Методическая разработка на тему Социально — коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 37
Методическая разработка
«Социально – коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Смирнова Наталья Сергеевна
Воспитатель

2017 год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………….1
Цели и задачи социально – коммуникативного развития…………………….5
Основная часть ………………………………………………………………….6
Список используемых источников…………………………………………....11
Приложение
Пояснительная записка
В настоящее время проблема социально-коммуникативного развития дошкольников становится одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Это связано с одной стороны, с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, внимания, общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. С другой стороны, изменениями самих детей. Современные дошкольники более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует содержательность среды в детском саду и дома. Дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами, но несмотря на все это – дошкольники остаются детьми!
В дошкольном возрасте зарождаются и активно развиваются основы социально – коммуникативного развития и опыт первых отношений с другими людьми становится фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Поэтому особенная ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей, в первую очередь, возлагается на семью и дошкольное учреждение.
ФГОС ДО нацеливает педагогов и родителей на достижение целей и решение задач социально-коммуникативного развития дошкольников.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в четырех направлениях:
1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.
Игра – не развлечение, а ведущий вид детской деятельности дошкольников. В условиях реализации ФГОС ДО, игра становится особой формой социализации ребёнка. Именно в игре дети проходят «школу» социальных отношений, в которой моделируются формы поведения ребенка. Именно в игре дети воспроизводят взрослый мир и участвуют в социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
2. Патриотическое воспитание – следующее направление ОО «Социально-коммуникативное развитие».
В период нестабильности в обществе, обострения этнических и межэтнических конфликтов, патриотическое воспитание подрастающего поколения становится одним из центральных направлений работы с дошкольниками. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
3. Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Под безопасным поведением следует понимать такой набор образцов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Воспитание навыков безопасного поведения дошколят осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
«Одним из правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»)».
4. Главная цель трудового воспитания дошкольников – это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Таким образом, систематическая и планомерная работа по всем четырем направлениям данной образовательной области, способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Цели и задачи социально – коммуникативного развития
Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а также к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:
Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.
Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.
Основная часть
Социально – коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Цель: развивать социально - коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста через игру.
Задачи:
1. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
3. Формировать коммуникативные навыки ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей. Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных целей.
Чтобы ребенок овладел коммуникативными навыками можно наблюдать различные ситуации: «ребенок долго качается на качелях, а другие не могут дождаться своей очереди», «разрушил один ребенок постройку у другого», «ребенок отнял игрушку у другого», «ребенок толкнул другого и тот упал»… Разрешая подобные ситуации, ребенок понимает, как надо строить отношения с другими людьми. Надо помочь понять детям, что дружба дает радость общения, и надо уметь доставлять эту радость другим. В младшем дошкольном возрасте дети остро нуждается в эмоциональном контакте и познавательном общении со взрослым, во внимании к своим вопросам и максимально полных ответах на них.
Рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на развитие социально - коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста:
Игра «Ласковое имя»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.
Ход игры: дети встают в круг, каждый по очереди выходит в центр, при этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля  и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

 
Игра «Кто пришел к нам в гости?»
Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.
Ход игры: Воспитатель отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.
Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Воспитатель говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.

 
Игра «У котенка болит лапка»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ход игры: Один из детей превращается в котенка, у которой болит лапка. Он старается показать, что он грустит. Воспитатель предлагает ребятам «пожалеть котенка». Первым «жалеет» ее сам воспитатель, который надевает на руку куклу-собачку и его лапками гладит «котенка» со словами: «Котик (Андрюша,) хороший». Затем другие дети надевают куклу-собачку на руку и тоже «жалеют котика».


Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.
Список используемых источников
Дошкольная педагогика / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова: Под общ. р. Н.В. Микляевой – 2-е изд., перераб и доп. – М: Юрайт, 2015. – 496 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2.
Шепилова Н. А. Психолого-педагогические условия ценностного развития дошкольников [Текст] / Н. А. Шепилова, Н. А. Савко // Актуальные проблемы образования в период детства : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (22 окт. 2009 г. ; Шадринск) / отв. ред. Г. М. Киселева. - Шадринск : ШГПИ, 2009. - С.215.
Приложение
Игра «Вместе играем»
Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.
Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики).
Ход игры: Воспитатель раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».
Игра «Наше солнце»
Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.
Ход игры: Воспитатель рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи воспитателя дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.
Игра «Кто лучше разбудит»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ход игры: Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Воспитатель просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.
Игра «Листочек падает»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Ход игры: Воспитатель поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого воспитатель просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Воспитатель снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Воспитатель отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Воспитатель подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»
Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей.
Ход игры: Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку!»
Игра «Звериное пианино»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Ход игры: Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). Потом воспитатель дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.
Игра «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками.
"Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс". После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Воспитатель, имитируя движение паровоза «Чух - чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.