Презентация Редкие растения Мариинского района Кемеровской области



Самая большая ценность в мире жизнь:
чужая, своя, жизнь животного и растений;
жизнь культуры; жизнь на всем протяжении
и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Н.К. РЕРИХ




Визитная карточка проекта
Автор проекта

Фамилия, имя отчество
Зайцева Рафида Энверовна.

Регион
Кемеровская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
Город Мариинск Кемеровской области

Номер и/или название школы/ОУ
МАНОУ «Гимназия №2»

Описание проекта

Название темы учебного проекта

«Редкие растения Мариинского района Кемеровской области»

Краткое содержание проекта

Проект направлен на воспитание экологической культуры школьников; воспитание бережного отношения к природе родного края. Проект призван продолжить формирование убежденности учащихся в огромном значении природы для всех сторон жизни людей; призван указать нарушения в природе, возникающие вследствие бездумного и безответственного отношения к ней; показать на конкретных примерах результат нарушений природных связей; продолжить формирование правил поведения в природе; сформировать представления о Красной книге Кузбасса.
В ходе подготовки проекта класс разбит на 2 группы. Каждая группа собирает материал, опираясь на Красную книгу Кемеровской области.
В ходе проекта ученики используют знания из смежных дисциплин, межпредметные связи, ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете, знакомятся с особенностями проектной методики обучения.



Предмет(ы)

Биология

Класс


6,10

Приблизительная продолжительность проекта

3-4 урока

Основа проекта

Образовательные стандарты

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру; освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.



Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут: правильно относиться к природе; знать о губительном влиянии человека на природу;


Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос
Как я лично могу изменить что-либо к лучшему?

Проблемные вопросы учебной темы
Что может сделать каждый для того, чтобы помочь спасти растения, находящихся под угрозой вымирания?


Учебные вопросы
1. Почему растения бывают редкими?
2. Зачем сохранять редкие растения и что им угрожает?
3. Что такое Красная книга?
4. Где встречаются редкие виды, и , что нужно делать (и чего нельзя делать!) в случае такой находки?
5. Каков полный список сосудистых растений, подлежащих охране на территории Мариинского района Кемеровской области?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом
Ученики работают над проектом и выполняют задания
После завершения работы над проектом

Стартовая презентация учителя-актуализация знаний по теме.
Формирование групп
Критерии оценивания презентации 
Критерии оценивания публикации
Рисунки, отражающие существование проблемы
Исследовательские работы
Оценочные листы для учащихся

Критерии оценивания проекта
Итог–научно-практическая конференция«Молодые исследователи».
Коллективная вики-статья
Таблицы общего оценивания
Итоговое обсуждение
Рефлексия


Описание методов оценивания

Вхождение в проект начинается с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта (презентация учителя),формируются группы, определяются критерии оценивания презентации и публикации; по ходу проекта предлагаются рисунки по данной проблеме, вопросы по данной проблеме; итоговая защита проекта проходит в виде научно-практической конференции; дальнейшего обсуждения итогов с самооценкой и взаимооценкой.


Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

По предмету: знание растительного мира Кемеровской области. Умение отличать главное от второстепенного – несущественные детали (с учетом возрастных особенностей детей).
Пользовательские навыки работы на ПК (текстовый, графический редактор, создание и редактирование слайдов презентации), умения работы в вики - среде (редактирование статьи, комментарии в блоге).

Учебные мероприятия

«Мозговой штурм». Проблемная ситуация.
Беседа-презентация учителя о проблемах Кузбасской природы.
Самостоятельная работа учащихся. Сбор и изучение информации (по группам)
Экскурсия в Краеведческий музей.
Знакомство и обсуждение текстов «Редкие растения Кузбасса» по командам.
Оценивание и корректировка планов работы в группах, самооценка и взаимооценка.
Создание презентаций, публикаций. Проведение экологической конференции. «Молодые исследователи»

Материалы для дифференцированного обучения

Возможности для учеников
Работа в группах, каждая из которой работает над одной темой, позволяет учащимся выбрать то направление исследований, которое вызывает больший интерес, желание расширить свои знаний и умения по теме:
практическая работа и составление контрольных тестов для других учеников по теме исследований;
поиск и анализ информации в Интернете, на CD-дисках;
организаторские способности и коммуникативные навыки: разработка, подготовка и проведение дидактической игры по теме исследований группы с учениками класса;
компьютерная обработка результатов и представление их средствами компьютерных и Интернет - технологий.

