Проект «Старт. Ступеньки профессионального роста»


МОУ «Туора-Кюельская СОШ имени П.П.Кочнева»
МР «Таттинский улус»
Республики Саха (Якутия)

Социально- образовательный проект
«Путь к успеху»
2011
Актуальность социальной проблемы, анализ потребности в проекте
Десятый год в МОУ «Туора- Кюельская средняя общеобразовательная школа имени П.П.Кочнева» реализуется социально-образовательный проект «Путь к успеху». Основной задачей является подготовка абитуриентов, имеющих хорошую предметную базу, высокий уровень исследовательских умений, развития творческих способностей: мотивацию на ту профессию, по которой идет подготовка в вузе, формирование доминанты самосовершенствования
В настоящее время в вузах существует проблема подготовки высококвалифицированных кадров. Это связано с низкой базовой подготовкой по некоторым предметам, в области музыкального, театрального творчества, неумением школьников выстраивать самостоятельную учебную и исследовательскую деятельность, непродуманным выбором будущей специальности. Все это приводит к длительной адаптации бывших школьников к процессу обучения в вузе и понижением их уровня самооценки.
Данная проблема может быть решена через качественную подготовку абитуриентов, которые имеют высокий уровень базовой подготовки, обладают исследовательскими, творческими умениями, у которых сформированы информационная, коммуникативная компетенции на основе разрабатываемой системы взаимодействия общеобразовательного учебного учреждения и вуза. Данный проект позволяет ученикам школы легко адаптироваться к системе вузовской подготовки, развиваться как творческая личность, продолжить научные исследования, начатые в школе уже с первого класса и быстро продвигаться в системе: бакалавр, магистр, аспирант. Таким образом, реализуемый в школе проект решает ряд актуальных проблем сегодняшнего и будущего образования, а также способствует успешной социализации выпускников.
Поступив в вуз, они повышают средний уровень подготовки студентов, позволяют вузу организовать исследовательскую, творческую работу студентов на подготовленной почве.
2.3. Анализ заинтересованных сторон проекта
В реализации проекта заинтересованы все участники образовательного процесса в школе и вузе:
Обучающиеся получают высокий уровень фундаментальной предметной подготовки, овладевают исследовательскими, творческими умениями и определяются в выборе дальнейшей жизненной траектории.
Родители получают возможность выступить активными помощниками в формировании исследовательских, творческих умений обучающихся.
Учителя повышают профессиональное мастерство и овладевают новыми технологиями обучения.
Преподаватели вуза имеют возможность познакомиться с будущими абитуриентами еще на школьном этапе и принять активное участие в их подготовке.
2.4. Цели и задачи проекта
Цели:
Выявление условий интеграции школы и вуза, стимулирующие высокий уровень организации исследовательской деятельности учащихся.
Создание системы подготовки абитуриентов для ВУЗ-ов и колледжей, обладающих когнитивными, исследовательскими , творческими способностями
Формирование предпосылок для успешной учебы в вузе и овладении профессией на высоком уровне.
Задачи:
Разработать нормативную и предметную базу сотрудничества вуза, школы и других государственных и бизнес - структур.
Разработать систему профориентационной работы и организации учебных и научных исследований учащихся, творческой деятельности на основе интеграции всех заинтересованных сторон руководства исследованиями со стороны вуза и школы.
Организовать сопровождение исследований, творчества школьников со стороны школы, социума
Организовать повышение квалификации учителей в соответствии с целями проекта.
2.5. Этапы деятельности по проекту:
1 этап. 2002-2003 г.г.
Разработка правовой базы по руководству исследованиями школьников, разработка способов профориентации учащихся на определенные специальности, разработка системы сопровождения исследований школьников на базе вуза учителями школы.
15 ноября 2001 года заключен договор о сотрудничестве по формированию кадрового резерва в рамках проекта «Школа-ВУЗ» с МПБХ и Г ЯГУ, МОУ «Туора-Кюельская средняя общеобразовательная средняя школа имени П.П. Кочнева». Согласно договору была создан научно- экологический клуб «Ача».
2 этап. 2003-2004 г.г.
Внедрение системы организации и сопровождения учебных и научных, творческих исследований учащихся на основе интеграции руководства исследованиями со стороны школы, ВУЗ-а, социума.
Отслеживание результатов первого этапа проекта. Публичная презентация разработанной системы и ее результатов. Корректировка проекта.
В феврале 2004 года на базе школы открыта республиканская экспериментальная площадка по теме: «Моделирование единого образовательного пространства на основе этнокультурного ресурса»
3 этап. 2009-2010г.г.
