Выступление на городском методическом объединении Организация самостоятельно-познавательной работы


В настоящее время перед современной школой стоит задача развития познавательных сил, творческих способностей учащихся, формирование у них самостоятельности, как свойства личности, которое характеризуется стремлением и умениями без посторонней помощи овладевать знаниями и умениями, а также способами их применения  в своей самостоятельной познавательной деятельности.
Решение этой задачи предполагает желание, способность и умение проявлять инициативу, нестандартность мышления, творчество, готовность самостоятельно принимать решения, находить нужную информацию, адаптироваться в постоянно меняющихся условиях.
Организация самостоятельно-познавательной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая из них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, вторая – в том, чтобы научить учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих понятий и умений. И, пожалуй, главной функцией самостоятельно-познавательной работы является формирование высококультурной личности.
Идея формирования самостоятельной деятельности ребенка была заложена еще в глубокой древности и анализировалась Аристотелем, Сократом, Платоном и другими философами.
Ж.Ж. Русо утверждал, что «на интерес ребёнка к деятельности, к учению должен, прежде всего, опираться педагог, стимулируя самостоятельность учеников».
А. Дистервег считал, что детская самостоятельность в процессе обучения является одним из важнейших средств развития умственных способностей: «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».
В.П. Вахтеров указывал на то, чтобы дети сами принимали участие во всех опытах, а не только смотрели, как производит их учитель.
Что же такое самостоятельность? Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность, способность ставить перед собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле ее достижения; способность совершать определенной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученным результат с исходным намерением.
Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет способность обучаемого к анализу и самоанализу действий и отношений в совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с возможностями товарища. Наличие всех этих показателей позволяет быстро самоутвердиться в общей деятельности, найти свое место и разумно применить свои способности. Совместная деятельность со сверстниками и соответствующее руководство этим процессом со стороны взрослого являются важными условиями развития самостоятельности.
Раскрывая дидактические аспекты рассматриваемой проблемы, стоит помнить, что важно не передавать детям знания, а вооружать их способами приобретения знаний, ведь то, что достается самостоятельно, с трудом, всегда самоценно. В связи с этим на плечи учителя, ложится следующая проблема – создание условий в классе, способствующих становлению этого качества личности, и уже в классе можно добиться гармоничного сочетания высокой успеваемости, мотивации и усердия.
Доказано, что без знаний и умений нет самостоятельности в обучении. Вот почему важна полноценная учебная деятельность, в которой формируется система знаний и комплекс разнообразных умений.
Выделю лишь те основные группы умений, которыми учащиеся должны систематически овладевать в течение всего периода обучения:
Общеучебные умения (находить ответ на вопрос, составлять план прочитанного, контролировать выполняемые действия).
Общелогические умения (выделять главное, проводить сравнение, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы).
Предметные (специальные) умения, отражающие специфику отдельных учебных дисциплин (выполнять упражнения, писать сочинения, решать задачи и др.).
Коммуникативные умения (вести диалог с учителем, с товарищами, принимать участие в совместной деятельности, и др.).
Сотрудничество ученика с педагогом и товарищами – необходимое условие овладения умениями – важнейшим компонентом самостоятельности. Наличие знаний и умений определяет готовность учащихся к самостоятельному действию, как, впрочем, и эмоциональное состояние при выполнении заданий. Однако возникает вопрос: всегда ли ученик, хорошо владеющий знаниями и умениями, стремится проявить самостоятельность в своих действиях. Однозначного ответа на него нет. Выполняя самостоятельно-исследовательскую работу, хорошо подготовленный ученик стремится реализовать свои возможности.
Таким образом, самостоятельность характеризуется и определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания.
Самостоятельность требует эмоционального и умственного напряжения, вызывает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания.
Включение младших школьников в самостоятельную познавательную деятельность происходит через проблемные ситуации, игровую деятельность, систему дифференцированных заданий, проектную и исследовательскую деятельность, совместные формы организации обучения. На уроках я создаю ситуации, побуждающие обучающихся к самостоятельным решениям и действиям: к свободному выбору заданий, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности по созданию собственных заданий, авторских текстов, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.
Обучающийся может работать самостоятельно только тогда, когда у него получается, и когда ему интересно. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи.
Большинство детей не могут на начальном этапе обучения обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Развитие самостоятельности по этой линии носит характер постепенного накопления детской умелости и постепенного уменьшения дозы помощи со стороны учителя и родителей, в которой нуждается ребенок.