Ученик, для которого язык преподавания не родной


Одаренный ученик
Индивидуальный выбор в средствах дифференцированного обучения.
.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование

13 FORMCHECKBOX 15 Фотоаппарат
13 FORMCHECKBOX 15 Компьютер(ы)
13 FORMCHECKBOX 15 Цифровой фотоаппарат
13 FORMCHECKBOX 15 DVD плейр
13 FORMCHECKBOX 15 Сеть Интернет
13 FORMCHECKBOX 15 Лазерный диск
13 FORMCHECKBOX 15 Принтер
13 FORMCHECKBOX 15 Проектор
13 FORMCHECKBOX 15 Сканер
13 FORMCHECKBOX 15 Телевизор




Технологии – программное обеспечение

13 FORMCHECKBOX 15 Базы данных, электронные таблицы
13 FORMCHECKBOX 15 Издательские системы
13 FORMCHECKBOX 15Программы для электронной почты
13 FORMCHECKBOX 15 Электронные энциклопедии
13 FORMCHECKBOX 15 Программы обработки изображений
13 FORMCHECKBOX 15 Веб-браузер
13 FORMCHECKBOX 15 Мультимедийные программы

13 FORMCHECKBOX 15 Программы редактирования веб-страниц
13 FORMCHECKBOX 15 Текстовый редактор
13 FORMCHECKBOX 15 Другое



Материалы на печатной основе
«Красная книга Кузбасса»,1 том
Авторы : группа ученых КемГу

Другие принадлежности
СD диск « Красная книга Кемеровской области»

Интернет-ресурсы
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия-2005 (CD-ROM)
Большая детская энциклопедия, (CD-ROM), «Новый диск».


Другие ресурсы
Экскурсия в Краеведческий музей (экспозиция «Редкие растения и Кемеровской области»)


Краткая аннотация проекта
Проект направлен на воспитание экологической культуры школьников; воспитание бережного отношения к природе родного края. Проект призван продолжить формирование убежденности учащихся в огромном значении природы для всех сторон жизни людей; призван указать нарушения в природе, возникающие вследствие бездумного и безответственного отношения к ней; показать на конкретных примерах результат нарушений природных связей; продолжить формирование правил поведения в природе; сформировать представления о Красной книге Кузбасса.  В программе "Биология. Многообразие живых организмов" В.Б.Захарова, на тему «Охрана растений» отведено 2 часа. За это время необходимо познакомить обучающихся с общей характеристикой , охарактеризовать разнообразие видов растений и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Необходимо обратить внимание на вопросы охраны , на роль их в природе, жизни человека, познакомить с многообразием в своей местности. Проект "Редкие растения Кузбасса" направлен на изучение растений, встречающихся в Мариинском районе . Он позволит расширить знания обучающихся по программе, и изучить вопросы, связанные с охраной в сложных экологических условиях. ]]
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Как я лично могу изменить, что-либо к лучшему?
Проблемные вопросы
Что может сделать каждый человек для того, чтобы помочь спасти растения, находящиеся под угрозой вымирания?.
Учебные вопросы
1. Почему растения бывают редкими? 2. Зачем сохранять редкие растения и что им угрожает? 3. Что такое Красная книга? 4. Где встречаются редкие виды, и , что нужно делать (и чего нельзя делать!) в случае такой находки? 5. Каков полный список сосудистых растений, подлежащих охране на территории Мариинского района Кемеровской области?
План проведения проекта
Этапы работы над проектом
“Редкие растения Мариинского района Кемеровской области”.

