Методическая разработка. Принципы обучения дзюдоистов на начальном этапе


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «Атлант»
Шебекинского района и города Шебекино Белгородской области
Методическая разработка
Принципы обучения дзюдоистов на начальном этапе
В помощь тренеру преподавателю
Автор:
Дрожжин Юрий Викторович
старший тренер-преподаватель
отделения дзюдо.
г. Шебекино 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………...3
Принципы обучения юных дзюдоистов…...…………………………...3
Принцип научности ……….…..……………………………………...3
Принцип доступности………………………………………………..3
Принцип систематичности………………………………………….3
Принцип активности и сознательности учащегося……………...4
Принцип наглядности………………………………………………..4
Принцип прочности усвоения учебного материала……………..4
Принцип единства коллективного обучения и
индивидуального подхода к учащимся……………………………4
Принцип связи обучения с практикой……………………………5
Сначала обучение, а потом тренировка...………………………….5
Список литературы…………………………………………………...6
Введение
В основе учебной программы для любого вида спорта лежат определенные принципы, на которых строится вся система обучения. В том числе и в дзюдо. Особенно их необходимо соблюдать тренерам, работающим с дзюдоистами занимающихся в спортивно-оздоровительных группах (СОГ) и группах начальной подготовки (НП) то есть с детьми возрастом 8-10 лет.
Целью данной разработки является - систематизировать основные принципы обучения дзюдо и сделать их подробное и понятное для любого тренера - преподавателя описание. Это необходимо для того чтобы даже начинающий тренер мог легко понять содержание принципов обучения и успешно применять их в своей работе.
Принципы обучения юных дзюдоистов.
Принцип научности.
На начальном этапе обучение дзюдо должно обязательно проводиться на основе достоверных и хорошо проверенных научных знаний. Необходимо полностью исключать из педагогического процесса различные «эксперименты», которые могут негативно сказаться на здоровье детского организма их психики и физического развития.
Принцип доступности.
В восемь, десять лет ребёнок никогда не усвоит учебный материал предназначенные для мастера спорта. Предлагаемый материал для изучения юным спортсменам должен соответствовать их возрасту, уровню их физической и психологической подготовленности.
При составлении планов учебно-тренировочных занятий необходимо протестировать группы на степень доступности учебного материала для учеников. Если он будет тяжело усваиваться, то следует его упростить и наоборот если ученики слишком быстро и легко усваивают предлагаемые знания, то можно постепенно усложнять задания. В любом случае учебные планы можно и нужно корректировать, двигаясь от простого к сложному.
Принцип систематичности.
Данный принцип, на начальном этапе изучения дзюдо, необходимо разъяснять скорее не детям, а их родителям. В спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки в течение недели проводится 2-4 тренировки. Если ребенок посещает одно из четырех занятий, то естественно он узнает одну из четырех тайн дзюдо, а значит, будет отставать в умениях и навыках от своих товарищей, что в последующем негативно скажется на росте его мастерства. Поэтому родители должны понять, что изучение дзюдо это единый и беспрерывный процесс.
Принцип активности и сознательности учащегося.
Этот принцип необходимо развивать в учениках уже с первых дней занятий. Тренировочное занятие надо стараться построить так, чтобы дети хорошо понимали для достижения, какой, цели они выполняют то или иное задание, а не являлись роботами, просто, бездумно повторяющими за тренером. Юный борец должен быть не механизмом в облике ребенка, а спортсмен, который полностью понимает задание и поэтому его, активно выполняет.
Принцип наглядности.
Научно доказано, что дети лучше и быстрее осваивают тот материал, который тренер показывает сам, чем тот который объяснили на пальцах сидя за столом. Можно применять показ приемов лучшим учеником, который у детей имеет авторитет. Так же хороший эффект дает объяснение учебного материала с применением многократного просмотра учениками видеоматериала по изучаемой теме.
Принцип прочности усвоения учебного материала.
В течение всего учебного процесса необходимо избегать накладок тем изучаемого материала, то есть начинать изучать новый материал надо по мере усвоения учениками предыдущего. 
Хорошо усвоенный пройденный материал является крепкой базой для усвоения следующего.  Причем неважно, какого он объема в виде маленького кирпичика, или напоминающий, крупный строительный блок.  В системе знаний все эти кирпичики и блоки должны надежно стыковаться друг с другом образую, крепкий фундамент и если вдруг между ними есть зазоры то, возникает большая вероятность, что здание знаний рухнет.
Принцип единства коллективного обучения и индивидуального подхода к учащимся.
Этому принципу особенно необходимо придерживаться на начальном этапе подготовки. Потому что основа начальной подготовки коллективное обучение. Но одновременно на занятии в группе тренер видит и занимается с каждым из учеников. Планируя тренировочное занятие, тренеру рекомендуется включать как упражнения для общей направленности, так и для индивидуального развития.
Принцип связи обучения с практикой.
Для детей 8-10 лет обучающихся на начальном этапе такие слова как «надо», «вперёд», «давай», «ещё», не очень понятны и скорее их пугают. А заниматься им хочется. 
Снять физическую и психологическую усталость поможет разнообразие и новизна заданий. Выполнения нового задания для ребенка, может стать полной неожиданностью и повысит его интерес к тренировке. 
 Использование тренером в работе разнообразие поможет ему победить таких врагов, как монотонность, скука, безразличие, однообразие и отсутствие эмоций. 
Новые задания можно использовать во всём: в разминке, в изучении приемов, в играх, в ОФП и т.д.
Сначала обучение, а потом тренировка.
Многие начинающие тренеры этап обучения проскакивают буквально за несколько месяцев, а бывает даже в течение нескольких недель. По окончании периода обучения, он сразу переходят к тренировочному процессу, не замечая, что их ученики находятся только в стадии ознакомления, и у них отсутствуют даже элементарные навыки. 
Тренеру – преподавателю необходимо реально видеть и знать, какой уровень подготовки учащихся в группе, что они уже знают и что уже умеют, на основе этого делать выводы, что можно тренировать.
Если сказать другими словами: вначале обучи, потом тренируй. Если не смог обучить не тренируй (поменяй тему, давайте проще задания и т.д.).
Список литературы
Шестаков В. Б., Ерегина С. В. Теория и практика дзюдо: учебник. — М.: Советский спорт, 2011. — 448 с.
Свищев И.Д., Жердев В.Э. Учебное пособие для спортивных школ (рекомендовано для групп НП-1 и 2 г.о., УТГ-1, 2, УТГ-3, 4). М., 2000
Путин В. В., Шестаков В. Б., Левицкий А. Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 159 с.