Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»



Программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

Срок реализации:1 год
Рассчитана: на детей 10-11 летнего возраста



Пупкова Н.Г. учитель начальных классов
МОУ СОШ № 3, Кочубеевского района








С. Кочубеевское , 2014 г.


Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» для 4 классов разработана в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- с рекомендациями Примерной программы по физической культуре(Примерная программа по физической культуре.1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 год);
- учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 4 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010);
Рабочий план составлен с учетом следующих нормативных документов:
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
Национальная доктрина образования в РФ. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ. Приказ МО РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. От 30.08.2011г.).
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020г. Распоряжение правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
О продукции мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010г. № 06-499.
О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.

Актуальность программы
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: мы наблюдаем резкое снижение процентов здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и др. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Отличительной особенностью данной программы от других программ спортивно-оздоровительного направления является внесение раздела «подвижные игры». Подвижные игры очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Цель программы - создание благоприятных условий для формирования у школьников позитивного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха; стремления творить свое здоровье, применяя компетенции в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика;
формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;
расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
формирование культуры проведения свободного времени через включение детей в разнообразные виды деятельности.


Ведущие идеи программы
Значительная роль в формировании здорового образа жизни у детей отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные и здоровые люди. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности для учащихся четвертого класса поможет создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.
Для формирования привычки к здоровому образу жизни школьников необходима совместная работа педагога с родителями, психологической и медицинской службой, администрацией школы.
Программа внеурочной деятельности составлена с учетом интеграции основного и дополнительного образования, в соответствии с нормативно- правовой базой, с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. При разработке программы был проведен анализ предметных программ по изобразительному искусству, природоведению, технологии.

Программа модифицированная, рассчитана на детей 10-11 лет, профильной группы с постоянным составом. Набор в группу должен осуществляться на свободной основе. Программа внеурочной деятельности «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» предназначен для обучающихся 4 классов, с учётом реализации её учителями начальной школы, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 11 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в 4 классах. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.

Режим организации занятий:
Общее количество часов в год – 35 часов;
Количество часов и занятий в неделю – 1 час;
Периодичность занятий – 1 раз в неделю.


Прогнозируемые результаты освоения
программы «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»

В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного.
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;

Метапредметные связи программы внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» носит комплексный характер, что отражено в метапредметных связях с такими учебными дисциплинами как: история, природоведение, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.


Таблица №1.
Метапредметные связи программы «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу»
Предмет
Интеграция с другими науками
Содержание программы


История
История древнего мира.
Олимпийское движение.

Природоведение
Организм человека.
Опора тела и движение.
Наше питание.
Осанка – это красиво.
Умеем ли мы питаться.

Технология
От замысла к результату. Технологические операции.
Правильное питание.

Изобразительное искусство
Мир фантазии.
Мир эмоций и чувств. Выставка рисунков.

Физическая культура
Отличие физических упражнений от обыденных. Эстафеты по преодолению препятствий.
Зачем нужна зарядка по утрам? Разучиваем комплекс утренней зарядки.

Музыка
Выразительность музыкальной интонации.
Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций .



Сегодня разработано много программ на различных уровнях, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами. Профилактику необходимо начинать с ранних лет. Уделять особое внимание формированию полезных привычек как альтернативе привычкам вредным и установкам на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети 10-11 летнего возраста наиболее восприимчивы к обучающему воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Что несовместимо с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих компетенций:
Определять и высказывать
·под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Привлечение родителей к совместной деятельности .

