Тезис Нравственное воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы

Нравственное воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы 
Зайдуллина г.К.
В связи с заметным ухудшением социокультурной ситуации и нравственного состояния подрастающего поколения, негативный информационный поток с экранов телевидения, видеоигры, пропагандирующие насилие, агрессию – все это негативно сказывается на формировании внутреннего мира ребенка, основу которого представляет нравственность. В связи с этим мной была выбрана тема работы с детьми - «Нравственное воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы».
Мы убеждены, что  художественная литература играет важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у дошкольников. Она естественно погружает юного читателя в круг близких ему интересов и впечатлений. Поэтому, мы считаем, что очень важно по-иному взглянуть на вопросы нравственного воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте, используя средства художественной литературы.
В формировании нравственной культуры личности большую роль играет чтение художественной литературы. Многими исследователями обоснована необходимость использования произведений художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников: Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.Т. Белинский, А.С. Пушкин, А.М. Горький, Я.А. Коменский, И.П. Песталоцци, Д. Локк, И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.И. Божович и др.
Работая воспитателем, я убедилась в том, что значение художественной литературы в формировании личности ребёнка достаточно велико. Мною были изучены статьи из различных журналов, книг и материалы необходимые мне в работе по приобщению детей к художественной литературе, которыми я делюсь с коллегами на педагогических советах. Накопленный мною опыт, дидактический материал очень помогает мне при проведении занятий по ознакомлению детей с художественной литературой.
Ежедневно данный материал я использую вне занятий, во время прогулки, побудки, различных игр, наблюдений. Для решения проблемных (конфликтных) ситуаций, возникающих в жизни детей, использую режиссерские игры, приобщаю детей к анализу ситуаций и выхода из них, таким образом, формируя и закрепляя понятия о нравственных поступках детей.
В наше время у литературных произведений сейчас много появилось заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они более яркие, увлекательные, их воздействие активно на детей. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при рассматривании и чтении хорошей книги.
Мы считаем, что электронные зрительные образцы не должны заменять детские книги, ведь детская литература – это искусство слова, национальное богатство. Мы убеждены, что мы совместно с родителями должны бережно и внимательно работать с детьми в плане приобщения их к книге, к художественной литературе, они сами захотят научиться читать, что доставит им больше удовольствия.
Таким образом, художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания, раскрывает мир ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, также совершенствует словарный запас, обогащает и духовно развивает личность ребенка.
На наш взгляд, надо помнить, что литература – это искусство слова. Поэтому я считаю, что нужно сделать книгу средством познания себя и окружающих, максимально приблизить её к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.



Список использованной литературы:
Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2006.
Гриценко З. Положи твоё сердце у чтения. //Дошкольное воспитание. №4, №5, 2000.
Гурович Л., Пирадова В. Открыть перед ребёнком мир словесного искусства. //Дошкольное воспитание. №8, 2004.
Дунаева Н. Художественно – эстетическое развитие. // Дошкольное воспитание. №6, 2007.
Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2006.



15