Краеведческие аспекты экологического воспитания младших школьников в курсе «Окружающий мир». Обобщение опыта.

Краеведческие аспекты экологического воспитания младших школьников в курсе «Окружающий мир»


Содержание:

Введение ________________________________________________
Общие подходы к преподаванию эколого-краеведческого материала в курсе «Окружающий мир» ________________________________
Проектная деятельность учащихся на уроках курса «Окружающий мир» в начальной школе______________________________________
Работа с картой, учебной картиной и составление учебных модулей на уроках «Окружающий мир» (из опыта работы) _____________________
Работа с учебной картой ______________________________
Работа с учебной картиной ________________________________
Работа по составлению учебных модулей ____________________
Игры по курсу «Окружающий мир» ____________________________
Контрольные вопросы и задания к повторительно-обобщающим урокам ______________________________________________________
Конспекты уроков «Окружающий мир» ___________________________
Приложение ___________________________________________________
Информационные материалы ____________________________________
Воронинский заповедник ____________________________________
Заказники Тамбовской области________________________________
Красная книга Тамбовской области____________________________
Список литературы____________________________________________














Опыт работы
учителя начальных классов
муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
г. Тамбова
Чеботаревой Нины Михайловны


Тема: Краеведческие аспекты экологического воспитания младших школьников в курсе «Окружающий мир»
2016

Список ИПМ

Общие подходы к преподаванию эколого-краеведческого материала в курсе «Окружающий мир» ________________________________
Проектная деятельность учащихся на уроках курса «Окружающий мир» в начальной школе______________________________________
Работа с картой, учебной картиной и составление учебных модулей на уроках «Окружающий мир» (из опыта работы) _____________________
Работа с учебной картой ______________________________
Работа с учебной картиной ________________________________
Работа по составлению учебных модулей ____________________
Игры по курсу «Окружающий мир» ____________________________
Контрольные вопросы и задания к повторительно-обобщающим урокам ______________________________________________________
Конспекты уроков «Окружающий мир» ___________________________
Список литературы____________________________________________

Приложение

Информационные материалы _______________________________
Воронинский заповедник __________________________________
Заказники Тамбовской области_____________________________
Красная книга Тамбовской области__________________________







Базовая модель

Противоречия:
между требованиями ФГОС второго поколения к высокому уровню формирования метапредметных умений, навыков и ключевых компетенций обучающихся и способами организации образовательной деятельности;
между необходимостью построения индивидуальных образовательных траекторий и классно-урочной системой обучения;
между существующей системой оценки качества начального образования и компетентностным подходом в обучении.
между необходимостью формирования экологических и природоохранных компетентностей обучающихся и совмещению их с историко-краеведческими аспектами образовательного процесса.

Ведущая идея опыта:
Достижение предметных и метапредметных результатов по курсу «Окружающий мир» через краеведческий аспект в природоохранном и экологическом воспитании младших школьников.

Личная концепция:
повышение эффективности учебной деятельности через дополнение программного материала по курсу «Окружающий мир»;
реализация идей развивающего обучения младших школьников на основе новых подходов, современных образовательных технологий к преподаванию предметов в начальной школе;
формирование универсальных учебных действий и ключевых компетенций младших школьников в урочной и внеурочной деятельности по экологическому направлению;
приобщение детей к природоохранным ценностям, воспитание бережного отношения к природе, понимания ее хрупкости и незащищенности, формирование чувства личной ответственности за все происходящее;
демократический стиль взаимодействия учителя, обучающихся, родителей в процессе обучения и воспитания.










Технология опыта:

Сущность опыта Чеботаревой Н.М. состоит в творческом подходе к достижению результатов освоения курса «Окружающий мир» в преломлении концепции экологического воспитания младших школьников в сторону краеведческих аспектов и формировании у них природоохранных компетенций. Педагогическая система Чеботаревой Н.М. включает 3 уровня.
Общедидактический уровень, который характеризует целостный образовательный процесс по предмету «Окружающий мир» на начальной ступени обучения. Выражается он в авторских технологиях, методах, приемах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике, основанных на экологизации данных предметов с использованием местного фаунистического и флористического материала. Эта система охватывает и внеурочную деятельность, в которой Чеботарева следуя стандарту нового поколения, насыщает растущего человека информацией о красоте и хрупкости природы, уникальности каждого организма, формирует внутренний мир ребенка, открывая для него богатство родной природы и учит обучающихся эту природу любить и сохранять. Воспитательная работа строится с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей младших школьников. Все внеклассные мероприятия разрабатываются с учетом современных позиций воспитания, интеллектуальных сил ученика.
Частно-методический уровень раскрывает совокупность методов, приемов и средств для обогащения интеллектуальной составляющей мышления обучающихся.
Локальный уровень, основанный на обновлении и разумном сочетании отдельных частей учебно-воспитательного процесса (отдельных видов и форм деятельности).

Результативность:

Преобразование системы обучения в рамках курса «Окружающий мир», осуществляемое Чеботаревой Н.М. способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников, пробуждению их духовного сознания. Данная система обучения, основанная на познание ребенком своего Я в контексте экологических знаний на краеведческом материале, дает возможность осуществлять на высоком уровне эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие обучающихся.


Введение

Истинный показатель цивилизации – не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.
Ральф Уолдо Эмерсон

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Именно эту сложнейшую задачу выполняет курс «Окружающий мир» в рамках начальной школы (1 – 4 кл.).
Для успешной реализации образовательного и воспитательного компонентов курса, необходимо разработка и внедрение УМК, основанного на психолого-возрастных особенностях учащихся и специфике изучаемых предметов. Многое для этого уже сделано. Хорошим подспорьем являются:
программы курса
методические рекомендации для учителя;
сборники тестов;
рабочие тетради для учащихся.
Однако, еще больше предстоит сделать, учитывая, что каждый преподаватель работает с конкретными детьми, конкретной школы, конкретного района. Данное пособие является попыткой объединения Федерального курса с региональным компонентом, через краеведческую составляющую.
Актуальность этого шага очевидна. Родной край, малая родина, место, где человек появился на свет, сделал первые шаги, произнес первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное, - это для каждого имеет свое сокровенное значение. Именно оно связывает человека с местом и людьми, близкими ему от рождения. Именно здесь начинает закладываться и формироваться чувство патриотизма в лучшем понимании этого слова. Знать и любить природу родного края – это не просто красивое утверждение, это важный элемент к духовному становлению ученика как личности, Человека и Гражданина.







