Конспект урока по неорганической химии в 8 классе по теме: Экология и химия — проблема человечества

МКОУ «Старобелицкая СОШ»
Конышевского района Курской области




Открытый урок по химии в 8 классе
« Экология и химия - проблема человечества».





Провела учитель химии:
Будникова О.А.











2017 год
Цель: Обобщить и систематизировать знания по темам «Простые вещества», « Соединения химических элементов».
Научить отличать простые вещества от сложных, уметь правильно называть сложные вещества, согласно их состава, научить определять области их применения.
Проводить расчеты по формулам, провести эксперимент доказывающий принадлежность вещества к данному классу, соблюдая правила техники безопасности, привить аккуратность при выполнении эксперимента и научить составлять план действий для его решения.
Тип урока: урок обобщение и систематизация знаний.
Задачи:
1. Образовательная –
продолжать формировать умение определять принадлежность веществ к классу оксидов, оснований, кислот, солей, составлять формулы веществ и правильно называть их.
2. Развивающая –
формировать умение анализировать, обобщать, наблюдать;
прививать навыки самостоятельной работы с заданиями разного вида.
3. Воспитательная –
развивать познавательный интерес к предмету, с помощью различных заданий, воспитывать аккуратность и порядок при проведении эксперимента .
Планируемые результаты обучения:
Уметь определять оксиды, основания, кислоты, соли и называть их.
Составлять формулы заданных соединений.
Распознать кислоту, щелочь и воду с помощью индикатора лакмуса из выданных веществ.
Оборудование и реактивы:
Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»
Пробирки 1,2,3 с растворами кислоты, щелочи, воды
Индикатор лакмус

Оборудование: ИКТ, презентация, карточки, лабораторное оборудование : пробирки с кислотой, со щелочью, с водой, индикатор лакмус.




Ход урока
I.Организационный момент: Здравствуйте, ребята!
Есть сегодня отсутствующие в вашем классе ?
II.Актуализация полученных знаний:
Ребята, скажите, а какие две интересные темы мы изучили? (« Простые вещества» и «Соединения химических элементов»).
Как вы думаете, какая современная тема, звучащая с экрана телевизора, радио , в печатных изданиях очень злободневная и актуальная на планете Земля?
- Терроризм.
- Нехватка питьевой воды.
- Загрязнение бытовыми отходами заброшенных земель.
- Очень много разнообразного транспорта, который загрязняет атмосферу воздуха.
- Крушение морских судов которые переправляют углеводороды ( нефть, бензин ,соляровые масла в моря и океаны),образуются жирные пятна, в результате чего гибнут живые организмы –нет кислорода- нет жизни растениям и животному миру.
- Загрязнение ядохимикатами и удобрениями наших черноземных почв.
- Выбросы на АЭС, разрушение озонового экрана Земли.
Некоторые аргументы глобальной, современной проблемы номер 1 это конечно экологическая рана Земли, а если будет так дальше продолжаться, исчезнет все живое.
Очень химия полезна, Это знаем мы железно, Всем нам химия поможет, Даже волосы уложит. Все помоет, постирает, Тщательно поубирает, Нарисует и напишет, И преступника разыщет.
Ребята, скажите , а что изучает химия?
Химия- это наука о веществах их свойствах применения и превращениях в различных областях народного хозяйства.
На какие две группы делятся простые вещества?( на металлы и неметаллы)
Сейчас мы проверим как вы усвоили эту тему
1.Распределите данные простые вещества на две колонки: металлы и неметаллы: Железо у меня в крови Кальций у меня внутри Магний ем я на обед Из цинка получаю свет Фосфор нужен голове Калий бродит по еде Углеродом я пишу Кислородом я дышу Натрий солим мы в еду Золото исполняет мечту И без химии вообще Мы не можем жить нигде!
(Металлы: железо, кальций, магний, цинк, калий, натрий, золото;
Неметаллы: фосфор, углерод, кислород).
Кроме простых веществ у нас имеются какие вещества?( сложные) правильно: назовите соединения, которые состоят из разных химических элементов (бинарные -двухэлементные- оксиды, гидриды, летуче-водородные соединения; основания; кислоты; соли).Теперь попробуйте свои силы в определении формул оксидов их нахождении в тексте ,а также формул кислот.
2.Диктант «Расшифруй мое имя»
Все мы химию учили
Точно знаем и давно,
Если дождик льет из тучи
Это значит Н2О
Но из труб больших заводов
Вылетает сизый дым,
И летит по небосводу
SO2 и SO3
Вредный смог автомобильный
И котельная труба
Добавляют к туче синей
Ядовитый NO2.
Поднимаясь выше, выше,
Прямо к туче дождевой,
Злополучные оксиды,
Реагируют с водой.
И летит из тучки дождик,
Только дождик не простой,
Обливает нас азотной,
Или серной кислотой.
А растения болеют
И теряют аромат,
И животные болеют
Кто же в этом виноват?
( в одну колонку пишем оксиды, в другую - кислоты необходимо записать формулы и определить степень окисления ).
3.Тест по теме «Чистые вещества и смеси» (приложение 1) .
4. Решение задачи по этапам: (2 человека).
Какое количество вещества составляет 5, 4 г. воды?
5. Эксперимент:
Чтобы нам с вами выполнить лабораторную работу- эксперимент вспомним с вами основные правила обращения с хим. Реактивами и лабораторным оборудованием:
-Очень осторожно обращаемся с различными веществами и лабораторным оборудованием, не толкаемся, не отвлекаимся убираем лишние предметы со стола если они есть ,ведем себя спокойно, не суетимся , будем аккуратными, внимательными. Каждый из вас определит в какой пробирки находятся заветные вещества: кислота, щелочь и вода с помощью волшебной жидкости –определителя ( индикатора- лакмуса).
Каждому обучающемуся выдается 3 пробирки с заданными веществами, (кислота , щелочь, вода) с помощью индикатора лакмуса определить, где кислота, а где щелочь? (в кислоте – красный; в щелочи – синий; в воде – фиолетовый цвет).
2017 год объявлен нашим президентом Владимиром Владимировичем Путиным годом ЭКОЛОГИИ.
6Творческое задание: (прочитать стихотворения на экологическую тему)
А) «Мы ходили на рыбалку» А .Ерошин ( приложение 2).
Б) «Мусорная фантазия» » А. Усачев (приложение 2).
III. Итог урока:
А какие мы сделаем выводы на актуальную тему в заключении нашего урока:
Не будем загрязнять наши водоемы,
мусор будем убирать за собой,
не будем оставлять без присмотра электрические приборы и легковоспламеняющиеся жидкости,
не бросаем в огонь пластмассовые бутылки,
аэрозольные болоны никогда не бросаем в огонь,
берегите природу,не губите, не засоряйте , ребята, она у нас одна .


