Доклад: «Игровые приемы на уроках музыки как важная часть системы развития творческого потенциала детей».

Омутинская специальная
школа







Доклад:
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] как важная часть системы развития творческого потенциала детей».























Выполнил:
учитель музыки
Оленин Вадим Викторович




с. Омутинское
2017 год
До недавнего времени повышение качества обучения в музыкальной педагогике связывалось в основном с усовершенствованием технологии учебного процесса. Соответственно, главный акцент делался на развитие методики преподавания, на приобретение учащимися знаний о музыкальном искусстве и формирование соответствующих исполнительских умений и навыков. В последнее время, благодаря развитию психологии и других смежных наук, на первый план выдвинулся круг проблем, направленных на активизацию внутренних ресурсов ребенка и, в первую очередь, развитие творческого потенциала, фантазии, которые необходимы как для активного восприятия произведений музыкального творчества, так и в повседневной жизни человека.
Но как развить в ребенке этот потенциал, научить его творчески мыслить, воображать? Как научить создавать образы, выражающие переживания, помыслы, чувствования? Ни один учитель не может точно сказать, как и каким именно должен родиться на свет тот или иной образ в работе ученика. Активное творческое воображение не может быть прямым следствием усвоения и повторения чего-то, преподанного другим человеком. Это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. В качестве действенного средства для разработки более активных форм развития творческого мышления в процессе художественной, музыкальной деятельности ребенка могут выступать «игровые методы». Они обеспечивают необходимые психолого-дидактические условия, в которых обучаемый может сформировать активную, личностную позицию и в наибольшей мере раскрыться как субъект обучения. В процессе их применения учащийся получает возможность выражать средствами искусства свои «невидимые» и «неслышимые» чувства, замыслы и оценки. В этом случае искусство предстает ученику не как совокупность безразличных к нему «чужих» норм, а как нечто сопричастное ему самому, как нечто такое, в чем он может найти и проявить себя.
 «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы уделяем им хоть несколько минут.
Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т.е. тот творческий потенциал, который необходим для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Изложить какие-либо определенные, устоявшиеся игровые приемы для уроков музыки - дело почти невозможное, потому что любая их форма, будучи примененной, на практике, тут же начинает стремительно меняться, приспосабливаться к конкретным условиям, обрастать новыми подробностями и избавляться от присущих данной игре ранее. В результате через несколько «игр» уже трудно вспомнить их первоначальный вид. Часто на основе одной игровой формулы рождается несколько совершенно самостоятельных видов деятельности.
Учащиеся выступают в такой ситуации активнейшими авторами новых идей и инициатив. Здесь их не только не стоит удерживать, но и полезно внимательно к ним прислушиваться, поскольку в играх (как в формах общения) они - «специалисты».
Дело учителя - видеть в каждой идее потенциал, способствующий реализации образовательных целей, поскольку дидактические игры дают возможность смоделировать иногда очень сложное понятие, которое в игровой ситуации становится весьма доступным.
Весьма важно отметить два аспекта, связанных с подобными формами деятельности на уроке:
1.  Если учитель начинает «играть» на уроках, то нужно это делать регулярно, чтобы превратить такую деятельность в постоянную практику, а не экзотическое явление, что, как правило, бывает, когда это делается в первый - второй раз.
Конечно, не имеется в виду, что все уроки теперь станут игровыми. Но игровые формы должны стать естественными настолько, чтобы при необходимости заменить скучную, надоедливую и однообразную учебную работу и не выглядеть при этом развлечением и расслаблением от интеллектуального труда. Это - не просто игры, а дидактические игры, то есть особые формы учебной работы, идущие от природы ребенка, естественные для него.
2.  Не нужно объявлять ученикам: «А сейчас (сегодня) поиграем!» Еще не факт, что состоится именно игра, а не искусственно-натужное «сооружение» учителя, которое ученики вынуждены будут поддерживать... Это должно осуществляться как естественная часть урока искусства, как одна из форм работы. Если ученики к концу занятия вдруг придут к выводу, что они играли - значит, игра получилась. А если дети уйдут с урока как обычно и наследующем уроке и не вспомнят о том, что они делали на предыдущем занятии значит, ничего не вышло, нужно думать, почему. Как правило, ответ - в учителе...