Общие подходы к преподаванию
эколого-краеведческого материала в курсе «Окружающий мир»

В настоящее время, в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей запросам современного общества, начальной школе уделяется особое внимание. Именно здесь закладываются основы мировоззренческого и духовного роста школьника, формируется его жизненная парадигма.
Неслучайно, в базисном плане, такой важный образовательный компонент как «Окружающий мир», совмещает в себе одновременно две области – естествознание и обществоведение. При его изучении осуществляется реализация содержания, которое является пропедевтическим для последующего изучения в основной школе биологии, физики, химии, географии, обществознания и истории.
Рассмотрим, как решает поставленные задачи УМК А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». Он предусматривает следующее распределение тем по классам:

1 класс
2 класс
3 класс
4 класс

Что и кто?
Как, откуда и куда?
Где и когда?
Почему и зачем?
Где мы живем.
Природа.
Жизнь города и села.
Здоровье и безопасность.
Общение.
Путешествия.
Как устроен мир.
Эта удивительная природа.
Мы и наше здоровье.
Наша безопасность.
Чему учит экономика.
Путешествия по городам и странам.

Земля и человечество.
Природа России.
Родной край – часть большой страны.
Страницы всемирной истории.
Страницы истории Отечества.
Современная Россия.


Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что к окончанию начальной школы у ребенка формируется целостная картина мира, а также понимание сложности и взаимозависимости каждого его компонента.
Естественнонаучная составляющая всего курса призвана помочь школьнику не только лучше узнать природу, но и воспитать бережное отношение к ней. Отождествление себя со всем живущим на планете и стремление сохранить многообразие видов растений и животных – это главное условие воспитания ноосферного мышления человека будущего, о котором так много говорил В.И.Вернадский.
Основы экологической грамотности являются частью общего гуманистического воспитания личности. Однако, учитывая психолого-возрастные особенности детей 7 – 10 лет, следует большее значение уделять краеведческому образованию. Именно поэтому с первых уроков в 1-м классе, следует продумать стратегию примеров природных объектов родного края.
Зачастую школьники благодаря TV, журналам и книгам лучше знают природу далеких стран, экзотические животные им ближе, чем обитатели родных лесов, полей, водоемов; тропические фрукты более знакомы, чем лесные ягоды. Перед учителем встает важная задача, не только информационного знакомства учащихся с местной флорой и фауной. Педагог должен так выстроить всю линию обучения, чтобы вызвать отклик в душе ребенка, удивление и восхищение, а также гордость за свою малую родину.
УМК «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, позволяет свободно корректировать всю базу примеров, смещая ее в краеведческую сторону, нагружая дополнительными функциями патриотического и нравственного воспитания школьников без особых для них затрат.


1 класс


Тема
Вопросы темы
Краеведческая нагрузка

1. Что и кто?
Что такое хвоинки, кто такие рыбы, птицы, звери, что такое зоопарк, что мы знаем о нашем городе?
Хвойные растения твоего города и ближайшего леса; рыбы, птицы, звери рядом с тобой; в каких зоопарках ты был, есть ли он в твоем городе; какие парки, скверы города ты знаешь – где они расположены, когда появились, чем интересны.

2. Как, откуда и куда?
Куда текут реки, как живут растения, животные, как зимой помочь птицам?
Какие реки Тамбовской области ты знаешь, какие из них самые крупные, расскажи о своей любимой речке; какие первоцветы тебе известны, почему их так называют; как деревья готовятся к зиме; какие птицы остаются с нами в городе зимой, какие улетают и почему?

3. Где и когда?
Когда наступает лето, где зимуют птицы, когда жили динозавры?
Расскажи о главных признаках лета, какие растения, грибы ты знаешь, где они растут, чем полезны; почему в Тамбовской области не находят костей динозавров, а следы каких древних животных можно найти, где?

4. Почему и зачем?
Почему их так назвали, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек, почему мы часто слышим слово «экология»?
Почему медведь зовется медведем (волк, лиса, бобр, выдра), объясни названия растений; какие растения мы называем неправильно ( камыш - рогоз, клубника – земляника);какие цветы (бабочки) стали редкими, зачем их надо охранять; зачем мы изучаем экологию Тамбовской области?


2 класс


1. Где мы живем?
Что нас окружает
Природа родного края.

2. Природа
Явления природы; звездное небо; про воздух; про воду; какие бывают растения; какие бывают животные; дикорастущие и культурные растения, комнатные растения; животные живого уголка; красная книга; будь природе другом.
Метеорологические и фенологические наблюдения. Что растят рядом с домом. Дикие животные в городе. Домашние питомцы.
Культурные растения (что растет на даче).
Легенды о растениях.
Красная книга Тамбовской области (животные, растения, грибы).

3. Жизнь города и села
Город и село.
Родной город – Тамбов. Скверы и парки, цветы на клумбах; животные вокруг нас.

4. Здоровье и безопасность
Строение тела человека; если хочешь быть здоров; поговорим о болезнях; куда пойти лечиться; лесные опасности.
История медицины г. Тамбова (архиепископ Лук, в годы ВОВ, современные достижения);
Ядовитые растения и грибы наших лесов, опасные животные.

6. Путешествие
Водоемы; в гости к весне.
Весна на Тамбовщине; Подснежники – какие растения к ним относятся, что позволяет им зацветать так рано и почему они становятся редкими. Какие птицы прилетают первыми. Как просыпается природа от зимней спячки.


3 класс


1. Как устроен мир
Природа; человек; общество; мир глазами эколога; природа в опасности.
Экология Тамбовской области. Зоны экологической опасности (области в целом, города в частности) – составить карту, придумать экологические знаки для каждого района.

2. Эта удивительная природа
Что такое почва; разнообразие растений; разнообразие животных; охрана животных; кто что ест; невидимая сеть и невидимая пирамида; в царстве грибов; великий круговорот жизни.
Какие почвы встречаются в Тамбовской области – тамбовский чернозем эталон почв.
Водоемы Тамбовской области: какие реки самые крупные, проблемы обеспечения Тамбовской области пресной водой, возрождение малых рек. Животный и растительный мир водоемов Тамбовской области. Рыбное хозяйство.
Съедобные и ядовитые грибы Тамбовской области, грибы, занесенные в Красную книгу, экзотические грибы родных лесов.

