Оценка образовательных результатов на основе модульно-компетентностного подхода


Оценка образовательных результатов на основе
модульно-компетентностного подхода
Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия требований к подготовке выпускников заданным уровневым стандартам знаний.
Определение «оценки» » в модульно-компетентностном подходе несколько отличается от принятого традиционного. В традиционном подходе процедура оценивания ориентирована на определение степени усвоения ЗУН в соответствии с предъявляемыми требованиями. На основании рекомендаций ФИРО в модульно-компетентностном подходе имеет место следующее определение:
ОЦЕНКА - процесс определения степени соответствия реальных достижений обучающегося планируемым результатам обучения.
Оценка проводится для того, чтобы:
- выявить „сильные“ и „слабые“ стороны подготовки обучающегося;
- оценить уровень обучения/подготовки;
- мотивировать обучающегося на дальнейшее обучение;
- выдать сертификат или другой соответствующий документ;
- дать информацию работодателю о степени компетентности специалиста.

При рассмотрении педагогического процесса «оценивания» возникает, по крайней мере, три важных вопроса:
ЧТО оценивается,
КТО должен оценивать,
КАК провести оценку?
Отвечая на первый вопрос, необходимо обсудить виды и инструменты оценки, используемые в модульно-компетентностном подходе к обучению. Ответ на второй и третий вопрос будет получен при описании процедуры оценивания.
Кроме того, нельзя забывать, что в состав профессиональных компетенций также включаются:
- способность переносить знания, умения и навыки на новые ситуации;
- организацию и планирование деятельности;
- умение справиться с нестандартными ситуациями;
- способность эффективно общаться с другими людьми.
 Это – ключевые компетенции, развитие и оценку сформированности которых необходимо включать в учебный процесс, как обязательный компонент компетентностного обучения.
К видам и инструментам оценки в компетентностной системе можно отнести:
практические навыки – процесс деятельности или изготовление продукта;
теоретические знания, необходимые для осуществления практических действий.
Параметры оценивания определяют способ оценки, от которого, в свою очередь, зависит инструмент оценки.

Объект оценки Способ оценки Рекомендуемые инструменты оценки
Продукт Представление продукта Сравнение с эталоном
Практическая деятельность Процесс выполнения Практическое задание
Экспертные оценки
Знания Ответы на вопросы на знание и понимание Тесты усвоения (обученности)
Ниже приводится описание некоторых инструментов оценки.
Практическое упражнение - деятельность, позволяющая продемонстрировать сформированные навыки, в том числе поведенческие навыки. Оценка может базироваться на конечном результате деятельности (продукте), или на способе выполнения (процессе) или на их комбинации.
Задание –   упражнение на решение проблемы с ясными условиями и ограниченным временем. Задания более структурированы, чем проекты. Они отличаются от практических упражнений тем, что в них не всегда обязательно используется строгое следование предписанной процедуре, и они касаются не только навыков ручного труда.
Экспертная оценка - основанные на суждениях специально приглашенных для этого специалистов, качественные и количественные оценки процессов или явлений, неподдающиеся непосредственному измерению.
Описание ситуации - описание реального или вымышленного случая из жизни, который обычно представляется в форме текста, видеоматериала, иллюстрации. Обучаемому дается задание проанализировать данную ситуацию, прийти к выводу, принять и объяснить решение. Изучение ситуаций может осуществляться как индивидуально, так и группой.
Ролевая игра – обучаемым предлагается ситуация, на которую он должен прореагировать, сыграв определенную роль. Такие задания являются более свободными, ориентированными на личность, и могут быть использованы для оценки целого спектра навыков поведения и общения.
Проект –  комплекс действий по созданию продуктов, состоящий из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.
Дневник -  способ оценки прогресса достижений обучаемого в его деятельности. Чтобы дневник можно было более эффективно использовать в качестве инструмента оценки, обучаемому следует дать четкие инструкции о том, как следует записывать необходимую информацию. На рабочем месте обучаемые могут использовать дневник для записи наблюдений за конкретным операциями (процессами) и т.д.
Собеседование – один из наиболее известных способов получения информации непосредственно от обучаемых. Собеседование может быть двусторонним, так как обучаемый тоже может задавать вопросы преподавателю. Собеседование может использоваться как для оценки, так и для оказания помощи в корректировке процесса обучения.
Анкета –   структурное письменное интервью, состоящее из набора вопросов, относящихся к конкретной области деятельности обучаемого. Анкеты особенно подходят для оценки результатов обучения, связанных с отношениями, чувствами, интересами и опытом.
Задание в тестовой форме – единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестными. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание.

Итак, компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях личной, профессиональной и общественной жизни. Особое значение придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых нельзя заранее наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего образования ( в том числе предметного обучения).
Компетентностный подход требует серьёзных изменений в подготовке педагогических кадров, особенно в освоении концепций личностно-деятельностного образования и соответствующих им технологий.