Модель воспитательного пространства Павлодарского политехнического колледжа


Модель воспитательного пространства Павлодарского политехнического колледжа
Кучерявых А.В.
Заместитель директора по воспитательной работе политехнического колледжа,
г.ПавлодарВоспитательное пространство – это пространство воспитания, которое предполагает разработку модели воспитательного пространства, организацию взаимодействия всех субъектов воспитательного пространства и создание условий для реализации всех модулей воспитательного пространства.
В ходе моей многолетней управленческой деятельности создано единое воспитательное пространство колледжа, которое обеспечивает эффективные воспитательные результаты.
Центром воспитательного пространства колледжа становится модель выпускника, главная цель которого – добиться успеха. Для этого необходимо: дисциплина (Устав колледжа, правила поведения в семье, правила поведения в обществе), здоровье (здоровый образ жизни, физические нагрузки), обладание общечеловеческими качествами (патриотизм, высокая нравственность), профессионализм (овладение специальностью), лидерские качества (общественные нагрузки), настойчивость и целеустремленность (сила воли, аналитические умения, уверенность в себе, сотрудничество с единомышленниками).
Главными условиями (они же модули воспитательного пространства) для создания такого единого воспитательного пространства, на мой взгляд, являются следующие моменты:
- система непрерывного повышения профессионального и методического мастерства преподавателей и классных руководителей;
- тесная взаимосвязь всех структур учебно-воспитательного пространства;
- обязательная диагностика результативности воспитательного пространства;
- выбор приоритетных направлений развития воспитательного пространства, организация творческой деятельности, повышение содержательности и постоянное обновление жизнедеятельности колледжа.
Рассмотрим все модули воспитательного пространства колледжа на конкретных примерах.
Система повышения мастерства преподавателей.
В колледже действует школа педагогического мастерства, в рамках которой созданы три группы педагогов:
- группа молодого и начинающего педагога (входят педагоги со стажем работы до трех лет);
- группа совершенствования педагогического мастерства (стаж работы педагогов – от трех до 10 лет);
- группа высшего педагогического мастерства (стаж работы – от 10 лет и выше; из педагогов данной группы назначаются наставники).
Педагоги изучают имеющийся отечественный и зарубежный опыт по внедрению инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, выступают с докладами на педагогических советах, методических советах, заседаниях цикловых методических комиссий. Также проводятся: семинары (например, «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе»), коучинги (например, «Оценивание», «Возрастные особенности»), тренинги, педагогические ринги (например, «Счастливый случай»), «творческие мастерские», мастер-классы и др. Кроме того, в колледже действует несколько творческих групп: «Внедрение технологии ТРИЗ», «Внедрение контекстного обучения», «Развитие самостоятельности и ответственности студентов на уроках и во внеурочной деятельности», «Создание информационно-образовательной среды как средства формирования функциональной грамотности студентов».
Взаимосвязь всех структур учебно-воспитательного процесса.
Для успешного создания единого воспитательного пространства к структурам учебно-воспитательного процесса мы относим: педагогический и методический советы, цикловые методические комиссии, Совет классных руководителей, Студенческий совет, Совет по профилактике правонарушений, Родительский совет. Все структуры тесно взаимосвязаны, т.к. в процессе реализации всех поставленных инновационных и творческих задач, связанных с совершенствованием воспитательного пространства, активное участие принимают и преподаватели, и студенты, и родители. Кроме того, для более эффективного развития воспитательного пространства привлекаем и другие организации: психологические службы, правоохранительные органы, медицинские организации, молодежные организации.
Основная задача данного модуля – это сформировать систему соуправления. Конечно, в первую очередь, работа в данном направлении ведется в вовлечении как можно большего числа студентов и родителей в жизнь колледжа, а отсюда формируются и крепкие внутрисемейные взаимоотношения, взаимоотношения семьи и колледжа, повышается активность родительской и студенческой общественности.
В рамках тесного сотрудничества проводятся лектории (например, «Опасность влияния деструктивных культов» совместно с Центром анализа межконфессиональных отношений), тематические вечера (например, вечер памяти жертв политических репрессий совместно с музеем им. Бухар-жырау), игры (например, военно-спортивная игра совместно с объединением ветеранов-десантников «Десантное братство»), творческие мероприятия (например, «В мире музыки и красоты» совместно с комплексом «Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат для одаренных детей»), профориентационные мероприятия (например, выступление агитбригады на форуме «Профориентация. Образование. Занятость» совместно с Областной библиотекой), тренинги (например, «Секрет успеха» совместно с родителями), деятельность студенческой газеты (преподаватели, Студенческий совет, активы групп, родители).
Диагностика результативности воспитательного пространства.