3. Мы и наше здоровье
Организм человека; органы чувств; надежная защита организма; опора тела и движение; наше питание; дыхание и кровообращение; умей предупреждать болезни, ЗОЖ.
Спорт, как составная часть здорового образа жизни – спортивные сооружения города Тамбова и спортивные достижения. Спортивные секции и кружки рядом с домом.

4. Наша безопасность
Экологическая безопасность.
Ядовитые растения и грибы Тамбовской области – чьими двойниками являются, первая помощь при отравлениях. Опасные животные Тамбовской области – причины опасности, как себя обезопасить. Чем опасно загрязнение среды.

5. Чему учит экономика
Экономика и экология.
Экологическая катастрофа – может ли она произойти на отдельно взятой территории. Что будет если (прогнозы для Тамбовской области).

6. Путешествие по городам и странам
Путешествие по странам и континентам.
Города и поселки Тамбовщины глазами иностранного туриста: главное сокровище – природа.


4 класс


1. Земля и человечество
Прошлое и настоящее глазами эколога.
Экологические проблемы Тамбовской области: «малые реки» в опасности, сокращение площади лесов, степей, осушение болот, загрязнение воздуха и их последствия для животного и растительного мира. Природоохранные организации Т.о. В.И. Вернадский и Тамбовский край (Вернадовка),

2. Природа России
Природные зоны, экологическое равновесие.
Географическое положение Т.о. (работа с картой и атласом); Воронинский ГПЗ, заказники, памятники природы Т.о. Природные зоны Т.о.

3. Родной край – часть большой страны
Поверхность нашего края; водоемы нашего края; наши подземные богатства; земля – кормилица; жизнь леса, луга, пресного водоема; растениеводство в нашем крае; животноводство в нашем крае; незаметные защитники урожая.
Рельеф Т.о., водоемы Т.о., полезные ископаемые; жизнь соснового леса, березовые рощи, уремные леса, растениеводство и животноводство в Т.о. (наукоград Мичуринск – И.В. Мичурин)







Проектная деятельность учащихся
на уроках курса «Окружающий мир»
в начальной школе

Элементы проектной деятельности могут реализовываться уже на начальной ступени обучения. Это позволяет учащимся
формировать деятельный интерес к объектам окружающего мира, активно участвовать в практической экологически ориентированной деятельности;
соотносить свои действия с последствиями для окружающей среды, развивать самоконтроль;
анализировать наблюдения за состоянием окружающей среды и вносить посильный вклад в ее улучшение;
формировать выраженную потребность в заботе о представителях животного или растительного мира.
Однако, следует учитывать, что младшие школьники в силу своего возраста, еще не могут вести весь проект самостоятельно. Учитель должен очень серьезно продумать алгоритм всех действий учащихся и контролировать каждый этап. Здесь важно научить детей работать в группе, где для каждого определена своя роль, но все вместе движутся к единой цели.
Целесообразным является включение в проект игровых элементов. Например, при выполнении проекта «Красная книга Тамбовской области» имеет смысл, наряду с обычными рубриками: описание животного (растения), его места обитания, статус редкости, причины редкости и принимаемые меры по восстановлению численности, предложить учащимся также подыскать стихи, загадки об этом животном (растении), составить ребус или др. головоломку. Введение в проект рубрики «Игровой полигон» всегда вызывает большой энтузиазм со стороны школьников и во время работы над ним и во время презентации.
Также хотелось бы обратить внимание на дизайн выполняемого проекта. Это может быть стендовая презентация, журнальный вариант, набор открыток, модель и т.д. В любом случае, следует акцентировать внимание учащихся, что проект должен соответствовать общепринятым критериям: зрелищность, оригинальность, нестандартность решения. Учитывается аккуратность выполнения работы.
Обязательным этапом является рефлексия, во время которой обсуждается каждый проект. Нельзя забывать, что младшие школьники в силу психолого-возрастных особенностей, еще не обладают достаточно сформированным критическим мышлением, они обидчивы, но справедливы. Поэтому учитель дает высказаться всем, но в корректной форме, ограничивая по времени, желательно по стандартному алгоритму.

Работа с картой, учебной картиной и составление учебных модулей на уроках «Окружающий мир»
(из опыта работы)

Работа с картой

Работа с картой очень важна, так развивает абстрактное мышление учащихся, воображение, внимательность, память, способность к синтезу и анализу.


Тема урока

Работа с географической картой (атласом)


Звездное небо – великая книга природы
С помощью атласа-определителя «От земли до неба» (с.208 – 209) рассмотри карту звездного неба.
Найди на ней знакомые тебе созвездия.
Какие из них тебе удавалось увидеть на небе собственными глазами? Что ты о них знаешь?
Составьте общий список созвездий, которые можно наблюдать в ночном небе Тамбова (Тамбовской области).


Глобус и географическая карта.
Найди на атласе физическую карту России. Рассмотри ее.
Найди Средне-Русскую возвышенность, а на ней примерное расположение Тамбовской области.
Что можно рассказать о природе Тамбовской области по карте?


Заповедники России
На Атласе Тамбовской области найди месторасположения ГПЗ «Воронинский» - в каких районах он находится.
Найди реки, озера заповедника.
Какие леса находятся на территории заповедника. Что такое урема?


Экологические проблемы и охрана природы
Рассмотри Атлас Тамбовской области (карты рельефа, погоды, сезонов года, фенологическую, почвенную, зоогеграфическую и др.).



Работа с учебной картиной.