Итак, рассмотрим некоторые дидактические игры, возможные на уроке музыки:
«Загадочный инструмент»
Играющие выбирают водящего. Он выходит из класса. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)
Водящий возвращается в класс и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента.
деревянная основа
имеет струны
средних размеров
играть с помощью смычка
имеет певучее звучание
Скрипка, догадывается водящий. Ответ верный. Новым водящим становится игрок, назвавший последний признак. В данном случае: имеет певучее звучание. Идеально было бы иметь картинки с изображением музыкальных инструментов и запись их звучания на диске или кассете.
«Живое слово»
Участвуют 2 команды. Учитель раздаёт каждому игроку заранее заготовленные буквы.
Буквы имеют 2 цвета. Участники сначала должны собраться в команды /каждая команда имеет свой цвет/, а затем составить из букв название музыкального инструмента, построиться так, чтобы можно было прочитать слово. Выигрывает команда, сделавшая задание быстрее.
Примечание: участников столько, сколько кол-во букв.
«А+Б»
Играют 2 команды /по 5 человек. Команды загадывают по одному музыкальному инструменту. Затем, сначала одна команда громко, вместе произносит 1-й слог загаданного слова. Противоположная команда думает 3 секунды и говорит окончание слова. Например: скри.пка; ро.яль; маракасы. Затем вторая команда предлагает своё название. А противоположная команда должна дружно досказать слово.
Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.
«Лидер-инструмент»
Выбирается водящий, он выходит из класса. Все остальные загадывают музыкальный инструмент. Например: треугольник. Репетируют «игру» на данном инструменте. А кто-то один из игроков /об этом договариваются/ является лидером, т.е. он солирует на каком-то ином инструменте, допустим на дудочке.
Когда заходит водящий, все игроки играют на одном инструменте, а лидер на своём. Задача водящего найти лидера. Если лидер найден верно, водящий должен сказать на каком инструменте играл он, на каких все остальные ребята. Лидер становится новым водящим.
«Составь инструмент»
Ученикам надо составить название музыкального инструмента из первых букв следующих слов, которые назовёт учитель. Например: учитель называет слова: 1) лиса, олень, жук, курица, индюк. 2) сом, кот, рот, изюм, пони, крот, аист.
Учащиеся составляют из первых букв слово:1) ложки, 2) скрипка.
«Кто быстрей?»
С каждого ряда выбирается по одному представителю. Они встают в одну линию. Задание: каждый участник друг за другом делает шаг вперёд и говорит название музыкальных инструментов.
Правило: повторять дважды одно слово нельзя, думать более 5 секунд нельзя. Если время истекло участник остаётся на месте. Выигрывает тот, кто быстрее дошёл до «финиша».
Примечание: задачу можно усложнить например: участники должны называть инструменты симфонического оркестра или народного или духового.
«Свой оркестр»
Для игры понадобятся открытки с изображением музыкальных инструментов. Учитель включает любую веселую музыку и показывает открытки, чередуя друг с другом.
Какой инструмент изображен на рисунке, на таком инструменте «играют ребята». Для оживления игры иногда учитель очень быстро меняет открытки. Некоторые ребята не могут быстро сориентироваться, путаются. Это вносит нотки юмора, оживление в игру. Если учитель открытки не показывает, ученики просто сидят и слушают музыку.
Игра воспитывает внимательность, наблюдательность, умение быстро переключаться.
«Знатоки песни»
Ребята поют хорошо известную им песню. Когда песня закончится, учитель быстро подходит к одному из учащихся и говорит какое-либо слово или строку из песни. Тот, к кому учитель обращается, должен сейчас же сказать следующее слово или строку песни. Кто из ребят ошибается- встает. Победители те, кто остался после окончания игры сидеть на местах.
«Музыкальный поезд»
Игру можно проводить при изучении темы «Ритм». Учитель- машинист. Один из учеников - помощник машиниста. 3 ряда- 3 вагончика.
