Конспект занятия по технике безопасности Лекарственные и ядовитые растения


«Лекарственные и ядовитые растения».
Сформировать навыки правил поведения и мерам безопасности в природе.
Способствовать расширению и углублению знаний детей о лекарственных и ядовитых растениях;
Развивать любознательность, познавательный интерес.
Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении
Методические приемы: рассказ воспитателя, презентация,  беседа с детьми, художественное слово,  анализ занятия.
Предварительная работа:
Занятия познавательного характера   "Растения живые существа", "Первые цветы на участке".
Познавательные беседы : "Правила поведения в лесу".
Труд в природе на участке: (поливка, рыхление, опрыскивание, удаление сорняков).
Чтение художественной литературы:  Г. Паустовский "Заботливый цветок", А Пришвин "Иван-чай", "Фиалка".
Художественно-творческая деятельность: Аппликация  "Подснежник", "Букет нарциссов". Лепка и природный материал "Осенние цветы ". Рисование "Комнатное растение", "Одуванчики". Оригами "Тюльпаны ".
Словарная работа:
Обогащение словаря: настой , воспалительный процесс.
Активизация словаря: ядовитое, лекарственное растение.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня мы продолжим  свое путешествие.  Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. И сегодня  мы  поговорим о  лекарственных и ядовитых  растениях.
Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях.   В аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?
(ответы детей)
А сейчас, ребята, давайте посмотрим  на экран.
- Отгадайте загадку: В поле сестрички стоят, 
Желтые глазки на солнце глядят, 
У каждой сестрички – 
Белые реснички (ромашка)
Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику и   полощут рот и горло при воспалениях в полости рта.
Следующая загадка:
Семена, как коготки,
Желто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает (календула)
Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази.
 А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки
На конце его – сережки.
Лечит ранки и ожоги
Этот лекарь у дороги (подорожник)
Попробуйте догадаться, почему оно так называется? Приходилось ли кому ни будь из вас   пользовался подорожником? (Ответы детей).Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.
 - А это что за растение?
 Носит этот мальчик
 Желтый сарафанчик.
 Подрастет – нарядится
 В беленькое платьице.
 Легкое, воздушное.
 Ветерку послушное (одуванчик)
 - Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. Из листьев одуванчика делают салат, потому что в листьях много витаминов, при болезнях кожи, соком одуванчика смазывают мозоли и бородавки.
Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила.
А сейчас предлагаю поиграть в игру: «Зелёная аптека»
Дети приходят к столу, где лежат карточки лекарственными растениями и картинки с симптомами болезней:
Ангина – мать-и-мачеха;
Ожог – зверобой;
Пятна на теле – чистотел;
Плохой аппетит – корень одуванчика;
Заболел желудок – тысячелистник;
Простуда – душица;
Рана на руке – подорожник.
Физ- минутка "Полевые цветы".
- Ребята, посмотрите, какая чудесная поляна. Давайте мы с вами превратимся в семена полевых цветов. Вот полил дождь, и семена сейчас начнут расти. Появился маленький росток, сейчас появится первый листок, на лепестке созрел бутон, который раскроется вот-вот и распустится красивый полевой цветок. (Дети движениями рук и пластикой изображают цветы).
Дидактическая игра "Ядовитые и лекарственные растения".
- Давайте на лекарственные растения будем класть зеленые кружки, а на ядовитые - красные. Но прежде чем мы будет отмечать, где какое растения. Я вам предлагаю разделиться на команды, кто-то будет искать лекарственные растения, а кто-то ядовитые, чтобы нам не запутаться, давайте наклеим себе вот такие зеленые и красные кружки. (Дети по желанию делятся на подгруппы).
- Почему одуванчик отметили зеленым кружком? (Потому что это лекарственное растение).
- В чем же его польза? Как человек использует одуванчик в своей жизни? ( его используют для аппетита, при болезнях кожи, соком одуванчика смазывают мозоли и бородавки).
(Аналогично обсуждаем другие лекарственные растения.)
- Ромашка. Настой из ромашки используют для полоскания горла, для промывания гнойных ран, можно пить как чай.
- Незабудка. Трава Незабудки снимает воспалительные процессы, останавливает кровь.
- Подорожник прикладывают на раны, останавливает кровотечение.
- Календула . Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов
 - Колокольчик. Листья растения употребляют при головной боли, при кашле, ангине. Настоем травы поласкают горло при охриплости голоса.
- Почему на ландыш вы положили красный кружочек? (Потому что ландыш после цветения образует красные ягоды, они ядовиты).
- Какие цветы вы еще отметили красными кружками? (Воронец, волчье лыко, дурман, вороний глаз).
Итог занятия: Ребята, все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Наше занятие закончилось, расскажите, что нового для себя вы сегодня узнали? (ответы детей)
Ребята, наше путешествие закончилось. Сегодня вы узнали много нового и интересного, постарайтесь это запомнить.