Значительное место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины. Стараюсь использовать как полотна великих мастеров (Шишкин И.В., Саврасов А.К., Левитан И.И., Ю.Ю.Клевер), так и шуточные «мультяшные» рисунки Чарушина, Чижикова и др.
Это помогает создать на уроке определенный эмоциональный настрой, эффективно и образно представить природу родного края, увидеть ее глазами художника, сравнить с личными впечатлениями и фотографиями, найти черты сходства и испытать от этого гордость.
Важно выработать у детей понимание, что картина – это не только иллюстрация, но и дополнительный источник знаний, а значит средство воспитания творческой активности и самостоятельности мышления.
В работе с учебной картиной я использую следующие приемы:
придумай свое название, сравни его с названием автора, как ты думаешь, почему оно совпало (не совпало);
опиши всю картину или ее отдельный фрагмент;
передай свое отношение к изображенному пейзажу;
подготовь сообщение о конкретных растениях и животных данного художественного полотна;
какие еще животные и растения могут встречаться в данном месте;
как животные и растения изображенного участка взаимодействуют друг с другом.
Применение изобразительной наглядности (учебных картин) в сочетании со словом учителя и работой с учебником, обогащает представление учащихся, делает изучаемый материал доступнее, интереснее. Кроме этого у детей в сознании образы родной природы начинают ассоциировать с именами великих художников. А приобщение к мировой художественной культуре способствует духовному росту и гармоничному развитию личности.

Составление учебных модулей

К наглядным средствам обучения младших школьников относится также составление учебных модулей из предложенных элементов.
Так, в 3 классе при изучении темы «Эта удивительная природа», учащиеся знакомятся с такими понятиями, как пищевая сеть и пищевая пирамида. Для лучшего усвоения материала, а также для наглядности происходящих в природе явлений, школьникам предлагается не просто разместить данные объекты (рис. 1) в логической последовательности, но также связать их между собой стрелками и объяснить цепь собственных рассуждений (рис. 2).
Это задание следует дифференцировать по степени сложности (количество элементов) и разнообразить разными вариантами объектов. Тогда при фронтальной проверке, становится возможным сравнить полученные результаты и на их основе подвести учащихся к общему выводу.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Рис. 1


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Рис.2

Учебные модули могут быть также частью проектной деятельности учащихся во время их стендовой презентации.
Например, в 4 классе в теме «Природа России» - «Заповедные территории», я предлагаю учащимся собрать на доске общий модуль «Заповедный край Тамбовский» (рис.3). Заранее раздаю темы сообщений, которые по мере формирования модуля обсуждаются всем классом. Одновременно к строящемуся модулю присоединяются рисунки и фотографии, которые становятся иллюстрациями к докладам и делают всю картинку яркой, зримой, наглядной. Таким образом, в коллективном проекте задействованы все без исключения учащиеся, и общий результат зависит от участия каждого.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Рис.3

Считаю главным научить детей не столько правильно выполнять какое-либо действие, но гораздо важнее, научить их, понимая проблему в целом, прогнозировать результат и объяснять целесообразность всех предпринятых шагов.










Игры по экологии

Работая с младшими школьниками, нельзя не учитывать их психолого-возрастные особенности. Наряду с большой познавательной активностью детям также присущи высокие исследовательские, коммуникативные, эмоциональные характеристики.
Взаимодействуя друг с другом в условиях игры, учащиеся начальных классов успешнее социализируются, чувствуя себя свободнее – легко и с желанием принимают условия игры и настойчиво добиваются позитивного результата.
Таким образом, использование игр в рамках курса «Окружающий мир», позволяет учителю с наименьшими потерями и наибольшей результативностью добиваться поставленных результатов.


Игра «Картина мира»:
I этап:
На каждой парте, в специальном конверте находятся 10 карточек с изображением разных предметов, объектов, живых существ. Учитель зачитывает список, а учащиеся откладывают в сторону карточки из данного списка, если они у них есть.
II этап:
Учитель обращает внимание класса на пособие «Картина мира», заранее подготовленное на классной доске – это расчерченный на 10 секторов круг. Учащимся предлагается разместить в каждом секторе карточку с природным объектом из зачитанного списка.
Затем обсуждается правильность размещения карточек, при этом учитель обращает особое внимание на задания: «Найти что-нибудь очень важное для природы» и «Найти что-нибудь совершенно бесполезное для природы».
Целью игры является подведение детей к выводу о том, что в природе ВСЕ важно, а бесполезного - нет.

Этому помогает стихотворение Б. Заходера:

Все-все
Все на свете,
На свете нужны.
И Мошки
Не меньше нужны, чем Слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников, -
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд!
Плохие дела
У Кошки без Мышки,
У Мышки без Кошки
Не лучше делишки.
И, если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны!
И, если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все
Все на свете,
На свете нужны,
И это все дети запомнить должны!



Игра «Грибное царство»

Любопытствующий Ежик еще очень мал. Он многого не знает. Например, совершенно не разбирается в грибах. Помоги любопытствующему Ежику отличить съедобные грибы от ядовитых и узнать о них много интересного.





1. В этой головоломке зашифрована загадка. Прочитай ее и попробуй отгадать.
В к Ш р А а П с К н Е о й В о Р п А а Г с н ы й П п О г Л л Ю я Б д У и Й д С а Я С о Т б О о Р й О д Н и К О Й


(В шапке красной – враг опасный. Полюбуйся, погляди да сторонкой обойди. Мухомор.)


2. Вредный Мухомор
Раскрасавец Мухомор Вырос под дубами И затеял разговор С прочими грибами: – Эй, сестрички-невелички, Сыроежки и лисички! Мне вас жалко от души – Вы совсем не хороши! Он у рыженьких опят Высмеял веснушки, Он обидел всех подряд На лесной опушке. Он смеялся над волнушкой, Называл ее дурнушкой И надменно, свысока Оглядел боровика. Огорчаются грибы, Но не отвечают. Только старые дубы Ветками качают: – Что ты хвалишься нарядом, Обижаешь всех, кто рядом? Ни к чему нарядный вид, Если сам ты ядовит.
О.И. Высотская


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Найди на рисунках обиженные Мухомором грибы, подпиши их названия, а дома подбери для них загадки.
3. «Съедобный – ядовитый»
У вас на партах, у каждого лежит картинка с изображением гриба. Распределите правильно грибы: съедобные в корзинку, я ядовитые – в ведерко.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Какие грибы собирают в твоей семье? Дома узнай у мамы рецепт грибного блюда, подумай, как его интереснее представить.
Красная книга
Отгадай ребусы и выбери только те грибы, которые занесены в Красную книгу Тамбовской области. Узнай, как они выглядят и подготовь о них сообщение.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Контрольные вопросы и задания
к повторительно-обобщающим урокам

Особенностью проверочных заданий для младших школьников является присутствие в них конкретных, наглядных, игровых компонентов. Ученику в 7 – 10 лет должно быть, прежде всего, интересно выполнять предложенную работу. Мотивация также повышается, если он работает с объектами ему хорошо знакомыми, но открывающимися для него с неожиданных, незнакомых сторон. Здесь краеведческий материал приобретает дополнительную ценность.