Организация всех видов учебной и воспитательной деятельности в нашем колледже всегда основывается на диагностике. Для изучения эффективности воспитательной системы мы используем как традиционные анкетирования и исследования, так и инновационные. В обязательном порядке составляются карты интересов и способностей студентов, проводится психолого-педагогическая диагностика вновь прибывшего контингента, изучается мотивация к обучению. Ведется мониторинг уровня воспитанности. Изучается морально-психологический климат как в студенческих группах, так и в педагогическом коллективе.
Приоритетные направления воспитательного пространства и жизнедеятельности колледжа.
Организация воспитательного пространства не представляется возможной без приоритетных направлений работы, причем все виды деятельности должны быть творчески ориентированы и также взаимосвязаны между собой. Мы работаем по таким направлениям как гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, интеллектуально-профессиональное, правовое, спортивно-оздоровительное.
Гражданско-патриотическое и политическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами патриота, готовой осуществлять свои гражданские права и выполнять гражданские обязанности; личности, обладающей чувством причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. Такие мероприятия, как конкурс проектов «Я – гражданин Республики Казахстан», театрализованное шоу «Исторические портреты», уроки мужества, фестиваль «Венок дружбы», научно - практическая конференция «550-летию Казахского ханства посвящается», смотры военно-патриотической песни, участие в патриотических форумах и акциях – все они воспитывают социально активную личность с высокой гражданской позицией. Знакомство с культурой казахского народа и народов, проживающих в Казахстане, происходит во время проведения недели языков (интеллектуальные игры «Знатоки английского языка», «Знатоки казахского языка», «Турниры грамотеев» и др.), недели казахского фольклора, во время празднования Масленицы, Наурыза («Национальная ярмарка», «Наурыз мерекесінің той думаны», выставка стенгазет). В колледже действует Музей Боевой Славы, который формировался и пополняется совместно с поисковиками АО «Алюминий Казахстана».
Общечеловеческие нравственные качества, чувство прекрасного воспитывается на таких творческих делах, как праздник красоты и музыки «В мире музыки и красоты», конкурсы визажистов, фестиваль «Образ эпохи», «Новогоднее шоу», ретро-шоу «Как прекрасен этот мир», шоу-концерты «Учитель! Это высокое звание!», выставки «Этот твистинг», «Мое хобби».
Наиболее продуктивными видами деятельности в интеллектуально-профессиональном направлении становятся именно интеллектуально-творческие формы: факультативные занятия, кружковая работа, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, интеллектуальные брейн-ринги, викторины. Уже традиционным стало «Посвящение в студенты», где раскрываются маленькие секреты профессии для вновь прибывших студентов. «Посвящение в студенты» становится настоящим праздником для будущих профессионалов.
Формирование правового сознания происходит сразу по нескольким направлениям: правовой всеобуч, профилактическая деятельность, работа с подростками «группы риска». Правовой всеобуч проводится и среди студентов, и среди педагогов, и среди родителей. Основными методами и формами работы здесь остаются лектории с приглашением специалистов и сотрудников правоохранительных органов. Однако, в последнее время виды деятельности обновляются, внедряются новые: открыт раздел «Фемида» в студенческой газете «New Wave», принимаем участие в выставках (например, выставка «О коррупции» совместно с Областной библиотекой), в библиотеке колледжа организуются выставки юридической литературы, проходят Дни юридических консультаций. Главным результатом такой работы становится уменьшение количества студентов, состоящих на учете.
Спортивно-оздоровительное направление формирует умение противостоять негативным явлениям (наркомания, алкоголизм, табакокурение), пропагандирует здоровый образ жизни. Критериями высокой физической культуры являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье и здоровый образ жизни. А соревнования по многочисленным видам спорта, военно-спортивные игры, спортивные праздники, рыцарские турниры только подогревают интерес студентов к физическому развитию и здоровому образу жизни.
Особо выделю развитие творческих способностей студентов через деятельность клуба художественной самодеятельности «Фейерверк». Клуб принимает в свои ряды всех желающих по направлениям: ораторское искусство, театральные постановки, вокал, танцы, игра на музыкальных инструментах, организаторы досуговых мероприятий, оформители.
Созданная модель воспитательного пространства политехнического колледжа приносит свои положительные результаты, среди которых особо можно выделить то, что удается социализировать студентов, выработать у них функциональные компетенции, помогающие им в дальнейшем реализовать свои креативные способности. Сформированность высоких нравственных качеств, ценностных ориентиров, готовности к социально-ответственному поведению большинства выпускников колледжа позволяет говорить об успехах в воспитании. Однако, общество и государство выдвигает все новые и новые задачи перед образованием, поэтому и мы ставим перед собой цель: готовить студентов к непрерывному духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, глубокому пониманию смысла своей жизни.