Тип проекта – информационный, межпредметный, групповой, среднесрочный, исследовательский. Конечный продукт – научно-практическая конференция «Молодые исследователи». Работа над проектом проводится в несколько этапов. Часть этапов можно провести непосредственно на уроке (поисковый, презентационный), часть – во внеурочное время (аналитический, практический, контрольный).
Первый этап (на уроке по теме “Красная книга Кузбасса”.)
На данном уроке учителем предлагается для обсуждения вопросы:
1. Почему растения бывают редкими?
2. Зачем сохранять редкие растения и что им угрожает?
3. Что такое Красная книга?
4. Где встречаются редкие виды, и , что нужно делать (и чего нельзя делать!) в случае такой находки?
5. Каков полный список сосудистых растений, подлежащих охране на территории Мариинского района Кемеровской области
(это так называемое тематическое поле, обсуждение его может быть парным, групповым, коллективным).
Способы коллективного обсуждения
1. Класс был разделен на группы по пять человек.
2. Все члены группы (в режиме домашнего задания) изучили одинаковое количество информации, и каждому ученику давалась только определенная часть общей темы.
3. На уроке группа садилась вместе за один стол
4. Ученик знакомил других членов группы с тем, что он изучил. Чтобы усвоить это, все члены группы слушали каждого.
5. Затем учитель проводил опрос, спрашивая при этом любого члена любой группы по любому разделу данной темы.
6. По итогам ответов была названа команда победителей. Оценки ставились как индивидуально, так и на основе общих, групповых результатов.
Начинается обсуждение, результатом которого является формулирование группой детей проблемы: Что может сделать каждый для того, чтобы помочь спасти растения, находящихся под угрозой вымирания? Данная группа учащихся принимает решение по поводу темы проекта – “Методы охраны растений” и формулирует (в результате обсуждения в группе, может быть с помощью учителя) цель проекта – воспитание экологической культуры школьников; воспитание бережного отношения к природе родного края.
Комментарий. Под тематическим полем понимается область знаний, выделяемая на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов детей. При определении тематического поля проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика – основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы . Следующим шагом работы является постановка проблемы. Возможными источниками проблемы могут выступать базовые дидактические противоречия: между известным и неизвестным;между знаниями и умениями; Кроме этого, ситуация может приобрести проблемный характер, если: имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить; требуется установить сходства и различия;важно установить причинно-следственные связи; необходимо обосновать выбор.
В любом случае проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося .
Второй этап (во внеурочное время, на так называемой консультации).
Для данной консультации учащиеся проводят поиск и сбор информации о редких растениях, встречающихся в Кемеровской области и в Мариинском районе ; о нарушениях в природе, возникающих вследствие бездумного и безответственного отношения к ней; о результатах нарушений природных связей; о правилах поведения в природе; о Красной книге Кузбасса. Учитель при необходимости помогает им определить круг источников информации, рекомендует специалистов, которые могли бы им помочь. Во время консультации учащиеся определяют, что будет являться продуктом данного проекта. Поскольку данная информация может пригодиться многим людям, было решено провести ее в форме научно-практической конференции. Далее происходит процесс подробного описания планируемого продукта, пошаговое планирование работы по его созданию с распределением ролей, анализ необходимых ресурсов. Чем подробнее опишут учащиеся планируемый продукт («Влияние вырубки лесов на заболачивание почв», « Комплексный анализ видового состава флоры Антибесского заказника,» «История создания Красной Книги Кузбасса») тем проще будет впоследствии оценить полученный продукт на основе заданных критериев. Учащимся необходимо будет провести систематизацию и анализ собранной информации, учитель предлагает учащимся различные варианты хранения и систематизации ее (например, с помощью компьютера). При распределении ролей учащиеся должны сами договориться, кто чем будет заниматься, учитывая свои возможности и интересы (например, один отбирает материал, другой набирает текст на компьютере, третий оформляет иллюстрации, четвертый готовит презентацию и т.