1. Рассмотри внимательно рисунок.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Подпиши названия зверей.
Выпиши отдельно номера хищных зверей.
Все ли животные обитают в Тамбовской области (укажи их номера).
Почему данный зверь исчез из лесов Тамбовской области.
Какое животное тебе больше всех нравится, подготовь о нем небольшое сообщение.







Рассмотри внимательно рисунок.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
. Подпиши названия животных.
. Выпиши отдельно номера домашних животных.
. Для чего использует этих животных человек.
. Какие породы тебе известны.
. Расскажи об истории коневодства на Тамбовщине.

Рассмотри внимательно предложенный пейзаж.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Назови указанных животных.
Какие из этих животных могли бы обитать в данной местности – выпиши их номера.
Подумай, в каких взаимоотношениях они друг с другом.
Узнай, для какого животного в Тамбовской области организованы заказники.
Какое животное и почему представляет опасность для человека?

Рассмотри внимательно рисунок

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Развитие какого цветка изображено.
К какой группе растений он относится.
Что позволяет ему цвести рано весной.
Какие, родственные ему растения ты знаешь.
Перечисли, в каких местах города расположены клумбы, где их сажают.

Прочитай стихотворение Евгения Евтушенко. Подумай, о каких связях в нем рассказывается. Составь пищевую цепочку. Предложи свой вариант, используя животных и растения, обитающие в Тамбовской области.

Так в звездном космосе мала
Как слон усталый спит скала.
Жить и охотиться устав,
В скале, в пещере, спит удав.
В удаве тихо кролик спит
И потихонечку храпит.
Ворочаясь неловко.
Спит в кролике морковка.
Ну а в морковке на бочок
Улегся тоже червячок.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в поход вместе с отдыхающими школьниками. Нам надо найти ошибки в их поведении. Послушайте рассказ школьников о своем походе.

Наша учительница заболела, и мы решили отправиться в лес без нее. Мы благополучно добрались до леса на электричке. Гуляя по тропинке мы встречали много несъедобных грибов и сбивали их палками, чтобы кто-нибудь не отравился. В лесу было жарко. Мы развели костер и согрели чай. Как было приятно смотреть на огонь. Перекусив, мы отправились домой. Уходя, мы оглянулись на поляну, где делали привал, там лежали полиэтиленовые пакеты и консервные банки и костер весело подмигивал нам на прощание. По дороге на электричку мы нашли ежа и забрали его домой.

Итак, какие ошибки совершали ребята? А как надо было поступать в этих случаях? Для таких горе-туристов в лесу надо вешать запрещающие знаки, чтобы они всегда помнили как надо себя вести. Ребята, попробуйте дома нарисовать запрещающий знак, такой, чтобы сразу стало ясно, что в лесу делать нельзя


13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415



Тестовый контроль.
Для оперативной проверки уровня усвоения нового материала я использую методику тестового контроля. При составлении тестов, стараюсь выдержать общую логическую последовательность темы. Предлагаемые мной тесты несут также определенную информационную нагрузку, позволяя учащимся, делая правильный выбор, узнавать еще и что-то новое.
Так, в 4 классе в теме «Природа России. Заповедники», я предлагаю выполнить тест по ГПЗ «Воронинский». Ему предшествует разбор материала с помощью мультимедийной презентации, сообщений учащихся, просмотра видеофильмов о заповеднике, экскурсии в заповедник, а также выставки рисунков и плакатов «Редкие растения и животные Тамбовской области».


1. В Тамбовской области находится заповедник:

а. Воронежский;
б. Вороненский;
в. Хоперский


2. Он расположен в районах:

а. Мичуринском и Никифоровском;
б. Уваровском и Инжавенском;
в. Инжавенском и Кирсановском.


3. Заповедник был создан в:

а. 1964 г.
б. 1994 г.
в. 2004 г.


4. Основная водная артерия заповедника – это река:

а. Ворона;
б. Цна;
в. Челновая.


5. Самым крупным озером на территории заповедника является:

а. Кипец;
б. Рамза;
в. Симерка;


6. Среди растений, занесенных в Красную книгу Тамбовской области в заповеднике растут:

а. рябчик русский и адонис весенний;
б. валериана лекарственная и ландыш майский;
в. подорожник средний и рогоз обыкновенный.


7. В заповеднике обитают насекомые – краснокнижники:

а. бронзовка золотистая;
б. дневной павлиний глаз;
в. махаон.


8. В реках и озерах заповедника редкие, охраняемые виды рыб:

а. подуст волжский и рыбец;
б. красноперка и белоглазка;
в. щука и налим.


9. Среди птиц, обитающих в заповеднике в Красную книгу России занесен:

а. серая куропатка;
б. орлан-белохвост;
в. большой пестрый дятел.


10. Главной достопримечательностью заповедника среди зверей является, занесенный в Международную Красную книгу:

а. бобр;
б. кабан;
в. выхухоль.



Целесообразно, наряду с заданиями по выбору одного правильного ответа из нескольких предложенных вариантов, в тестовый контроль включать и другие формы, например задания на соответствие.

Задание. Установи соответствие между природоохранными территориями:


Территория, на которой охраняется только конкретный природные объект (животные или растения);
территория, на которой полностью запрещена любая хозяйственная деятельность;
Польновский, Хмелино-Кершинский, Моршанский;
Воронинский, Галичья Гора, Воронежский;
История создания тесно связана с именем выдающегося русского географа В.П. Семенова-Тян-Шанского, сына знаменитого путешественника.

а. Заповедник
б. Заказник








Конспекты уроков «Окружающий мир»

Тема: Выхухоль – удивительный зверек.
Цель: Познакомить учащихся с одним из редких животных Тамбовской области – выхухолем.