Роль взрослого в формировании индивидуального опыта и развитии самостоятельности обучающегося заключается не только в том, чтобы поделиться своими знаниями, умениями, опытом, но и в том, чтобы обратить его внимание на результаты своих действий, помочь проанализировать ошибки и выявить причину неудач; создать условия для успеха в его деятельности. Под воздействием взрослого накопление индивидуального опыта приобретает более организованный, систематический характер.
Я считаю, что самостоятельную познавательную деятельность нужно «взращивать». Так, например, в 2-ом классе чаще всего при написании сообщения основную работу выполняет родитель (поиск информации, выбор главного, оформление), а ребенок наблюдает, учится. Он списывает то, что выделит ему родитель или учитель, а затем представляет сообщение в классе. И с каждым новым сообщением доля самостоятельности ученика возрастает. В 4-ом классе этот ученик сообщение и готовит самостоятельно.
А чтобы дети свободно могли сотрудничать, проявляли инициативу, активность, развивали коммуникативные способности, я использую групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность.
Считаю, что главной целью проектов является создание условий для самовыражения, самореализации обучающихся и для развития самостоятельной деятельности. Цель эта может быть достигнута:
- через проживание ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации
- через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания, поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.
Для формирования самостоятельной познавательной деятельности обучающихся очень важна мотивация. Мотивация обеспечивается четким представлением обучающегося о нужности и значимости выполняемой им работы, познавательным интересом, пониманием сути задания, проблемы.. Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) – результат.
Самостоятельная деятельность находит свое отражение в самостоятельной работе. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения самостоятельной работы в качестве средства развития самостоятельности.
Самостоятельная работа – это совокупность приемов организации познавательной деятельности, протекающей по заданию, в определенное время без непосредственного руководства и обеспечивающей повышение самостоятельности.
Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных работ.
Познавательная самостоятельность является одним из важнейших компонентов самостоятельной работы. Понятия «самостоятельная работа» и «познавательная самостоятельность» в учебном процессе перекрещиваются, но не совпадают. Учащиеся могут участвовать в разнообразных видах самостоятельной работы, но самостоятельности не проявлять. Раскрытие творческих способностей учащихся, повышение уровня их познавательной самостоятельности во многом зависит от общей направленности, характера и качества самостоятельной работы.
Большое значение придавал самостоятельной работе К.Д. Ушинский.
Он считал, что учитель должен не только давать учащимся знания, но и направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
В дидактических исследованиях изучаются условия познавательной самостоятельности, разрабатываются вопросы, связанные с анализом определенных возможностей, обеспечивающих развитие приемов познавательной самостоятельности. Психологи и дидакты отмечают характерные признаки и уровни познавательной самостоятельности. Однако, условия успешного формирования познавательной самостоятельности школьников до сих пор еще не достаточно исследованы в практике учителей начальных классов.
Как отмечают ученые, учебный процесс протекает эффективнее, если учащиеся выполняют задания учителя при систематическом, планомерном уменьшении его непосредственной помощи. Поскольку эта работа происходит постепенно, то развитие познавательной самостоятельности формируется поуровнево и поэтапно.
Первый уровень – отражательно-репродуктивный, для которого характерно более или менее точное воспроизведение учащимися знаний  и приемов в том объеме и содержании, в котором они были получены  в процессе обучения.
Второй уровень – продуктивный, он предполагает некоторую умственную переработку знаний об известных объектах, самостоятельный выбор методов  и приемов их изучения, а также синтез знаний, полученных из других источников или в результате собственной мыслительной деятельности.
Третий уровень – творческий. Он характеризуется более глубокой умственной переработкой приобретаемых знаний, применением сформированных умений в работе с новыми объектами, умением рассматривать их с различных точек зрения, а также умением вносить в свою учебную деятельность исследовательские элементы..Кроме того, нужно соблюдать требования к главным признакам самостоятельной работы:
Наличие цели работы.
Наличие при выполнении мыслительных и моторных действий.
Направленность на развитие познавательной самостоятельности.
Вариативность заданий с учетом индивидуальных способностей школьников, их подготовленности.
Наличие умственного напряжения (каждая работа должна учитывать уровень актуального развития и обеспечивать развитие уже сформированных приемов и умений)
Итак,развитие самостоятельности на первой ступени обучения является важнейшим условием становления личности ребенка, его восприятия, мышления, воображения. Самостоятельность младшего школьника – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем