Урок окружающего мира в 3 классе Экосистема озера.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №82








Экосистема озера









Яковлева Татьяна Владимировна
учитель начальных классов
высшая категория













г.Челябинск


Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: «Экосистема озера»
Цели:
Познакомить учащихся с экосистемой озера.
Работать над формированием коммуникативной, информационной компетентностей учащихся и компетентности разрешения проблем в совместной деятельности.
Задачи:
Познакомить учащихся с животными и растениями озера, их «профессиями» в экосистеме, значением озера в жизни человека;
Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;
Называть из чего состоит экосистема;
Учиться видеть красоту родной природы, объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к ней;
Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой и работы и работы в парах.
Тип занятия: изучение и закрепление нового материала.
Вид занятия: урок-исследование.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: ПК, проектор, экран, карточки.
Техническая часть: мультимедийная презентация.


Ход урока
Орг.момент
У.: прозвенел опять звонок, начинается урок.
Ребята, выразите, пожалуйста, своё настроение одним словом.
А теперь покажите ваше настроение движением своего тела.
У.: давайте прогоним страхи и неуверенность и возьмём с собой на урок солнечное, радужное, хорошее настроение.
У.: Отгадав загадку, вы сможете понять, о чем пойдет речь на уроке:
«В глубоком котловане лежит зеркало»
«Стекло голубое, рама зеленая» (озеро) (1 слайд)
У.: верно, сегодня мы поговорим подробнее об озере и его обитателях.

Фронтальная работа
У.: -Где образуются озера? ( в углублениях суши)
-Давайте вспомним, чем озеро отличается от других водоемов? ( в них нет течения, как в реке)
-Какие озера называются проточными, какие бессточными? (проточные – в которые впадают ручьи и реки, а в бессточные -нет)
-Что такое экосистема? (единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
Первая стадия – ВЫЗОВ (актуализация имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе, пробуждение интереса к получению новой информации)
Как вы думаете, является ли озеро экосистемой?
Знаю.
Хочу узнать.
Узнал

У вас у каждого есть лист с таблицей «Знаю», «Хочу узнать», «Узнал». Давайте заполним
колонку «Знаю».


Из чего состоит экосистема? Я буду заполнять по вашим ответам схему «ФИШБОУН»

Прием «Фишбоун»-рыбная кость.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Если вы знаете, кто кем является в озере, запишите в колонку «Знаю», если не знаете, то в колонку «Хочу узнать».Познакомимся с некоторыми обитателями озера и попробуем подтвердить или опровергнуть свои предположения - кем они являются в озере. (2 слайд)

Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ (Направлена на сохранение интереса при получении новой информации, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»).
1.Рассмотрите растения и подумайте, где их можно встретить? (по берегам озер, в озере)
Обратите внимание на рогоз - его ошибочно называют камышом. На самом деле камыш или тростник выглядит так.(5 слайд)
И, конечно, главные «кормильцы» озера – это планктонные водоросли или планктон.
(4 слайд)
Какую роль они выполняют? (производители)
2. Загадка о представителе другой «профессии»:
Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива. (щука)(7 слайд)
Полосатые бока и клюет на червяка.(окунь) (8 слайд)
Кем они являются? (потребителями) Почему? (питаются водорослями и червяками)\
Посмотрите, какие рыбы чаще всего встречаются в наших водоемах. (10 слайд)
А вот этих потребителей вы можете посмотреть и даже потрогать. Это – дафнии и циклопы- мелкие рачки. (9 слайд) Они фильтруют воду в поисках мелких водорослей. А ими в свою очередь любят питаться рыбы. А как вы думаете, где я их взяла? (в зоомагазине, это сухой корм для рыб)
3.Загадка :
Два рога, но не бык, шесть ног, без копыт. (рак)
Когда я черен, я куслив и задорен.
А лишь покраснею, так и присмирею (рак) (12 слайд)
Также на дне водоема живут многочисленные микробы, прудовик и мотыль - личинки комаров. Они кормятся остатками умерших организмов. Кем они являются? (разрушителями) Верно.
(13 слайд)
Можем теперь сделать вывод, что озеро – это экосистема? Вспомним полное определение экосистемы. (Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ). Докажите, что круговорот веществ в озере существует.

