Выступление на заседании МО учителей начальных классов «Реализация ФГОС НОО во 2 классе»


Выступление на заседании МО учителей начальных классов
«Реализация ФГОС НОО во 2 классе»
Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.
     Таким образом, современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
      Перед классом была поставлена задача реализовать основные позиции ФГОС. За основу выполнения учебного плана был взят УМК "Школа России".  Программы учебных предметов составлены с учетом  выбранного УМК.
Разработаны программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, программа формирования УУД, планируемые результаты освоения обучающимися, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни , система оценки планируемых результатов,  программы внеурочных видов деятельности, программа воспитания и социализации обучающихся.
       В 2 классе 16 человек: 8 мальчиков и 8 девочек. Я начала свою работу с составления рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями Стандарта и организации занятий внеурочной деятельности.
 Реализуются дополнительные образовательные программы, включающие разные направления воспитания и социализации личности младшего школьника, в том числе и разные аспекты духовно-нравственного воспитания. Внеурочную деятельность составляет кружковая деятельность.
       В начале учебного года провела родительское собрание по вопросу введения ФГОС второго поколения, где был произведён опрос по внеурочной деятельности.
 Все родители считают необходимым переход на дополнительное образование в виде кружков, факультатива.
 Направления внеурочной деятельности, в которых родители желали бы, чтобы занимался их ребенок:
на 1 месте – физкультурно - спортивное;
на 2 месте – духовно-нравственное, художественно-эстетическое;
на 3 месте – социально-педагогическое.
 По мнению родителей, учащимся нужны кружки и факультативы:  спортивные, танцевальные, познавательные.
      Каждый час, каждый день, проведенный в школе и классе, дает ребенку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представления об окружающем мире. Дети дружелюбно общаются с учителем и друг с другом – в классах сложились доброжелательные взаимоотношения.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное;
патриотическое;
художественно-эстетическое;
духовно – нравственное;
общественно-полезная деятельность;
проектная деятельность;
научно-познавательное.
Спортивно-оздоровительное направление представлено курсами "Ритмика" способствуют овладению умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры, регулярные занятия спортом и т.д.).
Научно-познавательное направление представлено курсом "Занимательная грамматика" (по 1 часу в неделю).
Курс "Занимательная грамматика" нацелен на развитие общеучебных универсальных метапредметных действий, что послужит основой для дальнейшего интеллектуального развития ребёнка.
Курс "Путешествие в мир математики" направлен на развитие логического мышления.
Художественно-эстетическое направление представлено курсами "Художественное творчество"  (по 1 часу в неделю), направлен на реализацию творческих  интересов и способностей учащихся.
          Духовно – нравственное направление представлено курсом "Народные традиции и обычаи "
 
  Планируется в следующем учебном году продолжить работу по тем же направлениям, которые апробированы в нашей школе. Разработаны рабочие программы внеурочной деятельности с 1 по 4 класса. В течение учебного года проводились родительские собрания, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись творческие работы учеников.
       В программе  система мониторинга результатов обучения соответствует требованиям ФГОС НОО (предметные, метапредметные. личностные).
На конец года навык беглого выразительного сознательного чтения сформирован не у всех учащихся по причине индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Даны рекомендации родителям по устранению недочетов, проведены консультации по наращиванию техники чтения.
      В течение всего учебного года продолжалась работа по формированию УУД:
- личностные УУД – ученики научились ценить и принимать следующие базовые ценности:  "добро", "терпение", "родина", "природа", "семья", "мир", "настоящий друг", уважать друг друга, оценивать жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
- регулятивные УУД – ученики научились определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.
      Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
- познавательные УУД – ученики научились ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
      Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
- коммуникативные УУД – ученики научились оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения и небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).      Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы  в малых группах.
      Для текущего диагностирования  использовались  тестовые  задания по предметам. Эти тестовые работы позволили  оперативно отслеживать и регулировать качество усвоения  обучающимися учебного материала.
  
Обучающиеся 2 класса в течение I полугодия выполнили следующие проекты: "Профессии","Родное село", "Родословная" и другие, идёт систематическое заполнение "Портфолио учащегося".