Урок по гражданскому образованию по теме,,Основные законы в жизни человека.Человек и гражданин.Кто это?


Тема. Основные законы в жизни человека. Человек и гражданин – кто это?
(с использованием народных сказок «Красная шапочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и сказочных героев)
Цели урока:
Ознакомление детей с некоторыми правами: право на труд, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право на образование;
дать представление о правах ребёнка, объяснить значение понятий «закон», «право», «обязанность», «декларация», «Конституция», «конвенция»; формирование основ правовых знаний;
создание условий для понимания учащимися своих прав;
формировать правовую культуру и нравственную убежденность,
способствовать осознанию ответственности за свои права;
воспитывать любовь к своей Родине, своим близким, родным, друзьям.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
2. Мотивация.
Учитель: Я рада приветствовать вас в такой уютной и прекрасной школе. Ведь школа – это наш второй дом. Вы со мной согласны?
-Как называется город в котором мы живем?
-Назовите его достопримечательности.
-Как называется наша республика?
- Какие символы республики вы знаете?
Когда рождается человек, он получает гражданство и первый свой документ «Свидетельство о рождении», где записано, когда, в каком городе и в какой стране родился этот человек. Страна, в которой он родился, становится его Родиной.
- Каждое государство живет по своим законам. И наше государство тоже.
ЗАКОН – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти.
- Все законы записаны в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией.
КОНСТИТУЦИЯ - это основной закон государства.
В переводе с латинского языка слово “конституция” обозначает “устройство”, то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово “Конституция” пишется с большой буквы.
- В Конституции записаны наши с вами права и обязанности.
- Сегодня на уроке мы говорим о том, какие права имеет каждый из вас, какие права и обязанности.
-Давайте разграничим такие понятия как “права” и “обязанности”. В чём их различия?
ПРАВО – это то, что государство гарантирует дать своим гражданам.
ОБЯЗАННОСТЬ - это то, что граждане гарантируют дать своему государству.
Права и обязанности
Права.
Право на жизнь
Право на личную неприкосновенность
Право на жилище и его неприкосновенность
Право на труд
Право на отдых
Право на образование,
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Право на получение юридической помощи
И т.д.
Обязанности.
Обязанность защищать Родину
Обязанность соблюдать законы
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
Обязанность платить налоги
3. Актуализация знаний учащихся.
- Мы рассмотрим только те права, которые наиболее понятны вам .1) чтение стихотворений
1) Я шагаю в первый раз,Ну, конечно, в первый класс.И поверьте мне, друзья,Это школа №62.
2) Ну, а я студент- дипломник,Скоро буду я историк,И поверьте мне, друзья -Это школа №62
3) Ну, а я бабушка студента,Ныне я пенсионерка.И поверьте мне, друзья,Я училась в школе №62
- О каком праве говорится в стихотворениях? (Право на образование)
(чтение стихотворения “На прививку!” - отрывок)
На прививку второй класс,Вы слыхали, это нас.
Я уколов не боюсь,Если надо – уколюсь.У меня живот болит,Может корь или дифтерит,И краснуха, и ангина,И поверьте, скарлатина.
Это только трус боится,На укол идти к врачу.Лично я при виде шприца,Улыбаюсь и шучу.
- Какое право реализуется? (Право на охрану здоровья и оказание медицинской помощи)
Кто на лавочке сидел
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.Толя пел,Борис молчал,Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак,Тут сказал ребятам БоряПросто так:
4. А у нас на кухне газ.А у вас?
5. А у нас водопровод.Вот.Мы гуляли по Неглинной,Заходили на бульвар,Мы купили синий-синий,Презеленый, красный шар.
А у нас огонь погас –
Это раз.Грузовик привез дрова – Это два.А в-четвертых, наша мама,Отправляется в полет,Потому что наша мама,Называется пилот.
1). - Мама – летчик?Что ж такого!Вот у Коли, например,Мама – милиционер.А у Толи и у Веры,Обе мамы – инженеры.А у Левы мама – повар.Мама – летчик?Что ж такого!
2). - Мама – вагоновожатый,Потому что до Зацепы,Водит мама два прицепа.3). Разве плохо быть портнихой?Кто трусы ребятам шьет?Ну, конечно, не пилот.Летчик водит самолеты – Это очень хорошо.
4). Повар делает компоты – Это тоже хорошо.Доктор лечит нас от кори,Есть учительницы в школе.Мамы разные нужны.Мамы всякие важны.
5). Дело было вечером.Спорить было нечего.
- Какое право, реализуется здесь? (Право на труд)
-Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это права и обязанности. Права человека есть у всех людей.
Вывод: Права человеку никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
Все основные права записаны в документе Всеобщей декларации прав человека.
ДЕКЛАРАЦИЯ – это основные принципы, к которым стремится каждое государство.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, а вместе с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без этого ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Какие же права имеет ребёнок? Есть документ, в котором отражены права детей России. Это Конвенция о правах ребёнка, которая была принята 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН.
- Вот некоторые права из неё, которые будут понятны вам в вашем возрасте (Учитель демонстрирует на слайде основные права детей).
5. Фикульминутка6. Систематизация полученных знаний учащихся.
- Ребята, справившиеся с заданием быстро и правильно, могут раскрасить картинку. Творческая работа проводится в форме игры «Угадай героя по описанию».
40246301579880402463024130В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, на её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на личную неприкосновенность жилища. (Красная Шапочка)
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козлёночек из сказки «Сестрица Алёнушка и 4488180508635братец Иванушка»).
Эта героиня русских народных сказок очень хитра. Нарушая права других героев, она очень часто сама попадала в неприятные ситуации, подвергая себя опасности. (Лиса).
3983355452755Ему очень не везло в жизни; сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали его право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)
«Путешествие в сказку»
- Сейчас мы совершим небольшое путешествие по сказкам. Герои их могли бы также воспользоваться своим правом, если бы знали «Конституцию».
Ваша задача: определить, каким право воспользовались герои той или иной сказки.  
Ситуации из сказок.
«Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»
Буратино: «Не имеешь права лишать меня имущества»,
Волк: «Колобок, Колобок, я тебя съем»
Колобок: «Не имеешь право посягать на мою жизнь»,
Волк: «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся»
Козлята: «Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно»
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить»,
Машенька: «Не имеешь права посягать на мою свободу»,
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте его мне!»
Волчица: «не имеешь права лишать его жизни»,
Музыкальная минутка.
- Вспомните знакомые вам песни, о каких правах в них идет речь?
«Я люблю, тебя жизнь, что само по себе и не ново…» (право на жизнь)
«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь, учат в школе…» (право на образование)
«Антошка, Антошка, пойдем копать картошку» (право на труд)
«Закаляйся, если хочешь быть здоров, постарайся позабыть про докторов» (право на охрану здоровья»«Голубой вагон», «Песня Красной Шапочки» (право на свободу передвижения)
- О каких правах вы услышали в этих описаниях?
8. Итог урока.
- Какие же права имеют граждане?
- Какие права есть у детей? (ответы детей)
Заключительное слово учителя:
- Право на образование позволило вам ознакомиться с правами ребёнка. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защищать свои права. А для этого хорошо учитесь.
Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Великий русский поэт Н.А. Некрасов сказал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!”
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы выучитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины.
Без края, без преграды
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Учёба – очень интересный труд.
Нам силу, радость, знания несут.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
8.Рефлексия:
- Вам понравился наш урок?
-Какие задания вам показались наиболее интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?