Задачи:
Формирование чувства озабоченности исчезновением ряда животных;
Внимательное, бережное отношение к животным своей местности;
Формирование у детей представление о внешнем виде, поведении, образе жизни выхухоли;
Создание условий для формирования у детей стремления к познанию окружающего мира;
Развитие навыков самостоятельной работы, развитие умений самоконтроля и самооценки;
Формирование умений работать в группе (развитие коммуникативной компетентности учащихся).
.
Оборудование:
Карта Тамбовской области;
Изображение выхухоля;
Игровой раздаточный материал;
СD- диск (ритмическая гимнастика);
Выставка литературы;
ПК («Воронинский заповедник»)

Информационные источники:
Жизнь Животных, том 7 – Млекопитающие; п/ред. В. Е. Соколова,
М., Просвещение, 1989 г.
Красная книга СССР, том 2, М., Лесная промышленность, 1984 г.
Красная книга Тамбовской области (Животные), Тамбов, 2005 г.
В. Е. Соколов «Редкие и исчезающие животные» (Млекопитающие), М., Высшая школа, 1986 г.
Игорь Акимушкин «Мир животных» (Млекопитающие или звери), М., Мысль, 1994.
Государственный природный заповедник «Воронинский», Тамбов, 2004 г.

Представьте вы себе зверька
Величиной почти с ежа,
Только не в колючей шкурке,
А в мягкой шелковистой шубке.
И не мышка и не крот –
Под водой в норе живет.

Задание «Составь слово»
Из конверта нужно достать 8 одинаковых кружков красного цвета на которых написаны буквы: В. О. Л. Х. Х. У. Ы. Ь. Используя их надо составить слово – название зверька (выхухоль).

Тема нашего занятия – «Выхухоль – удивительный зверек»

На занятии мы познакомимся с внешним видом выхухоля, местом его обитания, питанием, особенностями поведения, узнаем, почему он редкий и занесен в Красную книгу.
Учащиеся работают группами (5 – 6 человек).

Задание:
Из разрезанной картинки собрать изображение зверька;
На листе соединить последовательно цифры и получить изображение выхухоля.

Учитель показывает крупно изображение животного (на плакате или экране) и сообщает информацию о внешнем виде выхухоля:

Туловище удлиненное, толстое, массивное;
Конечности короткие. Задние крупнее передних, между пальцами имеется плавательная перепонка;
Хвост сужен в основании, затем резко расширяется и снова резко сужается к концу. Длина хвоста 17 – 20 см.
Крупная голова конической формы с сильно развитым подвижным хоботком;
Шея почти незаметна;
Глаза маленькие с хорошо развитыми веками;
Ушные раковины отсутствуют;
Волосяной покров высокий, очень густой и мягкий;
Окраска буро-коричневая, со светлым животиком.



Затем учитель представляет паспорт выхухоля:
Фамилия: Насекомоядный
Имя: Выхухоль
Отчество: Кротович
Дата рождения: 100 миллионов лет назад
Национальность: Русский
Место жительства: бассейн рек Волги, Дона и Урала
(повсеместно в Тамбовской области).
На мониторе компьютера последовательно появляются соответствующие графы, которые учитель комментирует.

Физкультминутка
- А теперь отдохните! Звучит музыка со словами:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли в сумерках гулять.
Вокруг прыгают лягушки,
Ветер дует в камыши,
Время всем поев немножко-
Порезвиться от души.

Просмотр фрагмента фильма «Воронинский заповедник», при этом сообщается следующая информация: «Выхухоль населяет чаще всего берега медленно текущих рек, с наличием открытого зеркала воды, нетопкими берегами и густой прибрежной и водной растительностью. Выбирает водоемы с постоянным уровнем воды, непромерзающие и непересыхающие. Убежищем служит нора, которую выхухоль выкапывает в сухих берегах. Вход делает подводный, а гнездовую камеру устраивает выше уровня воды.
Там, где уровень воды в водоемах колеблется, норы обычно многоярусные.

Задание.
Из готовых рисунков на доске «заселить» водоем растениями и животными, прикрепив их на изображение водоема с помощью магнитов или скотча.

Меню (Что у нас сегодня на обед?)
Салат из водных растений с личинками насекомых;
Мелкая рыбка, червячки под соусом;
Лягушки (лапки, целиком или икра);
Моллюски в экологически чистой упаковке;
Напитки – вода речная, негазированная.


Знаете ли вы?
Выхухоли – зверьки очень древние, они во множестве водились миллионы лет назад, когда по лесам разгуливали огромные, волосатые мамонты.
Остатки их скелетов ученые находят в самых разных местах Европы.
Но в наш век на всем земном шаре выхухоли сохранились только в нескольких местах: на юге Франции, в Пиренеях и в России.
Сокращение численности выхухоля и причины этого
Браконьерский лов рыбы сетями;
Обсыхание водоемов;
Выпас скота;
Вырубка деревьев по берегам;
Распашка пойм;
Вытеснение ондатрой;
Загрязнение водоемов.

Книга жалоб



Тихо, мирно в речке жил
И с соседями дружил.


С сетью человек пришел
Рыбные места нашел.
В сеть попалась вся семья –
В живых остался только я.
Тут ондатра появилась
И в мою нору вселилась.




Обсуждение данной информации и предложение мер охраны
Красная книга;
Заповедные территории (Заповедники, заказники);
Запретить окультивирование пойм;
Борьба с браконьерством;
Снижение численности ондатры.
Ты этих зверьков не обижай!
Норы их не разоряй!
Красный свет быстрей зажги –
Береги их, береги!

Закончить занятие, закрепив полученную информацию, предлагается разными путями.
Дети рисуют рисунки в защиту этих животных.
Из ключевых слов по данной теме вывешенных на доске, составить по одному предложению, чтобы получился целый рассказ.
На карте Тамбовской области отметить красными флажками места, где обитает выхухоль.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Урок – защита проекта
«Животные Тамбовской области в опасности!»

В отличие от нас животные не властны над своим будущим. Их будущее, само их существование – в наших руках Работа по их спасению не терпит проволочки. Есть много животных, которым наша помощь необходима сейчас. Через десять, даже пять лет будет поздно – они исчезнут с лица Земли.
Джеральд Даррелл

Цели и задачи:
Расширить представления учащихся о необходимости охраны природы;
Познакомить учащихся с животными Тамбовской области, занесенными в Красную книгу и нуждающимися в охране;
Совместно с учащимися сформулировать основные правила поведения в природе: в лесу, на речке
Продолжить формирование у учащихся информационных компетенций (работа с печатным изданием, в сети Интернет);
Продолжить формирование у учащихся коммуникативных компетенций (умение взаимодействовать в группах, критически оценивать выступления другого);
Продолжить воспитания у учащихся доброты, чуткости, отзывчивости, неравнодушия, сострадания.