д.). В таком случае каждый ребенок будет знать, что от него зависит данная часть работы, более ответственно отнесется к ее выполнению, сможет оценить свой вклад в общую работу, осуществлять в ходе работы самоконтроль.
Комментарий. На данном этапе должна быть окончательно сформулирована цель проекта. Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос. Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в определенной последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может планировать необходимые для их реализации ресурсы.
[[Цель проекта формулируют учащиеся, и работают в группах: первая - обсуждает вопросы охраны растений, вторая - изучением многообразия редких растений, произрастающих на территории Кузбасса, третья – исследованием и описанием почв Мариинского лесничества, от которых зависит видовой состав растений, четвертая - занимается поиском и анализом ресурсов сети Интернет. пятая - сделала объективный анализ состояния лесных ценозов города Мариинска. В каждой группе есть дети, отвечающие за техническую сторону выполнения проекта - работу в программах Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publicher. 6. Руководитель проекта работает над критериями и параметрами оценивания работ обучающихся.]]
Третий этап (во внеурочное время).
Учащиеся выполняют все запланированные действия самостоятельно, дома или, если есть возможность, в школе в свободном от занятий помещении, где они могут работать в группе или индивидуально, периодически встречаясь и осуществляя текущий самоконтроль работы, пользуясь теми критериями, которые они задали при планировании продукта. На данном этапе учитель ни в коем случае не должен вмешиваться в процесс, даже если он видит, что деятельность учащихся построена неверно. Это позволит учащимся в дальнейшем попытаться самим определить причины своих неудач и найти пути избежать их в будущих проектах.
Комментарий. На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта. При консультировании учитель – руководитель проекта может занимать разные позиции: инструктора, эксперта,
Четвертый этап (во внеурочное время и на уроке).
После получения продукта ,учащиеся определяются, каким образом они представят его классу . Учителю необходимо организовать обсуждение данного проекта классом, при отсутствии вопросов от учащихся класса самому задавать вопросы участникам проекта, позволяющие наиболее полно раскрыть их заинтересованность, владение материалом, умение отвечать на вопросы.
Пятый этап Это наиболее важный этап, позволяющий учащимся и учителю оценить результаты их деятельности, высказать свое отношение по поводу участия в проекте. Наиболее удобно оценивать письменный отчет учащихся о выполнении проекта, в котором они описывают свою работу; пробуют указать свои успехи и неудачи, объяснить их причины; оценивают эффективность групповой работы; сравнивают полученный продукт с предполагаемым; называют тех, кому данный продукт может быть полезен и интересен.
Комментарий. Учитель имеет возможность оценить уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся не только на контрольном, но и на всех остальных этапах работы учащихся над проектом
Использованная литература:
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Изд-во “Профи”, ЦПО, 2003. – 236 с.
Казакова Е.И. Познавательные проблемы в учебниках // На путях к новой школе. – 2000-2001. - № 4. – С.4-6.
Чеглакова Л.М. Консультирование в практике работы учителя // Компетентностно-ориентированный подход к образованию.
Образовательные технологии. Вып. № 3.