Помощник хлопает ритм и произносит. «Вагончики» за ним повторяют. Учитель-машинист контролирует обстановку. Ритмически рисунки изображены на доске.
Ребята должны уметь хорошо выстукивать этот простейший ритм. Умея это делать, они смогут прохлопать более трудный ритм. Выигрывает вагончик- ряд, который допустит меньше ошибок.
«Загадки»
Ребята с удовольствием отгадывают загадки. Они помогают активизировать внимание, развивают мышление. Загадки, разумеется, связаны с музыкой.
Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).
Ящик на коленях пляшет, то поет, то горько плачет (гармонь).
Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка (ноты).
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей).
Целый день он спать не прочь, но едва наступит ночь, запоет его смычок. Музыканта звать (сверчок)
Почти каждая игра может быть проведена в упрощённом или усложнённом варианте. Поэтому, организуя игры с детьми надо внимательно присмотреться к ним, оценить их индивидуальные особенности. Если ребята быстро и легко справляются с заданиями, можно предлагать им более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя упрекать ребёнка в том, что он что-то не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.
Имеется еще один вид игр, применимый в нашем случае для ребят более старшего возраста - это ассоциативные игры, в основе которых лежит явление синестезии. Являясь частным проявлением ассоциации, синестезия представляет собой «такое взаимо-действие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора».
В современной психологии различают несколько видов синестезии: ощущение - ощущение; ощущение - представление; представление - ощущение; представление - представление. Первый и третий типы синестезии встречаются крайне редко. Второй тип взаимосвязи объясняет ассоциации, возникающие при восприятии музыки и живописи, а четвертый характеризует возникновение ассоциации в искусстве слова. Явление синестезии лежит в основе способности музыки «живописать» звуками, именно ей мы обязаны наличием изобразительных возможностей музыкального искусства. Музыканты при необходимости прямого либо косвенного отображения визуальных явлений обращаются в своем стремлении быть понятыми именно ко всеобщим синтетическим способностям слушателя. Оперируя различными средствами, музыка в состоянии вызвать тот или иной образ, те или иные ассоциации. Очевидным случаем ассоциации в музыке является «видение» размеров звучаний низких как «крупных» и «толстых», а высоких как «маленьких» и «тонких». Это объясняется тем, что в естественной обстановке размеры предмета - вибратора, издающего звук, определяют высоту издаваемого им звука. Например, в пьесе М.Мусоргского «Два еврея» тема богатого представлена во «внушительном» и «степенном» низком регистре, а бедняка - в «юрком» и «угодливом» высоком регистре. Цепь ассоциаций здесь налицо: богатый - значит толстый (обобщение социального опыта), а толстый, большой должен звучать низко (обобщение биологического опыта). Кроме того, в природе часто встречается явление зрительно-слуховой синестезии. Это так называемый цветовой слух. Цветовым слухом обладали Н.Римский-Корсаков, А.Скрябин, М.Чюрленис. Еще Ньютон в свое время предложил аналогию «спектр-октава». Цветной слух представляет собой синестезический резонанс высот и тембров со степенью яркости света и красок. Наиболее простой и всеобщий случай цветного слуха, когда высокие тона и звонкие тембры ассоциируются со светлыми красками, а низкие тона и глухие тембры с темными. Ассоциативная игра в области музыки имеет в своей основе ассоциацию: ощущение - представление. Ее можно рассматривать как форму обучения и творческого развития, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое, В отличие от учебных занятий, в ассоциативных играх познавательные задачи ставятся не прямо (когда учитель объясняет, учит), а косвенно учащиеся овладевают знаниями, играя (развивающая задача в таких играх как бы замаскирована), мотивом является естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия.
Основные задачи ассоциативных игр:
- развить ассоциативное мышление, творческое воображение детей, умение продуцировать неординарные идеи и образы; - развить умение передавать эмоции, чувства, образы посредством звуков, мимики, движений красок; - учить детей распознавать и анализировать звуки окружающего мира; - дать представление о различных характеристиках однотипного звукового явления; - учить детей самостоятельному созданию звуковых произведений на заданную тему.