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Тематический план (1 год)

Наименование разделов и тем
Общее количество часов
В том числе



Теоретических/ аудиторных занятий
Практических/ внеаудиторных активных занятий

Вводное занятие
1 час
1час


Уроки здоровья:
«Вот мы и в школе»,
Питание и здоровье,
Моё здоровье в моих руках,
Я в школе и дома,
Чтоб забыть про докторов,
Я и моё ближайшее окружение,
Вот и стали мы на год взрослей
7 часов


1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час


Подвижные игры:
Игры на внимание,
Игры для формирования осанки,
Игры с разными предметами
Игры-эстафеты
Общеразвивающие игры.
6 часов


1час
1час
1час
1час
2час


Ритмическая гимнастика
Понятие о ритмике
Организующие команды и приёмы
Акробатические упражнения и комбинации
Разминка
6 часов

1час


2часа

2часа

1час

Баскетбол
История возникновения и развития баскетбола.
Технические действия и тактика игры.
Баскетбол- игры по правилам..
8 часов

1час




3часа

4часа


Легкая атлетика
История возникновения и развития.
Беговые упражнения.
Прыжковые упражения.
Метание малого мяча.
8 часов

1час



3часа
2часа
2часа

Итого
35 часов
9 часов
26 часа


Основные темы содержания программы.

Вводное занятие. Правила поведения в школе. Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дома до школы. Формирование портфолио.

Уроки здоровья. В уроки здоровья входят следующие темы:
«Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

Подвижные игры. Игры на внимание, игры на внимание, игры для формирования осанки, игры с разными предметами, игры-эстафеты, общеразвивающие игры.
Ритмическая гимнастика. Понятие о ритмике. Организующие команды и приемы. Акробатические упражнения и комбинации. Разминка. Стрейчинг. Релаксация.
Баскетбол. История возникновения и развития спортивной игры баскетбол. Технические действия и тактика игры. Баскетбол игра по правилам.
Легкая атлетика. История возникновения и развития легкой атлетики. Беговые упражнения. Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.






Методическое обеспечение программы
№ п/п
Раздел, тема
Форма организации и занятия
Методы
Подведение итогов, контроль
Оснащение

1
Вводное занятие
Беседа, просмотр фильма
Словесный, наглядность упражнений
Викторина
компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.


2
Уроки здоровья:
«Вот мы и в школе»,
Питание и здоровье,
Моё здоровье в моих руках,
Я в школе и дома,
Чтоб забыть про докторов,
Я и моё ближайшее окружение,
Вот и стали мы на год взрослей
Беседа, просмотр презентаций и наглядного материала
Словесный, наглядность упражнений
Викторина, ролевые игры.
компьютер, мультимедийный проектор, DVD, плакаты, таблицы

3
Подвижные игры:
Игры на внимание,
Игры для формирования осанки,
Игры с разными предметами
Игры-эстафеты
Общеразвивающие игры.
подвижные игры
Практический, метод стимулирования
Игры-соревнования
Спортивный инвентарь

4
Ритмическая гимнастика
Понятие о ритмике
Организующие команды и приёмы
Акробатические упражнения и комбинации
Разминка
демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).
Практический, наглядный, метод стимулирования
подведение итогов в игровой форме
Спортивный инвентарь (гимнастические коврики)

5
Баскетбол
История возникновения и развития баскетбола.
Технические действия и тактика игры.
Баскетбол- игры по правилам
демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).


Практический, наглядный, метод стимулирования
Мини-турниры, соревнования
Спортивный инвентарь (баскетбольная площадка, щит, кольцо, баскетбольные мячи).


6
Легкая атлетика
История возникновения и развития.
Беговые упражнения.
Прыжковые упражения.
Метание малого мяча.
демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).


Практический, наглядный, метод стимулирования
Кроссы, соревнования, эстафеты
Легкоатлетический инвентарь. (набивной мяч, сантиметр для прыжка, эстафетные палочки, секундомер).



6. Список литературы для педагогов
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2008 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 4 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в основной школе:/ В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2009. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в школе. // №1 - 2008, с.57.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:
http//www.standart.edu.ru – Новый стандарт образования

Список литературы для обучающихся и их родителей
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2007. – 112 с.
Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в школе. // №1 - 2008, с.57.Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015




рђ Заголовок 1рђ Заголовок 2рђ Заголовок 315