Выполнение проекта
1. Ученики 6-х классов ознакомились со стартовой презентацией. Участники проекта поместили информацию об участии всех желающих в проекте.
2. Затем состоялась встреча с желающими. Началась работа с выбора темы. 
3. Сделали презентацию для родителей и представили ее им.
4. Далее идет процесс сбора информации по теме «Редкие растения Мариинского района» с использованием различных источников – Красной книги, журналов, электронных энциклопедий, Интернета.
5. Работа в группах:
первая - обсуждает вопросы охраны растений,
вторая - изучением многообразия редких растений, произрастающих на территории Кузбасса, третья – исследованием и описанием почв Мариинского лесничества, от которых зависит видовой состав растений,
четвертая - занимается поиском и анализом ресурсов сети Интернет.
пятая - сделалала объективный анализ состояния лесных ценозов города Мариинска.
В каждой группе есть дети, отвечающие за техническую сторону выполнения проекта - работу в программах Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publicher.
6. Руководитель проекта работает над критериями и параметрами оценивания работ обучающихся.
7. Продолжается работа над сбором и обработкой информации. В работе принимают участие старшеклассники . Одни работают на компьютерах, вторые делают презентации, третьи фотографируют.
8. Участники проекта разместили свой материал в сети Интернет. Создаем свои странички в KuzWiki, регистрируемся на сайте Мое Место. Ru .
9. Прошла научно-практическая конференция «Молодые исследователи», где были подведены итоги работы в проекте. Участники получили задание провести рефлексию своего участия в проекте.
][[][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] открыть файл программа конференции ]] [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] открыть файл рефлексия ] 
Визитная карточка проекта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Публикация учителя
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пример продукта проектной деятельности учащихся
[[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] открыть файл Текстовые математические задачи.ppt Пример продукта проектной деятельности учащихся 07:51презентация, сделанная к интегрированному уроку биология- математика по теме "Текстовые математические задачи"] [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] открыть файл Экологическое состояние лесных ценозов окрестностей города М.doc Пример продукта проектной деятельности учащихся (исследовательская работа)]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Приложения
Итоговый рефлексивный самоанализ
по проекту:
Методическим приемом, помогающим ученикам в
развитии их рефлексивных способностей в проектной деятельности,
были ориентировочные вопросы, предлагаемые в качестве опоры для размыш-
ления:

1.Что нового для себя я открыл, изучив материалы Красной Книги Кузбасса?
___________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

2.Какие редкие растения из Красной книги встречаются у нас в Мариинском
лесничестве?
__________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________

3. Какие из этих растений являются лекарственными и какую пользу они приносят человеку
__________________________________________________________
_________________________________________________________


__________________________________________________________

4.Какой вывод для себя я могу сделать, участвуя в этом проекте?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________________

5.Какие материалы данного проекта мне могут при-
годиться в дальнейшем?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 141513 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



Приложение 1
В папку руководителя проекта
Этапы проведения проекта
1. Подготовительный, или вводный (погружение в проект)
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.
2. Поисково-исследовательский этап
2.1. Определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Трансляционно-оформительский этап
3.1. Предзащита проекта.
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение даты и места защиты;
3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);
3.3.3. стендовая информация о проекте.
4. Заключительный этап
4.1. Публичная защита проекта.
4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
К руководителю (организатору) проекта
1. Предложите темы проектов с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, социальный, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и т.п.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.
2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников). Выберите один наиболее актуальный (по результатам обсуждения в группе слушателей курсов).
3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи (в форме дидактических единиц), которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.
4. Продумайте практическую или теоретическую значимость проекта.
5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).
6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.
7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.
8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.
9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.
10. Предложите критерии оценки успешности проекта.
11. Продумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение подростка, на мотивацию к труду в избранной сфере (только для старшеклассников).
12. Продумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта.
Общие правила для руководителя проекта
1. Подходите к проведению этой работы творчески.
2. Не сдерживайте инициативу учащихся.
3. Поощряйте самостоятельность, избегайте прямых инструкций, учите ребят действовать самостоятельно.
4. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за школьника то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Оценивая, помните: лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.
7. Обратите внимание на основные составляющие процесса усвоения знаний:
– учите прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями; – старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; – старайтесь обучать школьника умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую им информацию.
8. В процессе работы не забывайте о воспитании.
Диагностика учащихся (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)
1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?
2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?
3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите ее.
5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?
6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?
7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?
8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, округа, города?
9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.
10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?
11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да/ Нет).
Анкета для учащихся
1. Расположите следующие источники учебной информации по уменьшению их значимости для вас:
учителя, учебники, родители, друзья, телевидение, радио, книги, газеты, журналы, Интернет.
2. Напишите названия пяти ваших любимых газет и журналов по уменьшению их значимости для вас:
3. Как часто вы пользуетесь школьным учебником для подготовки домашних заданий по ...?
Часто Иногда Никогда
4. Оцените по пятибалльной шкале ваши школьные учебники по ...
5. При несовпадении информации, полученной вами от учителя или из учебника и других источников, какой вариант вызывает у вас больше доверия?
Учебник Учитель Другой источник
6. Есть ли у вас дома компьютер?
Да/Нет
7. Где вы можете пользоваться компьютером?
Дом Школа Другое (вписать)
8. Есть ли у вас доступ к сети Интернет?
Да/Нет
9. Как часто вы пользуетесь информацией сети Интернет для подготовки домашних заданий?
Часто Иногда Никогда
По каким учебным предметам?
(указать, по каким ____________)
«Искусство открытия» Бернар Больцано (1781–1848)
1. Точно сформулировать вопрос, ответ на который мы ищем. Необходимо строго ограничить область исследования.
2. Оценить с точки зрения имеющихся знаний, возможно ли получить истинный ответ на поставленный вопрос.
3. Разбить задачу на подзадачи и подвопросы, искать ответы на них сначала выведением решения из известных истин или сведением к решению подобных задач.
4. Прямо вывести решение из уже имеющихся знаний, если это возможно.
5. Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.
6. Использовать четвертый и пятый приемы в совокупности.
7. Сопоставить полученный результат с известными знаниями.
8. Проверить точность применяемых логических приемов.
9. Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.
10. Выразить все понятия решаемой задачи в «целесообразных» знаках (воспользовавшись символическим языком).
11. Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи.
12. Результат решения сформулировать логически строго.
13. Оценить все «за» и «против» в полученном результате.
14. Решать задачу по возможности сосредоточено.
Приложение 2
Следующие документы составляются совместно учащимся – автором проекта и учителем – руководителем проекта. Они позволяют отследить формирование необходимых учебных умений и навыков, определить как выполняемая работа помогает учащемуся осваивать основной материал.
Перечень документов, представляемых к защите проектных и учебно-исследовательских работ учащихся
1. Паспорт проектной или учебно-исследовательской работы учащихся.
2. Отзыв руководителя на представленную проектную или учебно-исследовательскую работы.
3. Рецензия на представленную проектную или учебно-исследовательскую работу.
4. Анализ проектной или учебно-исследовательской работы на предмет выявления дидактических единиц, используемых учащимися в процессе создания образовательного продукта.