В ассоциативной игре, как и в обычной, присутствуют определенные структурные элементы. Прежде чем начать игру, необходимо создать у учащихся эмоциональную установку на игру. Установка это своеобразная предыгровая ситуация, настройка, обеспечивающая организационные предпосылки восприятия игровых задач, активизирующая мыслительную деятельность, воображение школьников. Следующий компонент - игровые задачи. Отбор задач для ассоциативных игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и развития, с учетом возрастных особенностей детей. Для соединения познавательных и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение учащихся. Обязательное выполнение правил требует от детей совместных и последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности. Игровые правила реализуются в игровых действиях. Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра.
Формами реализации игрового действия могут выступать:
1) разнообразные игровые манипуляции с предметами инструментами; 2) осуществление поиска и находки нужного предмета, звука, слова; 3) загадывание и отгадывание звуковых загадок; 4) выполнение определенной роли (инструмента) при создании коллективного произведения;
5) особые игровые движения (звуковые жесты звуковые имитации и т.д.)
Во время игры у учащихся возникает игровое состояние. Оно включает в себя переживания, воображение учащихся, эмоциональное отношение к действительности. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным, услышанным (исполнение музыкального произведения), менее заметным (получил удовлетворение, заинтересовался процессом создания и исполнения) и отсроченным (создал свой вариант игры, произведения через определенное время). Чтобы ассоциативная игра полностью решала поставленные в ней задачи (и в этом ее главное отличие в данном случае от игры дидактической), необходимо соблюдать определенную методику проведения. В нее входят:
1. Подготовка к игре: а) объявление названия; 6) сообщение о расположении ее участников (сидя за столом, стоя у доски, объединение в группы или индивидуально); в) объяснение хода игры; г) показ педагогом отдельных действий (если это необходимо), раздача предметов, инструментов. 2. Проведение игры. 3. Подведение итогов игры, когда осуществляется рефлексия, обобщение игры (по желанию каждый из участников игры высказывает свои мысли по поводу игры).
Обязательным условием ассоциативной игры является создание педагогом атмосферы доверия, что возможно в том случае, если учитель станет равноправным участником игры и последующей рефлексии. Важно, чтобы на первых этапах работы учитель первым высказывал свои мысли и переживания, демонстрируя свою открытость. Участие в игре, как и всякая другая деятельность школьника, нуждается в оценке и поощрении, эмоциональной поддержке. Учителю важно поддержать любые попытки ребенка к творчеству, его стремление выразить себя. Поэтому он предлагает, но не навязывает, советует, но не требует. Решение принимает ребенок или группа, исходя из своего личного опыта восприятия этого мира. Ниже приводятся примеры нескольких ассоциативных игр, которые могут быть использованы на уроках музыки в старших классах, разработанных Коваливом В.В., доцентом Белорусского государственного педагогического университета им.Максима Танка(на их основе каждый учитель сможет разработать свои варианты игр).
«Представь и услышишь». Перед игрой учитель может обратиться к ученикам со следующими словами: «Ты не раз слышал, как хлопает и скрипит дверь, звенит колокольчик, плачет ребенок, гремит гром. А вот можешь ли ты услышать, как говорит облако? Может быть; оно поет или вздыхает? Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные». Детям предлагается:
а) описать или нарисовать свои любимые звуки; б) представить, как звучит мягкое пушистое облако. Описать и нарисовать звучание облака; в) представить и нарисовать звук кислого огурца, красного яблока и т.д.; г) представить, как звучит большая лужа после дождя. Описать и нарисовать звучание большой и маленькой лужи.