Оборудование:
Выставка рисунков и плакатов «Они нуждаются в нашей защите!»;
Выставка книг и др. печатной продукции по вопросам охраны природы
Красные книги,
книги краеведческой направленности – буклеты, брошюры о ГПЗ «Воронинский», зоо-ботаническом центре ТГУ им. Г.Р. Державина
газетные публикации;
Раздаточный материал:
карточки используемых терминов,
карточки с текстами,
кроссворд (головоломка, ребусы);
ПК, мультимедийный проектор, экран для демонстрации видеоролика, слайдов презентации;
Рисунки для проведения динамичной паузы;
Бейджики, шаблоны, клей.

Этапы урока:
Оргмомент
Постановка целей и задач
Сообщения учащихся
Физкультминутка
Сообщения учащихся
Презентация литературы
Сообщения учащихся
Музыкальная минутка (видеофрагмент)
Работа в группах
Обсуждение вопросов темы (слайдовая презентация)
Подведение итогов и д/з.
Информационные материалы
1. Воронинский заповедник
Воронинский заповедник  государственный природный заповедник.
Заповедник расположен в долине р. Ворона (правый приток р. Хопер), в лесостепной зоне, на территории Кирсановского и Инжавинского районов Тамбовской области
Государственный Воронинский заповедник создан 12 августа 1994 года. Его общая площадь 10320 га. Вокруг заповедника установлена охранная зона 11260 гектаров.
Заповедних создан для охраны сохранившихся лесостепных экосистем Центральной России. На р.Ворона обитают бобр и русская выхухоль; на крупнейшем в Тамбовской области оз. Рамза гнездятся и отдыхают на пролете многочисленные водоплавающие и околоводные птицы. Во флоре заповедника много эндемичных и редких видов растений, в том числе орхидных, внесенных в Красную книгу РФ - касатик карликовый, рябчик русский, ятрышник обожженный и др. Общая площадь заповедника составляет 10 320 га (103,2 км 2), что составляет 0,3 % территории Тамбовской области, 2,7 % от площади лесов области. Заповедник занимает значительный отрезок (40 км) одной из трех больших речных долин Тамбовской области, что составляет около 8 % всех долинных типов местности области. История создания заповедника тесно связана с именем выдающегося русского географа В.П. Семенова-Тян-Шанского, сына знаменитого путешественника, предлагавшего еще в начале XX в. создать здесь «уремный парк». «Урема» - это особый, труднопроходимый пойменный лес. Его восстановление и изучение является главной задачей заповедника. Территория заповедника «Воронинский» находится под влиянием умеренного континентального воздуха, который и определяет тип климата в данном районе. Средняя температура июля +20,4оC, января -11,3. Среднегодовая температура воздуха +4,7о. Средняя продолжительность периода с температурами выше 10оC составляет 140-148 дней. Годовое количество осадков - 486 мм. Преобладающее направление ветра - юго-западное.
Главной водной артерией заповедника является правый приток Хопра - река Ворона (бассейн р. Дон). Общая протяженность реки 454 км, из которых 216 км - в Тамбовской области, и более 90 км - по территории заповедника. В границах заповедника в Ворону впадают: справа - реки Иноковка, Паревка, Ржавка, слева - Вяжля, Карай, Балыклей. Ширина русла Вороны 50-70 м, глубина - от 1 до 5-8 м. Средний многолетний расход воды реки у с. Чутановка равен 20,2 м3/сек. В долине реки Ворона располагаются крупные пойменные озера: Рамза (250 га), Кипец (70 га), Симерка (площадь 40 га), и более 200 мелких озер.
Климат заповедника умеренно континентальный.
Флора заповедника в настоящий момент изучена еще недостаточно. При геоботанических исследованиях выявлено произрастание около 600 видов сосудистых растений, что по предварительным оценкам составляет не менее 2/3 имеющейся флоры сосудистых растений. В целом, выявленная флора заповедника составляет 60 % от потенциальной флоры. В заповеднике имеются довольно многочисленные локальные популяции редких видов растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, таких как рябчик русский (Fritillaria ruthenica Wikstr.), ятрышник шлемовидный (Orchis militaris L.), брандушка разноцветная (Bulbocodium versicolor (Ker.-Gawl.) Spreng.). Кроме того, в настоящий момент установлено произрастание на территории заповедника 43 редких видов растений, занесенных в Красную книгу Тамбовской области. Среди них несколько видов ковылей, рябчик шахматовидный, шпажник тонкий, адонис весенний, ветреница лесная, купальница европейская, прострел раскрытый, бубенчик лилиелистный и др. Видовая насыщенность в различных сообществах заповедника изменяется в широких пределах: от 7 до 63 видов на 100 кв. м Наибольшее число видов (35-37) на 100 кв. м. приходится на экотонные сообщества между луговыми степями и широколиственными лесами и на луговые степи. Это, практически, исчезающие сообщества на территории заповедника. Максимальное видовое богатство (общее число видов в сообществах) среди перечисленных типов сообществ характерно для луговых степей - 286. Минимальная видовая насыщенность (13,8) зарегистрирована в культурах сосны, где ей соответствует и минимальное видовое богатство (40).
Животные Воронинского заповедника
В заповеднике представлена типичная фауна южной лесостепи. Различные группы животных изучены в разной степени. Инвентаризация членистоногих находится на начальном этапе. Всего для заповедника отмечено 20 видов разнокрылых стрекоз, 85 видов клопов, около 140 видов жуков, 50 видов дневных бабочек, 4 вида сетчатокрылых. Часть материалов еще находится в обработке и готовится к публикации.
На территории заповедника установлено обитание целого ряда редких видов, таких как паук аргиопа, стрекоза дозорщик – император, богомол обыкновенный, махаон, поликсена, пчела-плотник, изменчивый шмель и др.
Фауна позвоночных изучена гораздо полнее. В настоящий момент отмечено обитание 29 видов рыб, 7 видов амфибий, 6 видов рептилий, 126 видов птиц, 26 видов млекопитающих, среди них ряд редких видов - украинская минога, подуст волжский, рыбец, гадюка Никольского, орлан-белохвост, выхухоль.
2. Заказники Тамбовской области

Заказник – охраняемая территория, в пределах которой запрещаются отдельные формы хозяйственной деятельности в целях сохранения различных природных ресурсов (видов, биогеоценозов, рельефа, пейзажа)
Различают:
Геологические
Флористические
Фаунистические и др. заказники.


