Воспитание гражданина в начальной школе через исследовательскую работу

Воспитание гражданина в начальной школе через исследовательскую работу
Мельник Ольга Владиславовна
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 24»

В данной статье рассмотрены проблемы патриотического воспитания учащихся начальной школы. Выявлена и обоснована необходимость формирования гражданственности и активной гражданской позиции в обществе. Выделяются различные формы индивидуальной и коллективной поисковой и исследовательской деятельности школьников. Основное внимание в работе автор акцентирует на изучение истории Иркутской области, так как краеведение способствует воспитанию будущего гражданина-патриота.
This article deals with the problems of patriotic education of elementary school students. Identified and necessity of formation of citizenship and active c
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ключевые слова: краеведение, гражданская позиция, гражданственность, патриотизм, этапы деятельности: подготовительный, организация практической деятельности, заключительный, рефлексия, виды поисковой деятельности, поисковый метод, мероприятия.
Tags: local history, citizenship, nationality, of patriotism, stages of activity: preparation, organization of practice and final reflection, types of search activity, the search method of the event.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать.
Д.СЛихачев

 Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся. Краеведение способствует воспитанию чувства любви к своим родным местам, чувства уважения к людям труда, ветеранам Великой Отечественной войны, которые живут рядом.  Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Неотъемлемой частью нашей страны является наш край – Иркутская область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в седую старину.  
 У педагогов встает задача воспитать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, целенаправленно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Средством воспитания будущего гражданина-патриота является краеведение. Ведущей идеей педагогической деятельности является постоянное совершенствование знаний по данной теме.  Формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации учителя и учащихся на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечения учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края, как средства формирования патриотически- ориентированной личности.
В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным.
Воспитание патриотизма - объективная необходимость для подрастающего поколения. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, слабеют социально-экономические, духовные и культурные основы нашего общества и государства. Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.
Патриотизм – (patris - родина, отечество, греч.) в Толковом словаре В.И.Даля трактуется как «любовь к отчизне». Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать его интересы (Энциклопедия социологии).
Оно включает в себя и знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, и чувство любви и ответственности перед ней, это и развитие воли личности, ее умений и навыков, позволяющих вести себя действенно и активно, проявляя устойчивое положительное отношение к Родине.
Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И задача учителя вывести это чувство на первый план. Точно об этом сказал Д.С. Лихачев: «Патриотизм как осознанное чувство любви к своей Родине, к ее многострадальной и героической истории, к ее прекрасным традициям культуры - это великое возвышающее человека чувство» (Лихачев Д.С. Земля родная. М.,1983,с.9).     
Новизна опыта учителя по воспитанию гражданственности и патриотизма средствами исторического краеведения заключается в усилении роли внеклассной работы через практическую деятельность учащихся в рамках работы поискового отряда.
В организации данной работы используются следующие этапы деятельности:
Первый этап – подготовительный. На этом этапе задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края.
Второй этап – организация практической деятельности с целью получения учащимися опыта гражданского действия.   Основными видами деятельности являются:
 - шефская работа над ветеранами, вдовами, участниками Великой Отечественной войны, живущими в нашем поселке;
 - организация встреч в школе с ветеранами войны и труда;
 -  шефство над памятником города;
 -  работа по сбору интересного материала об истории городов, деревень и сел нашего района, известных жителях района, участниках ВОВ;
Третий этап – заключительный этап. Это один из самых важнейших этапов проектно - исследовательской деятельности. Он необходим для завершения работы. Исследовательская работа по изучению истории нашего государства через исторические события, связанные с государственными праздниками страны, а потом и подготовка и проведение праздников в классах, а значит, осознание своей социальной значимости останется в душе ребенка на долгие годы.
Этап рефлексии в конце учебного года.Это самоанализ и самооценка проделанной работы. Этот этап можно проводить сразу после проведения праздника.
  В исследовательской работе используются основные виды поисковой деятельности:
Библиографический поиск, т.е. вместе с родителями учащиеся подбирают и изучают литературу, связанную с определенной темой. Цель данного поиска - обучение школьников умению работать с книгой, библиографическими источниками.
Сбор краеведческого материала, который включает много навыков самостоятельной познавательной деятельности.
 3) Составление родословной (вместе с родителями).
Для подготовки детей к исследовательской деятельности используется поисковый метод.
К примеру, краеведческий урок «Мой край в годы войны» готовят сами ученики по желанию. Ими предварительно идет сбор информации. А затем они выступают с сообщениями   на темы: «Мой прадедушка (прабабушка) был на войне», «Герои живут рядом (об участниках войны – жителях нашего города)».
Такие мероприятия и уроки долго сохраняются в памяти. Таким образом, они расширяют свой кругозор и приобретают новые знания, новый опыт исследовательской работы.
Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека- гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления людей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории и жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.



15