзывов Кафедры иностранного языка коллегами Республики Тыва была дана высокая оценка уроков. Так, Снежана Алексеевна Куулар, педагог английского языка МБОУ Чырак –Бажинсой СОШ» отметила: «Хочу выразить огромную благодарность коллективу школы, учителям, проводившим открытые уроки. Я, как молодой специалист, получила много полезного. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество! Спасибо большое за теплый прием!!!»
В рамках работы лаборатории по введению ФГОС ООО Института повышения квалификации 19.12 было проведено заседание кафедры, где методист Самкова И.Н. дала положительную характеристику каждого урока. На заседании кафедры было принято решение продолжить работу по реализации системно – деятельностного подхода на уроках английского языка в рамках лаборатории Института повышения квалификации. Методистом было предложено объединиться в группы по 2 человека и выбрать проблемное поле –проект по реализации системно –деятельностного подхода. В ходе работы над проектом необходимо спланировать уроки, сформировать индикаторы, по которым будет оцениваться результат своей работы. На завершающем этапе работы над проектом поделиться опытом своей работы через открытые уроки. На следующий год ставим одну из задач работы кафедры: Совершенствовать работу по реализации системно - деятельностного подхода как основу организации образовательного процесса на уроках иностранного языка через лабораторию Института повышения квалификации.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. Реализация этих требований происходит через урочную и внеурочную деятельность. Стало понятно, что нужно изменить деятельность и учителя, и обучающегося при подготовке современного урока. Прежде всего, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, ему предоставляется свобода в выборе форм, способов и приемов обучения, он активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.
Педагогами кафедры проводятся такие типы учебных занятий, как:
урок получения новых знаний и способов действия, где происходит первичное осмысление, запоминание и закрепление нового материала;
урок закрепления знаний и способов действия, на котором осуществляется организация деятельности по применению знаний по образцу с целью формирования умения безошибочного применения знаний, т.е. самоконтроль и самокоррекция;
урок комплексного применения знаний и способов действия, на котором осуществляется мотивация и актуализация комплекса знаний на творческом уровне: образец → самостоятельное применение знаний → самоконтроль или контроль-коррекция;
урок обобщения и систематизации знаний, где обучающиеся анализируют содержание учебного материала и устанавливают внитрипредметные и межпредметные связи;
урок проверки и коррекции знаний и способов действий, на котором осуществляется самостоятельное выполнение контрольного задания по следующей схеме: самоконтроль – контроль – анализ – оценка коррекции.
Кроме того, педагогами проводятся нетрадиционные формы уроков :урок — лекция («Традиции и обычаи проведения праздников в Британии»);
урок — путешествие («Путешествия различными видами транспорта»);
урок — игра («Путешествие по зоопарку»);
урок- соревнование («Что вы знаете о Великобритании?»);
урок-викторина («Занимательная грамматика»);
видео-урок («Путешествие по англоговорящим странам»);
урок конференция («Система образования в России и Англии»);
урок- брейн- ринг («Достопримечательности Лондона»);
урок-защита проекта («Средства массовой информации»)
урок-зачет («Планы на будущее»)
урок-экскурсия («Покупки»)
В стандарте нового поколения большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим педагоги кафедры в урочной деятельности используют такие технологии как, метод проектов, технология критического мышления (ТРКМ), проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. ФГОС предполагает также и внеурочную деятельность обучающихся.
В 2014 -2015 учебном году педагогом кафедра Кайдараковой Е.Г. был организован кружок «Cartoon English» (Изучение английского языка через сказки») для учащихся 5 классов. Необходимо отметить, что ученики с удовольствем посещают данный кружок, что, несомненно повышает интерес к изучению английского языка.
С 06.04 -10.04 в гимназии была проведена Неделя иностранного языка, посвященная Году Литературы. В рамках проведения «Недели иностранного языка» педагогом Кафедры Елена Гавриловна совместно с участниками кружка «Cartoon English» была показана постановка сказки «Белоснежка и семь гномов» для учащихся 5 классов. Драматизация – уникальный способ реализовать и продемонстрировать все намеченные цели изучения ИЯ (личностные, метапредметные и предметные). В следующем учебном году планируется организация кружка «Изучение английского языка через драматизацию» для учащихся 6 классов.
.