Пути повышения эффективности духовно-нравственного воспитания детей через урок ОПК


Пути повышения
эффективности духовно-нравственного воспитания детей через урок ОПК (Выступление на районном семинаре учителей ОПК 02.02.2017)
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения сквозной нитью проходит через образовательную политику нашего государства. Поэтому тема нашего семинара выбрана неслучайно.
Учебные предметы духовно-нравственного направления я преподаю 15 лет. В данный момент это факультативные занятия ОПК с 6 по 11 класс, урок ОДНК в 5 классе и кружок «Двунадесятые праздники» в 6 классе. Первые годы я накапливала материал, анализировала прочитанную литературу и поняла, что чем больше я даю детям, тем ещё больше приходиться читать, анализировать, потому что эта тема актуальна всегда и важна в работе с детьми.
Наблюдения за ребятами, занятия и беседы с ними и родителями, что включение в учебно-воспитательный процесс разных форм работы по данной теме, а это беседы, игры, уроки-презентации, уроки-путешествия, конкурсы, олимпиады, практические занятия, праздники, встречи со священниками, поездки по святым местам, конечно же, способствуют воспитанию духовно-нравственной личности. Но каждый урок приходится готовить как впервые, потому что нужно учитывать психологические особенности детей: младших, средних, старших. Каковы же пути повышения эффективности к достижению поставленной цели?
У младших школьников воображение непроизвольное и восприятие основано преимущественно на эмоциях. Поэтому я в своей практике использую такие приемы, которые наиболее интересны детям и вызывают у них эмоциональную реакцию: прием словесного иллюстрирования, вопросы на установление логических связей событий и поступков, создание ситуаций к стремлению подражать, к максимально полному проживанию событий.
С детьми среднего и старшего звена этот номер уже не пройдёт. Мне на помощь приходит работа над проектами и их защита. Считаю, что этот положительный результат у нас получается, благодаря участию детей в сетевых проектах, которые уже второй год организует КИРО совместно со Льговским духовно-просветительским центром. В прошлом году была тема «Двунадесятые праздники». Проект состоял из 5 этапов. Прежде всего, мы создали команду заинтересованных детей, выбрали название «Ковчег», девиз, рассказали о себе. Всё это дистанционно презентовали. Для участия в следующих этапах проекта дети смотрели видеоролики о двунадесятых праздниках, находили информацию в разных источниках. И когда пришло время изучать тему №7 о праздниках в 5 классе по ОДНК, они с радостью уже рассказывали, перебивая друг друга.
В этом году в рамках сетевого проекта объявлена тема «Святые земли Русской». Когда я предложила уч-ся 5-9 класса поучаствовать в данном проекте, они согласились. Распределили обязанности, задание, смотрели фильмы о святых, создавали презентации. Этот материал, как мы знаем, изучается в 5, 8 и 9 классах. Друг другу помогая, дети создали презентации о Матроне Московской, Ксении Петербургской, Сергии Радонежском, Серафиме Саровском и святителе Николае. Итогом проекта стала инсценировка «Под покровом святителя Николая». Снятый на видео заключительный этап проекта дети с удовольствием смотрят на уроке, кружке. (ДЕМОНСТРАЦИЯ) Команду «Серафимы» пригласили, и мы с детьми ездили во Льгов для участия в фестивале и получения сертификатов. Данная поездка оставила в душах детей самые теплые и добрые впечатления, чувства радости от врученных подарков из рук настоятеля Льговского храма. Ведь основной целью проекта и является пробуждение у детей интереса к урокам ОПК, к духовным ценностям через приобщение к православным святым, святыням родных мест. И такие поездки оставляют тепло в детских душах и делают их добрее и милосердней, духовно обогащают.
Мною и уч-ся также были разработаны проекты. Первый назывался «Храмы Большесолдатского района» (2008-2009 гг.) его участниками стали уч-ся 9-10 классов. Мы посетили четыре храма района: Рождества Христова, Свято-Никольский, Архангела Михаила, Свято-Троицкий, встретились с отцом Анатолием, отцом Андреем, старожилами сёл. Помогли нам собрать информацию о храмах школьные музеи, куда мы обращались. Итогом проекта стал видеофильм, который также используем на уроках по теме.
Сейчас мы с детьми разрабатываем проект «Если добрый ты…», направленный на реализацию ФГОС «Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности». В нём участвовать изъявили желание уч-ся 4, 5, 6 классов. И начнём мы его с 27 февраля. Дети уже знают, что с этого дня начинается Великий пост, а в пост особенно нужны добрые милосердные дела. Каждый из участников, а их 7 человек, будет создавать в электронном виде базу данных о своих добрых делах, а в апреле, на Пасхальной неделе мы планируем провести конференцию по защите данного проекта.
