Конспект урок окружающего мира в 3 классе Экосистема озера


Урок окружающего мира в 3 класс
Тема урока: «Экосистема озера»
Цели:
– Ознакомить учащихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме.
– Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.
– Приводить примеры живых организмов разных «профессий».
– Называть, из чего состоит экосистема.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Оборудование: карточки.
Приёмы ТРКМ: прием «INSERT», «ФИШБОУН», СИНКВЕЙН








Ход урока
1.Оргмомент.

- Сегодня мы продолжим встречу с удивительным и загадочным миром природы. Думаю, что вы готовы отвечать на вопросы и делать новые открытия.

2.Актуализация
Проблема (актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации)

- Из каких оболочек состоит наша планета?

- Где живёт большинство живых организмов?( на пересечении 3-х сред: водной, воздушной и наземной). Биосфере

- Мы знаем, что большой круговорот веществ в биосфере связывает между собой все экосистемы. А что такое экосистема? ( единство живой и неживой природы, где животные организмы разных профессий совместными усилиями поддерживают круговорот веществ).

- Отгадав загадку, вы сможете понять, о чем пойдет речь на уроке:
«Стекло голубое, рама зеленая» (озеро)

- верно, сегодня мы поговорим подробнее об озере и его обитателях.

Фронтальная работа
Знаю.
Хочу узнать.
Узнал


- Что знаете об озёрах?
-Где образуются озера? ( в углублениях суши)
-Давайте вспомним, чем озеро отличается от других водоемов? (в них нет течения, как в реке)
-Какие озера называются проточными, какие бессточными? (проточные – в которые впадают ручьи и реки, а в бессточные - нет)
- Что хотели бы узнать ещё об озёрах?
Как вы думаете, является ли озеро экосистемой?
Из чего состоит экосистема?
- Кто такие производители?
- Кто такие потребители?
- Кто такие разрушители?
Я буду заполнять по вашим ответам схему «ФИШБОУН»
Прием «Фишбоун»-рыбная кость.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (Направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
- Наша задача разобраться:
1.Откройте стр. 47. Самостоятельно познакомьтесь с текстом, делая карандашом пометки. Рассмотрите иллюстрацию внизу.
- Что вам уже было знакомо и известно?
- Какие возникли вопросы?
- О какой профессии идёт речь?
Назовите представителей этой профессии.
- Какой вывод сделаем? (в озере есть производители)
2.Загадка :
Полосатые бока и клюет на червяка.(окунь)
Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.(щука)
- Кем они являются? (потребителями)
-Почему? (питаются водорослями и червяками)\
- Посмотрите, какие рыбы чаще всего встречаются в наших водоемах.
- А вот этих потребителей вы можете посмотреть и даже потрогать. Это – дафнии и циклопы- мелкие рачки.
- Прочитаем про них.
- Что нового узнали? Они фильтруют воду в поисках мелких водорослей. А ими в свою очередь любят питаться рыбы. А как вы думаете, где я их взяла? (в зоомагазине, это сухой корм для рыб)
Какой вывод сделаем? (в озере есть потребители)
3. Загадка о представителе другой «профессии»:
Два рога, но не бык, шесть ног, без копыт. (рак)
Когда я черен, я куслив и задорен.
А лишь покраснею, так и присмирею (рак)
Также на дне водоема живут многочисленные микробы, прудовик и мотыль - личинки комаров. Они кормятся остатками умерших организмов. Кем они являются? (разрушителями) Верно.
Какой сделаем вывод?
·(в озере есть разрушители)
Можем теперь сделать вывод, что озеро – это экосистема?
- Вспомним полное определение экосистемы. (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
-Докажите, что круговорот веществ в озере существует.
Групповая работа
У двух команд в конвертах лежат картинки представителей разных «профессий» озера. Составьте пищевую цепь (используйте клей), не забудьте про стрелки. У двух других команд лежат названия представителей разных профессий озера. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи и показать «живую» цепь.
Проверка
Итак, какой вывод можно сделать? Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На нашей схеме отсутствует голова- это то чего мы еще не знаем, но обязательно узнаем.

Чтобы узнать, что мы еще не знаем об озере, я задам вопрос: «Почему озеро зарастает?»
(обсудите это в парах) Вспомните, что вы знаете об озере, это поможет вам.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Прием «Корзина идей»
(каждая пара выдвигает свои предположения)
-разрушители не справляются со своей работой, остатки мертвых организмов оседают на дне;
-ручьи реки, впадающие в озеро, несут с собой песчинки, остатки горных пород, мертвые организмы;
-почему же их не относит течением?( в озере нет течения, оно глубже озера)
Выйдет команда, которая показывала «живую» цепь. Снова составьте ее. Представьте, что в вашу пищевую цепь добавляются мертвые организмы с суши. Что произойдет? (расцепляю руки). Круговорот не замкнут полностью.
Вот что мы поместим в наш «хвост»
А если круговорот не замкнут полностью, что может случиться? (экосистема озера разрушится)
Во что превратится озеро? В болото.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Давайте проверим наш вывод с выводом в учебнике. И запишем в нашу таблицу в колонку «Узнал», что нового узнали .
Давайте откроем рабочую тетрадь и посмотрим на кроссворд. Дома отгадайте его
РЕФЛЕКСИЯ
Человек может повлиять на судьбу озера?
Как вы думаете, должен человек вмешиваться в экосистему озера? (да, если он хочет сохранить озеро, как место отдыха, ловли рыбы, памятника природы.
Вы не раз отдыхали на озерах. И видели, в каком состоянии находятся наши озера.
- Чем вы можете помочь озеру?

Рефлексия

Синквейн
1.Озеро
2.Чистое, прозрачное, полезное
3.Охранять, не засорять, отдыхать, купаться,
4. Бороться с браконьерами
5. Водоем.
Итог урока
Прием «Сжатие информации»
Попробуйте в 1 предложении сказать, о чем мы говорили на уроке. (Озеро- это экосистема, в которой круговорот не замкнут.)
Какие главные выводы вы можете сделать? (озеро – это природное богатство, которое нужно охранять)
Что еще вы можете добавить в таблицу?


Приложение 1
Памятка по составлению синквейна
Синквейн на тему «Экосистема озера»
1. Существительное (что?)– ключевое слово, определяющее содержание темы.
2. Прилагательные (2), характеризующие данное понятие.(какой,какая?)
3. Глаголы (3), обозначающие действие в рамках темы.(что делает?)
4. Предложение, раскрывающее суть темы (4 слова)
5. Синоним ключевого слова.

Приложение 2
Таблица
Знаю
Хочу узнать
Узнал



потребители

разрушители

производители

потребители

разрушители

производители

рогоз, камыш, осот, планктон

Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.

окунь, щука, ерш, карась, дафнии

рак, прудовик, мотыль, бактерии

потребители

разрушители

производители

окунь, щука, ерш, карась, дафнии

рак, прудовик, мотыль, бактерии

рогоз, камыш, осот, планктон

Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.

Почему озеро зарастает?

потребители

разрушители

производители

рогоз, камыш, осот, планктон

Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ. Но если круговорот не замкнут, то озеро зарастает.

Почему озеро зарастает?

окунь, щука, ерш, карась, дафнии

рак, прудовик, мотыль, бактерии