«Эмоции». Для проведения игры используются карточки с написанными на них эмоциональными характеристиками (радость, печаль, ярость, нежность и т.д.). Карточки раздаются участникам. Каждый пытается озвучить и передать в движении или мимикой ту или иную эмоцию. Группа пытается определить услышанное. «Цвета». Для игры используются от 4 до 6 цветных карточек (красная, синяя, зеленая, желтая, черная, белая), которые раскладываются по классу. Дети выбирают цвет, наиболее соответствующий их внутреннему настроению на данный момент, и разбиваются на группы. Учитель просит участников игры: а) по очереди голосом озвучить цвет, каким они его себе слышат; б) зазвучать «цветовой палитрой» всей группой; в) создать звуковое произведение, ритмически организовав его, чередуя звучание отдельных голосов, созвучий и целой группы «инструментов». «Найди свой звук». Для игры учителю будут необходимы разнообразные мелкие предметы (ключи, гвозди, банки-склянки, бумага, чашки, ложки и прочие «музыкальные инструменты»), из которых можно извлечь звуки. Детям предлагается, манипулируя этими предметами и извлекая из них разнообразные звуки (стуча, скребя, гладя, шурша, звеня и т.п.), найти понравившийся тембр, звук, сочетание. После того как звуки будут определены, каждый воспроизводит свою находку и пытается объяснить, почему он выбрал именно этот звук или сочетание, какой образ, цвет возникает при восприятии этого звука. «Созвучия». Цель игры - найти гармонирующие сочетания со своим звуком, со своим теперешним настроением. Эта игра является продолжением предыдущей «Найди свой звук». Одному из детей предлагается выйти в круг и исполнять свой звук, как свое сочинение, свое настроение. Остальные вслушиваются в эти звуки, пытаясь ощутить возможность соединения своего звука со звучащим. Любой участник может выйти в круг и начать воспроизводить свой звук вместе с другим, если чувствует что его звук уместен, а возникающее созвучие достаточно благозвучно и гармонично. В процессе игры при возникновении чувства неудобства, негармоничности своего звучания со звуками других участников можно прекратить исполнение и выйти из «сочинения». «Чужой». Игра проводится по аналогии с игрой «Найди свой звук». Но в данном случае каждый ищет чуждые ему звуки, пытаясь ощутить и осознать возникающие при этом ассоциации. «Ты - звук». Детям предлагается ответить на вопрос: «Какой звук ты ассоциируешь с данным человеком?». Выбирается участник, и каждый пытается описать или воспроизвести звук, который он ассоциирует с этим человеком.
«Тембры и образы». Детям предлагается прослушать одну и ту же мелодию в исполнении различных музыкальных инструментов. Участники записывают, а затем рассказывают, как изменялся возникший при восприятии образ в зависимости от изменения тембра. Игра может быть использована при изучении темы «Тембр».
Использование данных игр в работе В.В Ковалива с детьми подросткового возраста привело:
а) к значительному оживлению и увлеченности школьников и студентов, повышению их интереса к музыкальным занятиям, пониманию их значимости в развитии человека; б) пробуждению их внутренней активности, продуцированию качественно новых идей и образов; в) умению рефлексировать, заниматься самоанализом познавать свой внутренний мир, свое «Я»; г) развитию творческого начала, интереса к предложенной теме занятия; д) появлению умения анализировать результаты коллективно выполненной работы.
Кроме того, игры стали прекрасным средством обучения детей работать вместе и способствовали их сближению между собой.
И в конце всего вышесказанного хотелось бы отметить, что важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий. Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.
И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу.
Каждая игра-это общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учиться и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае игры будут полезны для раскрытия творческого потенциала ребёнка.

В данном докладе были использованы работы:
1. «Музыкальная мозаика» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель музыки, г. Новороссийск)
2. «Хрестоматии игровых приемов обучения» (В.М.Букатов)
3. «Я иду на урок» (А.П.Ершова)
4. «Технология урока искусства (книга первая): Эссе на темы художественной педагогики» (А.В.Копылова)
5. «Творческая лаборатория учителя музыки: Учебно-методическое пособие» (В.Л.Галкина, г. Чебоксары)
6. «Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов» (И.В.Никишина, г. Волгоград)
7. «Современный урок музыки: учебно-методическое пособие» (Т.А.Затямина)
8. «Ассоциативные игры на уроках музыки» (В.В.Ковалив, доцент Белорусского государственного педагогического университета)




























Заголовок 1 Заголовок 215