Постановление
Администрации Тамбовской области

29. 12. 2007 №1505
Об образовании особо охраняемых
природных территорий
регионального (областного)
значения – биологических заказников.

В соответствии со статьями 23. 24. 35 Федерального закона от 14. 03. 1995 № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в целях сохранения и восстановления природных комплексов, охраны, воспроизводства и изучения диких животных, сохранения среды их обитания ПОСТАНОВЛЯЮ:
Образовать особо охраняемые природные территории регионального (областного) значения – биологические заказники: «Моршанский», «Хмелино-Кершинский», «Польновский»
Глава администрации области
О. И. Бетин.

Биологический заказник
«Моршанский»

Особо охраняемая природная территория регионального (областного) значения (категория) – биологический (профиль) заказник «Моршанский», площадью 45 275, 00 га, расположен на территории Моршанского и Сосновского районов Тамбовской области.
Заказник организован с целью сохранения и восстановления природных комплексов, охраны, воспроизводства и изучения редких и исчезающих животных и растений, и поддержания целостности естественных сообществ.
Охраняемыми видами животных являются сурок-байбак и заяц-русак.
Заказник образован на срок 10 лет.

Биологический заказник
«Хмелино – Кершинский»

Особо охраняемая природная территория регионального (областного) значения – биологический заказник «Хмелино – Кершинский» организован с целью сохранения и восстановления природных комплексов, охраны, воспроизводства изучения редких и исчезающих видов животных и растений, и поддержания целостности естественных сообществ.
Охраняемыми видами животных являются: лось, рысь, норка европейская, выдра речная, выхухоль, глухарь, рябчик, осоед, серый журавль.
Заказник образован на срок 10 лет.
Заказник расположен на территории Сосновского, Пичаевского и Бондарского районов Тамбовской области, имеет общую площадь 20361 га.

Биологический заказник
«Польновский»

Особо охраняемая природная территория регионального (областного) значения – биологический заказник «Польновский» организован с целью сохранения и восстановления природных комплексов, охраны, воспроизводства и изучения редких и исчезающих видов животных и растений, и поддержания целостности естественных сообществ.
Охраняемыми видами животных являются: выхухоль, заяц-русак, серая куропатка.
Заказник образован на 10 лет.
Заказник расположен на территории Мичуринского и Никифоровского районов Тамбовской области, имеет площадь 9750 га.

3. Красная книга Тамбовской области

Из «Положения
о порядке ведения
Красной книги Тамбовской области»
утвержденного постановлением
Тамбовской областной Думы
от 27 мая 1999 года № 337

Красная книга Тамбовской области является официальным документом, содержащим свод сведений о редких и находящихся под угрозой исчезновения видах диких животных и дикорастущих растений, подлежащих особой охране на территории Тамбовской области.
Красная книга Тамбовской области учреждена с целью охраны объектов животного и растительного мира, разработки и осуществления особых мер по их сохранению и восстановлению, а также широкой природоохранной пропаганды.
Красная книга Тамбовской области ведется администрацией области и Государственным комитетом по охране окружающей среды Тамбовской области (Тамбовгосэкология).
Научное обеспечение ведения Красной книги осуществляется организациями, определяемыми администрацией области Тамбовгосэкологией из числа научно-исследовательских организаций и ВУЗов.

Ведение Красной книги Тамбовской области включает:
Сбор и анализ данных об объектах животного ирастительного мира;
Организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира;
Создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира;
Занесение в установленном порядке в Красную книгу Тамбовской области (или исключения из нее) объектов животного и растительного мира, определение статуса редкости;
Подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги тамбовской области;
Подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая органицию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Тамбовской области.


В Красную книгу Тамбовской области заносятся объекты животного и растительного мира, постоянно или временно обитающие в естественных условиях на территории Тамбовской области, нуждающиеся в специальных мерах охраны и отвечающие следующим условиям:
Объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения;
Уязвимые и редкие объекты животного и растительного мира, охрана которых необходима для сохранения флоры и фауны области;
Объекты животного и растительного мира, реальная и потенциальная ценность которых установлена, и при существующих темпах эксплуатации их запасы поставлены на грань исчезновения;
Объекты животного и растительного мира, которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоянием в силу их уязвимости (обитающие на краю ареала, редкие и т. д.).

Виды животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в обязательном порядке включаются в Красную книгу Тамбовской области независимо от их численности на территории области.
Осуществление мероприятий по сохранению указанных объектов животного и растительного мира и мест их обитания проводят природопользователи, юридические и физические лица, деятельность которых связана с изучением, охраной, восстановлением и использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Тамбовской области, а также специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды.

Издание Красной книги Тамбовской области осуществляется не реже одного раза в 10 лет.






























Литература

Атлас Тамбовской области – М.: Главное Управление геодезии и картографии, 2015;
Биологический энциклопедический словарь./Под ред. Гилярова В. Н. М.: Советская энциклопедия, 2016
Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980.
Бойко Н. Я., Гагина Т. Н., Тивяков С. Д. Природоохранительное просвещение в школе. Охрана природы Кузбасса. - Новосибирск, 1989.
Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 2011.
Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя./Составитель Мельчаков Л. Ф. - М.: Просвещение, 2014.
Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1975.
Деревянко В. А., Савельева С. С., Бабанский И. Т. Уроки экологического творчества.//Начальная школа. -2009, N12, С. 40-44.
Дре Ф. Экология. - М.: Атомиздат, 1976.
Захлебный А. Н. На экологической тропе. - М.: Знание, 2006.
Захлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы. - М.: Педагогика, 2011.
Захлебный А. Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 2004.
Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980. С. 19
Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983
Зыков И. В. Календарь природы. - Кемеровское книжное издательство, 1963.
Красная книга Тамбовской области. Животные – Тамбов, 2015;
Красная книга Тамбовской области. Растения – Тамбов, 2016;
Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А. А. Изучение темы "Природа и мы" в новом курсе природоведения.//Начальная школа. -2011, N8, С. 40-45.








13PAGE 15


13PAGE 143715




Root Entry