Исследовательская работа на тему: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения»

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках
литературного чтения»







с. Бактыбай
2014-2015 учебный год.
Духовно – нравственное воспитание младших школьных на уроках литератного чтения, Бактыбай, КГУ СШ им. Бактыбая Жолбарысулы с ДМЦ, 2014г.
 
 
Составитель:
Турдиева А.Ф.. – учитель-практикант начальных классов













Обобщение опыта работы учителя начальных классов Шемонаевой Е.А.













Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Елена Александровна работает в школе уже более 25 лет, за это время не один раз менялись учебники, переиздавались программы. Да и дети, пришедшие за парты уже не те, что были 25, даже 15 лет назад. Они более, активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Много нужно еще сделать начальной школе, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. Важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, готовить ребят к вступлению во «взрослую» жизнь с ее нормами и требованиями.
Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Я хочу более подробно остановиться на уроках литературного чтения. В процессе изучения этого учебного предмета формируется читательская позиция, т.е. развиваются способности учащихся воссоздать в воображении картины жизни, нарисованные писателем, мир чувств и переживаний литературных героев, умение прослеживать их судьбы, видеть авторскую позицию и оценку; определять своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному через нравственно-этическое оценивание. Проникая во внутренний мир героев, сопереживая им, младший школьник осмысливает и свои чувства, познаёт образ своего «Я». Задача учителя – так организовать работу над текстом, чтобы ученики испытывали сильное эмоциональное воздействие художественного произведения, сопереживали его героям, волновались, радовались и огорчались, постигая нравственные уроки произведений.
При подготовке к уроку я рассматриваю воспитательные и развивающие возможности текстов. Для этого провожу аналитическую работу: в содержании материала выделяю главное, что затронет чувства учеников, окажет влияние на их поступки.
При прочтении произведения, где центром анализа литературного произведения становится герой, авторская позиция, основная цель – предоставляю учащимся возможности выявить качества главных героев, оценить их поступки, осмыслить проблемы и мотивы поведения, которые движут их поступками, поставить себя на место героя. Сопереживание и оценка являются основой формирования нравственных представлений и убеждений личности. Нравственно-этическое оценивание поступков литературных героев помогает школьнику соотносить свои представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, с общечеловеческими нравственными ценностями, получить представления о нормах поведения и взаимоотношениях людей. Всё это является основой для активного прояснения учеником своей ценностно-смысловой позиции, собственного отношения к событию, явлению, помогает овладеть способами действий в различных жизненных ситуациях.
По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства».
Я работаю по традиционной программе «Школа России», используя в работе учебники Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и М.В. Головановой. В данных учебниках представлен богатый выбор произведений духовно-нравственной тематики: фольклора, прежде всего, пословиц, поговорок, летописей, житий, поучений, «слов», и произведений русской классики: (Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.Н. Майков, Ф.И. Тютчев), наполненных «светлым» мироощущением.
Изучение пословиц и поговорок в начальных классах позволяет решать различные воспитательные задачи. Тематика пословиц необычайно широка, особенно их много в учебнике для второго класса. После изучения рассказов Л.Н. Толстого «Правда всего дороже», «Старый дед и внучек», «Лгун», и т.п. ребятам предлагаю написание творческих работ на темы: «Правда всего дороже», «Кто один раз солжет, тому в другой раз не поверят», «Нет у человека худшего врага, чем жадность», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Также некоторые учащиеся могут выполнять задания, сравнивая пословицы разных народов мира. При этом делается вывод, что все люди стремятся к добру, справедливости, лучшим нравственным качествам. Так, изучая произведения русского фольклора, учащиеся обращаются к вечным проблемам добра и зла, жестокости и сострадания.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки в 3-м классе, посвященные сказкам «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др., становятся уроками духовности и патриотизма. Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни.
Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в литературных сказках. Сказки: учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», учитель развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т.д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется». Это начало помогает детям понять смысл произведения.
При работе со сказкой Д.Мамина - Сибирика «Серая Шейка» не только продолжалось обсуждение темы материнства, ценности жизни ребёнка для матери, но и определялись две жизненные позиции ( в ходе сравнения образов Утки и Селезня). Ученики анализировали качества героев: Утка-любящая мать, заботливая, готовая на самопожертвование ради дочери, умеющая сострадать; Селезень бездушный к страданиям близких, равнодушный, не способный на жертву. Перед учащимися был поставлен проблемный вопрос: «Какая позиция вам наиболее близка?Большинство высказали точку зрения: Надо выручать, помогать близким, друзьям. Я бы жизнь отдал, чтобы спасти близкого человека». Были и такие мнения, что нужно в жизни думать и о себе, и об окружающих.
В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами.
Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как: «Еще мама» Андрей Платонович Платонов – учебник для 3 класса часть 2 (о взаимоотношениях сына и мамы).
Читая стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные – самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу.
Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского учитель развивает такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг – это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям.
Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», учитель обсуждает интересные и важные для детей вопросы.
Что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным? Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Таким образом, эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения.
Например: СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА
Произведения
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Героиня «старуха» нарушила заповедь: «Не пожелай ничего чужого», «Не завидуй».
«На пороге сидит его старуха,
Перед нею разбитое корыто».
«Сказка о царе Салтане»
Нарушены заповеди:
«Не желай зла ближнему»,
«Не завидуй», «Не убий»,
«Не лжесвидетельствуй».
Ткачиха и Повариха - окривели, у Бабарихи на носу вскочил волдырь.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Грех гордыни, нарушение заповедей: «Не желай зла ближнему», «Не завидуй»
В 4 классе учащиеся знакомятся с новым литературным жанром – былинами, житие.
Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Изучая былину «Ильины три поездочки» в 4-м классе дети составляют характеристику Ильи Муромца.
Удивительный мир духовности русского народа открывается школьникам при изучении житий святых Сергия Радонежского, Петра и Февронии Муромских. С огромным интересом ребята старались сами узнать как можно больше о Сергии Радонежском, готовили сообщения о жизни этого святого, чувствовался неподдельный интерес и стремление к познанию. Учащимся, носящим православные имена, предлагается узнать значение имени, житие своего святого покровителя. Дети с удовольствием выполняли такие задания.
Много интересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям. Прочитав рассказ Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» дети пишут о своей бабушке сочинения, проникнутые любовью, добротой, уважением.
В работе по формированию нравственных ценностей у младших школьников помогают Поэтические тетради. В 4 классе включены такие авторы как Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Е.А.Баратынский, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, Н.А.Некрасов И.А.Бунин, С.Д.Дрожжин, А.В.Жигулин, Б.А.Слуцкий.
Ученики высказали следующие мысли по приозведениям этих авторов: Когда я слушал, я залюбовался природой, которую изобразил автор», «Красота Родины во всём: в любой травинке, в любом цветочке», «Произведения написаны давно, но они позволяют нам ощущать запах весны, шум дождя, пение птиц».