5. Список оборудования (учебного, научного, изготовленного самостоятельно), используемого в реализации целей и задач проекта. (Требуется только для исследовательских проектов.)
6. Перечень педагогических целей (задач), поставленных научным руководителем в рамках конкретного учебного проекта.
7. Перечень методов, использованных школьниками в работе над проектом.
8. Перечень статей, публикаций, монографий, научных и научно-популярных книг (из представленного библиографического списка), на которые в процессе работы были написаны рефераты, рецензии, аннотации, составлены конспекты. (К списку приложить по одному примеру составленного реферата, рецензии, аннотации, конспекта).
9. Краткая аннотация содержания проекта (цель проекта, обоснование актуальности, гипотеза проекта, краткое содержание проекта, полученные результаты или достижимость планируемых результатов).
1. Паспорт исследовательского проекта
Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом.
1. Название проекта.
2. Цели проекта.
3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников).
4. Научный руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень).
5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).
6. Тип проекта.
6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
6.4. По количеству участников проекта: личный, парный, групповой.
6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.
6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, школы, района, в масштабе города, региона, страны.
7. Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.
8. Учебный предмет, в рамках которого выполнен учебный проект: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, экономика, право, физика, химия, биология, естествознание, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
9. Методы, использованные в работе над проектом.
10. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).
11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать).
12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, научные журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык), Интернет (сайт).
13. Словарь исследователя (понятийный аппарат).
2. Паспорт социального проекта
Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом.
1. Название проекта.
2. Цели проекта.
3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников).
4. Руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень).
5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень).
6. Тип проекта.
6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат).
6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический.
6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий).
6.4. По количеству участников проекта: личный, парный, групповой.
6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный.
6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный.
6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, школы, района, в масштабе города, региона, страны.
7. Область социального исследования.
8. Образовательная область, с которой связано содержание проекта: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.
9. Методы, использованные в работе над проектом.
10. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать).
11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать).
12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, научные журналы, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык).
13. Словарь исследователя (понятийный аппарат).
Приложение 3
Экспертиза проектов
Экспертиза проектных работ позволяет организовывать работу в виде внутришкольного конкурса, в виде направления работы ученического научного общества с итоговой конференцией и т.п. Но при этом надо понимать, что четкая система экспертизы проектов позволяет не только объективно определить победителя (если организован конкурс проектных работ), но и объективно оценить качество работы авторов проекта и его руководителя с возможностью мониторинга удачных и неудачных элементов работы над проектом.
Для экспертной оценки формируется экспертная комиссия. В эту комиссию желательно привлечь родителей, обладающих необходимой квалификацией, преподавателей и аспирантов вузов, с которыми школа работает по договору, учителей других школ района.
Экспертиза проводится в два этапа: сначала экспертиза представленных документов, а затем экспертиза непосредственно при презентации проекта. Представленные документы ооцениваются не менее чем двумя экспертами, компетентными в данной образовательной области (еще раз повторимся, что желательно привлечение специалистов из высших учебных заведений, компетентных в указанных областях знаний). Результаты экспертизы доводятся председателем экспертной комиссии до сведения всех ее членов заблаговременно.
Общая оценка в баллах по проекту складывается из оценки представленных на комиссию материалов и их независимого анализа экспертами, а также самой презентации.
Если проектов представлено много, то целесообразно проводить презентацию проектов не в виде конференции, а в виде стендовых докладов. В последнем случае каждому эксперту предлагается перечень проектов для обязательной оценки.
Оценка презентации исследовательского проекта № ___________________
За каждую позицию в графе «имеется» начисляется 1 балл, тем самым оценивается наличие того или иного элемента, по которым идет оценка. Затем оценивается качество выполнения присутствующего элемента по трехбалльной шкале. Полная оценка по каждому вопросу будет отражена в последней ячейке соответствующей колонки. Эксперт, заполняя таблицу, ставит только знаки «+» в соответствующих графах – «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «неудовлетворительное».
Дата:______________ Название проекта:_______________________ Эксперт (ФИО): ____________________________


Лист оценивания презентации ученика

Фамилия: ____________________________

Выбранная тематика: _____________________



Критерии оценивания
Параметры
Комментарии

Использование технологий
Оформление презентации отвечает содержанию.




Современные технологии используются на должном уровне (относительно возраста учащегося).




Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами.




Списки, таблицы, диаграммы и графики в презентации выстроены и размещены корректно.




Все ссылки работают.



Процесс обучения
Презентация демонстрирует способность учащегося к анализу и синтезу различных видов информации учебной темы или учебного раздела проекта.




Созданная презентация демонстрирует понимание учащимися поставленных задач.




Содержание презентации соответствует утвержденному минимуму знаний по предмету и стандартам обучения.




Максимальный балл по каждому параметру – 5;
Максимальный балл по всем параметрам – 40.



Суммарная оценка



Комментарий: ____________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________

Продукт проекта : научно-практическая конференция «Молодые исследователи»




13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415








13PAGE 15


13PAGE 142015



Оценка отдельных параметров:
5 = отлично
4 = хорошо
3 = средне
2 = требуется доработка
1 = плохо
0 = отсутствует




·
·