РОЛЬ ТЕСТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ


Е.В.Вдовина МБОУ СОШ №52, г.Воронеж
Г.А. Боева МБОУ СОШ № 19, г.Воронеж
РОЛЬ ТЕСТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ
Образовательные стандарты второго поколения в качестве основной цели обучения называют «развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности». Деятельностный подход в обучении основан на исследованиях Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, в которых указывается на зависимость познавательного развития учащихся от характера организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Умение учиться – особое, отличное от других умений школьных умений. Именно его сформированность создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.
Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности: самостоятельно разбираться в учебной задаче; находить способ её решения; сравнивать свой результат с правильным ответом; адекватно оценивать себя и свои действия; научиться применять полученные знания в любой нестандартной ситуации
В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, обучающиеся четвёртых классов начальной школы, выполняют задания по русскому языку и математике в тестовой форме по принципу ЕГЭ.
Тестовая форма стала довольно актуальной и значимой в обучении. Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника и контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.
Тесты помогают активизировать деятельность учащихся, разнообразить процесс обучения, получить наглядную картину успеваемости, экономит время, отводимое на опрос.Оценка, полученная с помощью теста, не причинит вред эмоциональному здоровью, более эффективно и наглядно позволит формировать знания и навыки.
Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствует обучению младших школьников процессуальному самоконтролю. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу. Однако, назначение тестов – не только и даже не столько контроль и оценка знаний, умений – сколько диагностика проблем возникающих у обучающихся на каждом этапе изучения программного материала. Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.
Тестирование может применяться на разных стадиях урока: проведение вводного тестирования — получение сведений об исходном уровне знаний учащихся; текущее тестирование — для ликвидации пробелов и коррекции умений и знаний; итоговый тест — систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.
Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности: Уровень А — задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б — задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяющие выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности.
В своих классах, начиная с подготовительных курсов, предшествующих обучению в первом классе, вводили в практику использования данного вида опроса. На протяжении третьего года обучения в классе регулярно проводятся тестирования по всем ведущим предметам. Тесты пополняют портфолио учащихся и помогают выявить пробелы в знаниях.
Тесты бывают разных видов:
Задания закрытого типа с выбором ответа.
В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов
Выделяется несколько видов заданий данного типа:
Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.
Примеры: Реши задачу:
В мастерской работает 646 человек, из них 287 мужчин. Сколько женщин работает в мастерской? а) 469                     б) 359                    в) 369
Задания утвердительной формы с  выбором ответа.
Примеры: Основной признак, по которому можно узнать насекомых среди других животных: а) крылья          б) три пары ног           в) чешуя            г) нос.
Задания на определение понятия.
В этом случае можно предложить определение и предложить возможность выбора соответствующего термина, или, наоборот, указать понятие и предоставить возможность выбора определения.
Примеры: Сторона квадрата 9 см. Величина 81 см2 – это … а) периметр квадрата       б) площадь квадрата       в) сумма длин сторон квадрата.
Задания, формирующиеся с отрицаниями не, нельзя и т.п.
В этом случае, чтобы привлечь внимание к отрицанию в вопросе, его следует обязательно выделить. Эти задания сложнее, так как ориентируются на более сложный уровень умственной деятельности.
Примеры: На какое число нельзя разделить число 3001: а) 2   б) 3 в) 0  г) 1/2
Задания на определение главного признака.
Среди заданий с выбором ответа наиболее сложны те, в которых предлагается выбрать из ряда правильных ответов один, характеризующий главный признак, основную причину того или иного явления.
Пример: Отметь признак, являющийся главным для плода растения: а) круглый             б) имеет семена               в) полезный              г) съедобный.
Задания для установления соответствия.  
Суть подобных заданий состоит в определении соответствия элементов одного ряда другому. Причем количество элементов одного ряда не обязательно должно соответствовать количеству элементов другого ряда. Соответствие устанавливают стрелками.
Примеры: Определи соответствие. Укажи стрелками правильные ответы.
Компоненты действия сложения:  уменьшаемое вычитаемое разность сумма слагаемое                                                                                              
Задания на  установление логической последовательности.
Примеры: Допиши цепь питания: …          водомерка     …                           цапля.
Задания открытого типа.
Это задания с ответом, конструируемым учеником. Как правило, такие задания составляются  в следующей последовательности: формулируется вопрос, записывается полный предполагаемый ответ, из ответа исключаются слова, которые ученик должен вписать.
Примеры: Дополни высказывания. Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются ……….
Задания свободной формы.
Этот вид задания может включать составление схем, выбор «лишних» слов из перечня, завершение фразы и т.д.
Примеры: В предоставленном перечне слов зачеркни лишнее: Суффикс, прилагательное, приставка, корень, окончание.
Комбинированные тестовые задания:
Эти задания включают элементы тех или иных типов.
Примеры: Выбери и подчеркни два важнейших признака, отличающих человека от животных:
а) изготовление мебели;                          д) использование речи в общении;
б) изготовление одежды;                         е) изобретение компьютера;
в) изготовление орудий труда;               ж) жизнь в домах;
Тестовые задания-«ловушки» - это тесты, в которых отсутствует правильный ответ, либо все варианты ответов верны.
Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности,  стрессовое состояние.
Может ли учитель начальных классов начать подготовку к ЕГЭ детей младшего школьного возраста? Может. Дети постепенно учатся работать с тестами так же, как раньше работали с индивидуальными карточками. Если учитель не увиливал от этой формы работы на уроках, то к 4 классу они спокойно и уверенно смогут выполнить работу
Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовая технология.
Список литературы
Иляшенко Л.А. Математика. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. –М.: «Издательство Экзамен», 2011.
Ракитина М.Г.Русский язык 4 класс. Тесты. Дидактический материал.-М.:АЙРИС ПРЕСС, 2011.
Щеглова И.В. Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. –М.: «Издательство Экзамен», 2011.