Неотъемлемая часть литературного чтения это, конечно же - внеклассное чтение. Во внеклассное чтение можно вводить дополнительные литературные произведения, содержащие проблемные нравственные ситуации. Это способствует развитию когнитивной и личностно-смысловой сфер школьников; помогает самопониманию, самосознанию личности, становлению отдельных ценностей. Тексты подбираются таким образом, чтобы учеников привлекали жизненные ситуации и персонажи произведений (ровесники, с которыми хочется общаться, дружить или, наоборот, объяснять их неправоту): К.Драгунская «Крайний случай» (с целью формирования ценностей «Жизнь», «Животные»), Д. Мамин-Сибиряк «Вертел» (ценность «Жизнь»), А.Кольцов «Песня пахарч» (ценность «Труд»), Л.Андреев «Кусака» (с целью формирования гуманного отношения к животным) и другие.
В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств и этому во многом способствуют уроки чтения, чтение произведений и работа с ними.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях, поэтому часто на уроках использую групповую работу, работу в парах, инсценирование сказок. Стараюсь разрушить у учащихся стену равнодушия, обратиться к их чувствам, побудить пережить чужую боль. Важно создать в классе атмосферу доверия, доброжелательности, справедливости и сотрудничества. Стараюсь стать детям другом и помощником, ученики должны чувствовать себя в безопасности. При возникновении конфликтов главное – выясняю причины, помогаю ученикам осознать мотивы своих поступков, увидеть ход развития конфликта (на каком этапе можно было избежать его), помогаю понять, что чувствует каждый участник конфликта, учу осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для себя и других. Важно предоставлять ученикам свободу нравственного выбора, основанного на внутренней мотивации, а не на угрозе наказания, учить обдумывать свой выбор.
Образовательный процесс, который специально направлен на ценностно-смысловую ориентацию, наиболее способствует эффективности формирования нравственных ценностей младших школьников. При этом важно специально выбирать формы и методы организации деятельности учащихся, воздействующие на эмоционально-чувственную сферу школьника, ставящие его в ситуации ценностного выбора и нахождения многообразных способов действий для их разрешения, в ситуации нравственно-этического оценивания, активного самоопределения в мире ценностей. Этому способствует работа в группах, парах, проведение коллективных, творческих работ, подготовка стенгазет, поиск материала на заданную тему, например: «Мои права и обязанности», «Человек и природа» и т.п.
В школе ученик сталкивается с системой моральных требований, предъявляемых в процессе учёбы. В ходе учебной деятельности усваиваются нравственные качества человека, так как эта деятельность требует напряжения ума, воли, чувств (долга, стыда, совести, радости), проявления нравственных качеств (трудолюбия, усидчивости, настойчивости, ответственности, готовности сотрудничать и сопереживать).
В современном обществе идёт поиск путей развития системы образования. На мой взгляд, необходимо отдать предпочтение гуманистическому направлению. Основной целью такого образования является нравственное развитие личности обучающегося. Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям. Обучение – это не только условие, но и средство формирования нравственных качеств ученика, психического и личностного развития человека в целом.
В заключение хочется привести слова Василия Александровича Сухомлинского, который говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». В.А. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Урок литературного чтения
ЕВГЕНИЙ СЕРАФИМОВИЧ ВЕЛТИСТОВ. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНИКА» «ЧЕМОДАН С ЧЕТЫРЬМЯ РУЧКАМИ».
Цели: познакомить учащихся с писателем Е. С. Велтистовым; познакомить с новым литературным жанром – фантастика; расширять кругозор учащихся;.
Ход урока
1. Актуализация знаний и ввод в тему. Чтение стихотворения( у детей на партах текст).
В чудной стране,
В одной чудной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране
Ты почему не веришь мне?
И.Токмакова
-О какой стране вы прочитали?
-Докажите словами из стихотворения.
-Какими перед нами предстают вещи?
-Какой приём использовал автор? (олицетворение)
-И это ей помогло нас отправить в какую страну?
1 слайд
- Кто любит читать фантастику?
-Откройте учебник на стр.143 Прочитайте название раздела.
- Как вы понимаете слово «фантазия»?
-А как вы думаете встречались ли мы с такими произведениями ? (сказки)
-Кто их придумывал?
Есть произведения, которые относятся к фантастике. И мы будем путешествовать по стране «Фантазии».
-А вы знаете откуда произошло слово фантастика?
Оно появилось ещё в Др.Греции от имени Бога – Фантазом. Именно благодаря фантазии человек способен творить.
б) Слайд №2
в) Слайд №3, № 4
II. Изучение нового материала.
Звучит фонограмма одной из песен из художественного фильма «Приключения Электроника».