Ещё для повышения мотивации обучающихся к урокам ОПК провожу работу по группам. Каждая группа получает карточку с заданием, н-р, с мудрыми словами святого, зашифрованными нравственными понятиями. Это так называемые минутки духовности. Начинают спорить, доказывать.
Потребность духовного возрождения России привела к возвращению библейских и агиографических текстов в школьную программу. Их можно встретить в учебниках «История», «Литература», «Окружающий мир». Поэтому в нашей школе мы практикуем интегрированные уроки. В прощлом году я и Мезенцева Т. И. провели интегрированный урок ОПК-музыка по теме «Духовная музыка» в 8 классе.
Дальше, знакомство с житием святого благоверного князя Александра Невского я провожу в несколько этапов:
Просмотр фильма «Житие святого благоверного князя Александра Невского».
Заочное путешествие по памятным местам в разных городах, связанных с именем А. Невского. Многие дети не знали, что в Курске тоже есть такой памятник.
Работа с литературными источниками. В самом тексте жития выделяли несколько значимых моментов и деяний князя: Невская битва, Ледовое побоище, ответ князя папе римскому, русский князь и Золотая Орда.
В любой работе, направленной на воспитание детей, невозможно обойтись без поддержки и помощи родителей. Проводить беседы на нравственные темы - это немного нудно, скучно. А вот организовать такую систему занятий, чтобы родители «шли в ногу» с детьми, мне помогают творческие конкурсы: «Рождественская открытка», «Свет Рождества», «Пасхальная радость» и др., которые проводит РДДТ, РМК. Обязательно организовываем выставку детских работ, дети защищают их, что тоже повышает эффективность духовно-нравственного воспитания ребёнка.
Последние 6 лет наши учащиеся с 4 по 11 класс принимают участие в школьном туре Общероссийской олимпиады для школьников по ОПК, проводимых Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом. В этом году она посвящена теме «Русь уходящая: Русская культура перед лицом гонений. Русское присутствие на Святой земле». Все 15 участников получили сертификаты, а победители Дипломы 1, 2, 3 степеней. Таким образом, знания, полученные на уроках, дети применяют в олимпиадах, и наоборот, некоторые олимпиадные задания, с которыми дети не справились, становятся объектом исследования на уроках.
В марте 2016 года Тимофеева Аня, уч-ся 5 класса, принимала участие в открытой региональной научно-практической конференции «Признана, любима, хранима Курской землёй» о святых женщинах Курской земли, который проходил на базе школы №18 г. Курска, после чего ее работа о матушке Мисаиле Зориной, как одна из лучших, была напечатана в сборнике.
С целью популяризации курса «Основы православной культуры» на базе Большесолдатской средней школы создан культурно-духовный центр, где в апреле 2016 года была проведена научно-практическая конференция обучающихся «Судьба женщины в судьбе родного края». Тетерева Маргарита, у-ся 10 класса выступила с исследовательской работой о Сухоруковой Н. Н., директоре своей школы, о её вкладе в развитие образования на Большесолдатской земле.
В каждой школе, и в нашей тоже, действует краеведческий музей. Его экспонаты и экспозиции также способствует повышению интереса к урокам ОПК. Например, когда шёл заключительный этап Сетевого проекта, дети предложили снять ролик о Николае Угоднике в музее, где много старинных предметов.
Для того чтобы дети полюбили предмет ОПК и по–особенному относились к преподаванию этого предмета, у нас в районе большую помощь оказывают отец Анатолий и методист Жердева Е. С. Перькова О. Т. организуют поездки по святым местам, к большому сожалению, только для «студентов» УПЧ, а не для учителей ОПК.
И проведение Рождественской елки, и Дней славянской письменности, и праздник Наума - грамотника, и Пасхальные фестивали, где принимают участие дети чаще с 1 по 8 класс, а старшеклассники обеспечивают техническую сторону: фотографируют, снимают на камеру, создают ролики.
Сценарии этих и многих других мероприятий, все интеллектуальные продукты были направлены на региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения» в 2016 году. Работа была удостоена Диплома первой степени и направлена в конкурсную комиссию Центрального Федерального округа для участия во II этапе Всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя». К сожалению, я не смогла поехать на Рязанские образовательные чтения, которые проходили с 6 по 9 октября. А вот награждение победителей и лауреатов областного этапа конкурса состоялось в ноябре в рамках Рождественских образовательных чтений Курской епархии, куда меня как победителя не пригласили. ????? Ну и главным итогом работы на уроках ОПК является участие детей в олимпиадах. В этом году Боровлева Карина (11 кл.) стала победителем, Самойлов Никита (7 кл.) – призёром муниципального этапа олимпиады.
Не могу утверждать, что 100% ребят глубоко вникают в изучение основ православной культуры, но для большей части это составляет значительный эмоциональный след, который заставляет их задуматься. И может быть повлияет на их дальнейший выбор между добром и злом, и на дальнейшую жизнь.
Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо. Поэтому главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.