7. Итог урока:
Что интересного вам запомнилось на этом уроке?
Понравился ли вам урок?
Химия и экология идут рядом в современном мире?
Экология – это проблема номер один на планете Земля?
Домашнее задание: повторить п.14-25 подготовиться к контрольной работе.
































Приложение 1

Вариант 1.
1. Смесью веществ в отличие от их индивидуального вещества является :
А. Водопроводная вода;
Б. Углекислый газ;
В. Медь.

2. Чистое вещество в отличие от смеси - это:
А. Морская вода;
Б. Молоко;
В. Кислород.

3. Смесью веществ не является:
А. Дистиллированная вода;
Б. Воздух;
В.Почва.



Вариант 2.
1. Смесью веществ, в отличие от индивидуального вещества, является:
А. Алюминий;
Б. Азот;
В. Воздух.

2. Что является чистым веществом в отличие от смеси?
А. чугун;
Б.поваренная соль ;
В. Воздух;
Г. Морская вода.

3. Что является твердой смесью?
А. Раствор глюкозы;
Б. Сталь;
В. Раствор спирта;
Г. Воздух.





Приложение 2.
«Мы ходили на рыбалку» ,  Рыбок удили в пруду.  Витя выловил мочалку, А Егор –  сковороду. Коля –  корку мандаринки,  Саша –  старые ботинки,  А Сабина и Алина –   От машины колесо.  Мне попались две подмётки,  Боре –  банка от селёдки,  А Серёжка на крючок  Пакли выудил клочок.  Целый день в пруду упрямо Рыбу мы удили зря. Много выудили хлама, И ни разу –  пескаря. Должен знать и помнить каждый:  Если мусор сыпать в пруд,  То в таком пруду однажды  Рыбы попросту помрут.  (А. Ерошин)


«Мусорная фантазия». 
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки – Быстро наши города превратятся в свалки. Если мусорить сейчас, то довольно скоро Могут вырасти у нас Мусорные горы. Но когда летать начнут в школу на ракете – Пострашней произойдут беды на планете Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты... Вот тогда не полетят в Новый год снежинки, А посыплются как град старые ботинки. А когда пойдут дожди из пустых бутылок – На прогулку не ходи: береги затылок! Что же вырастет в саду или в огороде, Как пойдёт круговорот мусора в природе?.. И хотя мы в школьный класс не летим в ракете, Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
(А. Усачёв)