Статья на тему: Значение внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы


Значение внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы

Н.А. Лапшина

Отечественная педагогика традиционно много внимания уделяла организации воспитания подрастающего поколения в школе. Однако именно с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования этой работе придан особый статус.
Стандарты в качестве основной цели и одной из приоритетных задач общества и государства называют воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Это значит, что процесс образования должен пониматься не только как процесс формирования учебной деятельности ребенка, но и как процесс развития личности.
Стандартами акцентируется внимание на неразрывность обучения и воспитания.
В своей статье хотелось сконцентрироваться на раскрытии потенциала внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы, которая активно используется в нашей школе. Достижение результатов возможно, с нашей точки зрения, только через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора.
В этом процессе необходимо взаимодействие всех субъектов образования, в том числе социальных партнеров.
Здесь нужно отметить особую роль семьи во взаимодействии со школой.
Нашей основной задачей является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов, учитывая потребности современного школьника и привлекая его личностный опыт.
Часто в школьной практике индивидуализация относительна по следующим причинам:
1) Учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а группы школьников, обладающих похожими особенностями;
2) Приоритетом становятся лишь свойства характера или талант ребенка;
3) Индивидуализация реализуется не в полном объеме, а эпизодически или в какой-либо определенной деятельности.
Эффективность индивидуализации образовательной деятельности зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога.
Для решения этой задачи в нашей школе реализуются 2 основные организационные модели, которые дают нам возможность использовать не только внутренние ресурсы школы, но и внешние.
Данные модели предполагают решение основных задач:
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
- оптимизацию учебной нагрузки;
- создание условий для всестороннего развития ребенка;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося;
- обеспечение выбора учащимися внеурочных занятий в соответствии с его интересами и способностями;
- определение критерий оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности;
- овладение эффективными методами и формами организации внеурочной деятельности.
В процессе реализации оптимизационной модели внеурочной деятельности и внеклассной работы мы пытаемся вовлечь ученика во все виды деятельности, чтобы выявить его устойчивые свойства: способности, качества характера, темперамент.
При этом нашими ориентирами становятся запросы родителей, приоритетные направления работы школы, кадровые возможности.
Учащийся должен получать как можно больше положительных эмоций, которые благоприятно влияют на его учебную мотивацию и отношение к школе.
Особо следует подчеркнуть, что внеурочная деятельность вносит весомую лепту в достижение не только личностных результатов освоения основной образовательной программы, но и активно работает на развитие и познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
Также внеурочная деятельность, не меньшее влияние оказывает и на достижение предметных результатов. Пример тому кружковая работа наших педагогов по самым различным направлениям и видам деятельности, а также педагогов дополнительного образования, которые активно сотрудничают с нашей школой.
Анализ посещения занятий по внеурочной деятельности показал, что наши педагоги систематически используют приемы групповой и индивидуальной рефлексии, поддерживают доброжелательную атмосферу при общении с детьми, постоянно создают для обучающихся ситуации выбора и успеха.
Однако, педагоги недостаточно умело опираются на субъективный опыт детей. Есть проблемы с составлением индивидуальной траектории развития современного школьника.
Для этого мы начинаем работу над разработкой модели Индивидуального образовательного маршрута (при необходимости и Индивидуальной образовательной программы) для детей с наиболее яркими проблемами адаптации.
По нашему мнению, Индивидуальный образовательный маршрут (а также Индивидуальная образовательная программа) помогут оптимизировать работу и дать ответ на ряд вопросов, касающихся образования (обучения, воспитания, развития, защиты) младших школьников, а конкретно: кому? (адресованы); в каких организационно-педагогических формах предусматривается реализация?; кто? (будет реализовывать); что? (формируется/ развивается – академические способности, умения и/или поведение / нравственные качества и т.д.);
как? (каким образом и на каком уровне распространяется их действие); где? (в каком помещении и при каких обстоятельствах осуществляется образовательный процесс); когда? (сроки действия маршрута// программы).
В школе действует Психолого-медико-педагогический консилиум, который способен решать проблемы уточнения Индивидуальных образовательных маршрутов.
Школьный ПМПк собирается по графику 1 раз в четверть, а также и по мере необходимости для решения какой-либо задачи, связанной с коррекцией педагогических условий обучения и воспитания ребенка, находящегося под патронажем консилиума.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо так же понимать различие между результатами и эффектами данной деятельности.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Когда школьник приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия.
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что участники образовательного процесса достигли своих результатов.
А мы в этом им помогаем, вовлекая их в различные виды деятельности.

15