Совершенствование и корректировка системы организации и сопровождения учебных и научных исследований учащихся, творческой деятельности на основе интеграции руководства исследованиями со стороны вуза и школы.
4 этап. 2010-2012 г.г.
Усиление исследовательской подготовки школьников, формирование информационной, коммуникативной компетенций через включение учителей в реализацию исследовательских заданий, практических исследований, проектов в урочном пространстве на предметах естественно-математического, гуманитарного циклов.
2.6. Полученные результаты (количественные и качественные показатели реализации проекта) и социальные эффекты.
В результате создания системы качественной подготовки абитуриентов для ВУЗ-ов и колледжей, сформированы предпосылки для их успешной учебы в вузе и овладении профессией на высоком уровне.
Социальная эффективность проекта наглядно подтверждается выбором обучающихся профильных групп соответствующих специальностей в вузе:
Год обучения 100% успешность Количество выпускников Поступили в ВУЗ-ы и ССуз-ы/ из них по выбранной специальности Количество школьников, занимающихся исследовательской деятельностью Количество школьников , занимающихся творческой деятельностью
2007-2008 3 класса 15 100% 54 98
2008-2009 4 класса 13 86,8% 67 104
2009-2010 4 класса 12 100% 51 110
2010-2011 6 классов 9 100% 56 114
Ежегодно более 40% школьников выполняют научно-исследовательские работы, которые представляются на научно-практических конференциях разных уровней.
Количество победителей и призеров в 2009-2010 учебном году 54 человека.
Результаты ЕГЭ значительно превышают средний республиканский уровень.
Научно- исследовательские проекты школы :Региональная научно-практическая конференция «Алексеевские чтения»;
Улусный научно-практический семинар для учителей по теме
«Экспериментально-практическая деятельность в области естественных наук в контексте компетентностного подхода к обучению школьников»;
Региональная культурологическая научно- практическая конференция «Культура как сфера свободной самореализации личности»;
Научно- практический улусный семинар «Олонхо: перспективы развития»;
Творческие проекты школы:
Театральный фестиваль;
Улусный конкурс «Уоланнар туьулгэлэрэ»:
Конкурс художественного чтения «Эрчим»;
Улусный конкурс юных поваров « Готовим по- тарбаховски»;
Конкурс детских юношеских ансамблей « Ыллаа- туой , уол о5о!»;
Научно-практические конференцие, в которых ежегодно принимают участие:
Научно-практическая конференции в рамках проекта "Шаг в будущее";
Региональная научно- практическая конференция «Петровские чтения»;
Улусная научно- практическая конференция «Первые шаги»;
Республиканские Мординовские чтения;
Республиканские Неустроевские чтения;
Международная студенческая научная конференция, «Шаг в будущее- Байкал»
Всероссийская научно- практическая конференция «Интеллектуальное возрождение», г. Санкт- Петербург.
Творческие конкурсы, в которых ежегодно принимают участие школьники:
Телерадиоакадемия «Полярная звезда»;
Республиканский конкурс « Ыллаа- туой, уол о5о!»;
Улусный театральный фестиваль;
Республиканский конкурс художественного чтения «Эрчим»;
Республиканский вокальный конкурс « Сарданалаах аартыктар»;
Улусный фестиваль Олонхо;
Улусные Ойунские чтения;
Республиканский Неустроевский фестиваль;
Республиканский Мординовский фестиваль;
По имеющимся сведениям выпускники ОУ успешно учатся в вузе, в колледжах, активно участвуют в исследовательской работе в качестве студентов, аспирантов. По отзывам преподавателей различных учебных заведений, у поступивших студентов подтверждается высокая мотивация к обучению и исследовательской деятельности. Значение для самих школьников исследовательской подготовки можно понять из их отзывов. Один из отзывов приводится ниже.
«За годы учебы в школе я успела выполнить три научные работы: по психологии и культурологии, по лингвистике. И если моя работа в области психологии была теоретической, то исследование по лингвистике стало применимо на практике. Я еженедельно посещала занятия с научным руководителем, на которых мы разбирали теоретические основы работы, ходы научного исследования. С работой по культурологии я завоевала 3 место на республиканской НПК «Шаг в будущее». Что мне дала исследовательская работа? Кроме умения выступать на публике и защищать свой труд, что, в общем-то, уже немаловажно, я глубоко проникла в тему исследования, это помогло мне развить свои исследовательские навыки».
Гуляева Галина., студентка Санкт - Петербургского государственного инженерно- экономического университета.