Проект «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»


Проект «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»
Пояснительная записка
Современная школа бьет тревогу во все колокола о сбережении здоровья детей и на сегодняшний день существует множество технологий сберегающих здоровье. Так же существует множество мероприятий, направленных на сбережение здоровья и воспитания культуры здоровья.
В этой работе представлена система внеклассной работы с детьми младших классов в большей степени направленная на исследование, осознание необходимости и упражнение в здоровых привычках.
Результативность здоровьесбережения возможна при целенаправленном воспитании культуры здоровья учащихся, их потребности, способности и умения заботиться о собственном здоровье, духовном и телесном благополучии (а материальное приложится!).
Перспективность преобразований, проводимых в школе в сфере здоровья, состоит в наличии грамотной программы действий, по которой школа начинает работу. Эта программа должна быть рассчитана на 3-4 года.
Цель данного проекта
Создать условия для обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи проекта
Расширять элементарные знания сохранения здоровья.
Повышать уровень культуры здоровья учащихся.
Способствовать формированию наблюдательности, анализу.
Способствовать принятию детьми личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность, жизнь.
Развивать самосознание, образ «Я», адекватный полу и возрасту, позитивное самоотношение; самооценка, соответствующая возрасту.
Привлекать к участию в проектной деятельности во внеурочное время.
Принцип организации деятельности
Данный проект рассчитан на 4 года работы, т.е. на все время пребывания ребенка в начальной школы. Работа в конкретном классе имеет свое направление:
1 класс – Личная гигиена.
2 класс – Организация здорового досуга.
3 класс – Половое воспитание с учетом возрастных особенностей.
4 класс – Вредные привычки.
В данной работе представлены разработки только для 1 класса.
Общая тема разбита на подтемы, и для работы над каждой подтемой отводится одна четверть.
При завершении работы результаты оформляются в презентацию и могут быть использованы на родительском собрании.
Состав разделов для 1 класса
1. Режим дня младшего школьника
Цель: создать условия для определения каждым ребенком собственного режима, учитывая условия САНПИНов и занятость во внеурочное время.
Результат: индивидуальный режим, у каждого ребенка прописанный на каждый день, на основе сделанных выводов.
2. Уроки Мойдодыра
Цель: создать условия для осознания необходимости соблюдения личной гигиены и выработки соответствующих навыков.
Результат: выработанные и оформленные для каждого правила личной гигиены на основе сделанных выводов.
3. Следствие ведут Колобки
Цель: создать условия для формирования понятия и навыка правильного и здорового питания
Результат: групповой проект на основе исследований и выводов.
4. Что такое хорошо и что такое плохо?
Цель: создать условия для формирования навыков здорового общения со сверстниками.
Результат: Лист наблюдений, отображающий изменения в поступках детей.
Пример работы
Тема внеклассной работы в 1 классе:
Личная гигиена детей младшего школьного возраста.
Цель: создать условия для осознания необходимости личной гигиены  и применения полученных знаний в жизни.
Задачи:
Выделить ключевые моменты по данной проблеме.
Учить детей анализировать, исследовать и делать выводы на примере сказочных героев.
Воспитывать у детей культуру здорового образа жизни.
1 четверть:
Режим дня
Цель: создать условия для определения каждым ребенком собственного режима, учитывая условия САНПИНов.
Задачи:
Познакомить детей с содержанием «Сказки о потерянном времени», проанализировать причины случившегося.
Поставить задачу исследования использования собственного времени и самочувствия.
Провести наблюдения деятельности, состояния здоровья без создания режима дня.
Составить индивидуальный режим дня с помощью родителей на каждый день.
Провести наблюдения деятельности и состояния самочувствия, соблюдая режим дня.
Сделать вывод.
Рекомендации для работы над данным проектом:
В период «Введения в школьную жизнь» ознакомить детей с произведением и подвести к необходимости рационально использовать свое время. Далее детям предлагается вести наблюдение в течение недели за самочувствием.  Отмечать свои наблюдения с помощью цветных карандашей: красный – очень устал, хочется спать, желтый – устал, хочу погулять, синий – состояние вялое, зеленый – приподнятое настроение, хочется еще что-нибудь делать.
Используемые ресурсы:
www.saripkro.ru/konf_psi/p20aal.html 21
2007-2009 ГУЗ ТО «Тульский областной медицинский информационно-аналитический центр»
И.В Козлицкая, В.Т. Ульман, МОУ «СОШ 10 поселка Каменский Красноармейского района Саратовской области»
Обеспечение здоровьесберегающего сопровождения образовательного процесса как профилактика пропусков уроков учащимися в начальной школе. И.А. Мокрушина, учитель начальных классов / festival. 1 september.ru/articles/534442/
Примерная схема режима дня  младших школьников: www.couo.ru/document_print.asp? document_id=161495
Г.Зайцев. Уроки Мойдодыра. С - Петербург 1994
Правильное питание основа здорового образа жизни в младшем школьном возрасте/составители Т.Г Самойленко, З.И. Смородинова, О.А Коромыслова, Е.А.Медведева. Пермь, ПОИПКРО,2003
И.В Кошмин. Я берегу. Москва. УЦ Перспектива  2003
Растим здоровых, умных, добрых./ Составитель Л.В Ковинько. Москва, Академ А 1996