– Вы, конечно, узнали песню?
– Откуда она?
– А известно ли вам, по произведению какого писателя создан фильм Приключения Электроника»?
- Переверните страницу.
- С каким произведением будем знакомиться? Кто автор? Слайд № 5
-Рассмотрите портрет.
– Автор фантастического романа об Электронике – Евгений Серафимович Велтистов.
Велтистов Евгений Серафимович родился в 1934 году, в г. Москве. Окончил факультет журналистики Московского Государственного университета. Начал работать в газете “Пионерская правда”. Работая в редакции газет и журналов, познакомился с величайшими учеными страны в области кибернетики. Физики, космической техники. (Гордеев читает, что такое кибернетика).Он начинал свою деятельность в 50-60-е годы прошлого столетия, когда не было большого количества вычислительной техники, разных роботов. Это только всё развивалось. Ему хотелось, чтобы человек с детства почувствовал себя причастным эпохе научно-технической революции. В 1962 году выпускается повесть Велтистова для младших школьников “Тяпа, Борька и ракета” о собаках-космонавтах. В 1967 году публикуется повесть “Железный рыцарь на Луне”. Железный рыцарь – это аппарат “Луна-9”, достигший Луны. Федерация космонавтики СССР наградила автора медалью имени летчика-космонавта Юрия Гагарина за большой вклад в пропаганду достижений в изучении и освоении космического пространства.
Он создает сказочные повести “Гумм – Гам” (1970), “Классные и внеклассные приключения первоклассников” (1985), “Миллион и один день каникул” (1979). Слайд № 6
Наибольший успех в 60-70-е годы выпал на долю фантастической трилогии Велтистова о мальчике-роботе Электронике “Приключение Электроника”: “Электроник – мальчик из чемодана” (1964 г.), “Рэсси – неуловимый друг” (1971 г.), “Победитель невозможного” (1975 г).
Писатель создал сценарий телефильма “Приключения Электроника” Фильм имел успех, и в 1992 г. Велтистову как автору сценария была присуждена Государственная премия.
По просьбе читателей Велтистов написал четвертую повесть о мальчике-роботе “Новые приключения Электроника”, опубликованную “Пионерской правдой”. Отдельное издание вышло в 1989г, уже после смерти писателя. Эта книга адресована более юному читателю.
Физкультминутка
III. Работа над произведением.
1.Словарная работа
- Как вы понимаете значения слов:
КИБЕРНЕТИК - специалист по кибернетике.
КИБЕРНЕТИКА - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
КОНТРАБАС - самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра.
1. Чтение произведения по смысловым частям .стр.144 – 149
1отрывок
- Что вы узнали о профессоре Громове? Зачитайте.
- Чем он занимается?
Куда он приехал?
2 отрывок
- Прочитайте о том, как директор гостиницы занялся вещами профессора.
Как автор показал нам чемодан профессора?
3 отрывок
- Прочитайте, что увидел профессор, когда открыл чемодан.
- Почему он долго смотрел на спящего?
-Как профессор кормил Электроника?
- Как себя повёл мальчик?
- Как вы считаете, побег Электроника - это протест или каприз?
- Могло ли с Электроником произойти несчастье, когда он прыгнул со второго этажа?
- Согласны ли вы с тем, что Е.С. Велтистов рассказал о необычном событии?
Объясните.
Найдите описание города. Зачитайте.
-Какой город вы увидели?
- Сравните наш город и описанный город Велтистовым. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?
-Можно ли встретить описанные дома в сегодняшних наших городах?
Посмотрите какую картину нарисовал художник под впечатлением книги Велтистова. Всё, что человек фантазировал, он всё воплощает в жизнь.
Слайд №7
- Как бы вы охарактеризовали профессора Громова? Был ли он жестоким человеком?
- Почему Электроник сбежал от профессора?
- В чем Электроник похож на обычного мальчика?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали на уроке?
– Чем запомнился сегодняшний урок?
Слайд № 8
Домашнее задание: подготовить краткий пересказ произведения и рисунки к нему.

Использованная литература
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. / Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009 г.
Концепция включения в новое поколение стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» // http://www.interfax-region.ru (2007 г.)
Моторин А. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания. //http://www.pravoslavie.ru/gurnal/
Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. 1894.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж 1995г.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников; В 2 ч. Под ред. А.Я. Данилюка. М., 2011г.








13 PAGE 14215

13 PAGE 14315


13 PAGE 141615

13 PAGE 141715




15