Групповая работа
У двух команд в конвертах лежат картинки представителей разных «профессий» озера. Составьте пищевую цепь (используйте клей), не забудьте про стрелки. У двух других команд лежат названия представителей разных профессий озера. Вам надо определиться, кто кем будет в пищевой цепи и показать «живую» цепь. (Приложение)
Проверка
Итак, какой вывод можно сделать? Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ. 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

На нашей схеме отсутствует голова- это то чего мы еще не знаем, но обязательно узнаем.
Чтобы узнать, что мы еще не знаем об озере, я задам вопрос: «Почему озеро зарастает?»
(обсудите это в парах) Вспомните, что вы знаете об озере, это поможет вам.
Прием «Корзина идей» (14 слайд)

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
(каждая пара выдвигает свои предположения)
-разрушители не справляются со своей работой, остатки мертвых организмов оседают на дне;
-ручьи реки, впадающие в озеро, несут с собой песчинки, остатки горных пород, мертвые организмы;
-почему же их не относит течением?( в озере нет течения, оно глубже озера)
Выйдет команда, которая показывала «живую» цепь. Снова составьте ее. Представьте, что в вашу пищевую цепь добавляются мертвые организмы с суши. Что произойдет? (расцепляю руки). Круговорот не замкнут полностью.

Вот что мы поместим в наш «хвост»
А если круговорот не замкнут полностью, что может случиться? (экосистема озера разрушится)
Во что превратится озеро? В болото.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Давайте проверим наш вывод с выводом в учебнике. И запишем в нашу таблицу в колонку «Узнал», что нового узнали.
Давайте откроем рабочую тетрадь и посмотрим на кроссворд. Дома отгадайте его
Третья стадия – РЕФЛЕКСИЯ (Необходимо вернуть учащихся к первоначальной информации, внести изменения уточнения. Дать творческое задание).
Физ.минутка (15 слайд)
Защита проектов. (слад 17-20)
Каждая команда получила задание «Собрать и систематизировать информацию об озере» (Приложение)
«Умка»- Увильды
«Звездочки»- Касарги
«Искатели»- Сугояк
«Робинзоны»- 1-е озеро
Внимательно слушаем доклады ребят, потом будет задание.
Каждая группа получает экологическую задачу, которую попробуют сейчас решить.
«Увильды»- сократилась численность раков.
«Касарги»- зарастает озеро
«Сугояк»-озеро разлилось
«1-е озеро» - загрязняется сточными водами.
Человек может повлиять на судьбу озера? Посовещайтесь в группе и предложите пути решения задачи. Как вы думаете, должен человек вмешиваться в экосистему озера? (да, если он хочет сохранить озеро, как место отдыха, ловли рыбы, памятника природы.
Вы не раз отдыхали на озерах. И видели, в каком состоянии находятся наши озера.
- Чем вы можете помочь озеру? (не мусорить, не рвать цветы, не ловить рыбу сетью и т.п.)
-Давайте сочиним синквейн на тему нашего урока.


Синквейн
1.Озеро
2.Чистое, прозрачное, полезное
3.Охранять, не засорять, отдыхать, купаться,
4. Бороться с браконьерами
5. Водоем.
Итог урока
Прием «Сжатие информации»
Попробуйте в 1 предложении сказать, о чем мы говорили на уроке. (Озеро- это экосистема, в которой круговорот не замкнут.)
Какие главные выводы вы можете сделать? (озеро – это природное богатство, которое нужно охранять)
Что еще вы можете добавить в таблицу?
Каждая команда поработала хорошо над своим проектом и заработала «Сертификат юного эколога». Молодцы!















Приложение

Задание для команд:

«Увильды»- пропала рыба (чебак)
«Касарги»- зарастает озеро
«Сугояк»-озеро разлилось
«1-е озеро» - загрязнено сточными водами.


2.Памятка по составлению синквейна

1. Существительное (что?)– ключевое слово, определяющее содержание темы.
2. Прилагательные (2), характеризующие данное понятие.(какой,какая?)
3. Глаголы (3), обозначающие действие в рамках темы.(что делает?)
4. Предложение, раскрывающее суть темы (4 слова)
5. Синоним ключевого слова.

3.Таблица «ЗХУ»
Знаю.
Хочу узнать.
Узнал.














Ученики составляют пищевую цепь с использованием карточек







«Живая» пищевая цепочка




Работа с таблицей «Знаю, хочу узнать, узнал»






Защита проектов







1.Яковлева Татьяна Владимировна
2.г. Челябинск, Шоссе Металлургов 24-А, 79, индекс - 454031
3. 8951-811-72-72
4.МАОУ лицей №82
5.Учитель начальных классов
6. «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»
7. «Человек и мир».




потребители

разрушители

производители

потребители

разрушители

производители

рогоз, камыш, осот, планктон

Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.

окунь, щука, ерш, карась, дафнии

рак, прудовик, мотыль, бактерии

потребители

разрушители

производители

окунь, щука, ерш, карась, дафнии

рак, прудовик, мотыль, бактерии

рогоз, камыш, осот, планктон

Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ.

Почему озеро зарастает?

потребители

разрушители

производители

рогоз, камыш, осот, планктон

Озеро – это экосистема, т.к. в нем присутствуют все ее части и есть круговорот веществ. Но если круговорот не замкнут, то озеро зарастает.

Почему озеро зарастает?

окунь, щука, ерш, карась, дафнии

рак, прудовик, мотыль, бактерии



15