Региональная география как один из ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования Матхеева Е.Г.


Матхеева Елена Геннадьевна, учитель географии,
МАОУ «СОШ №47 г. Улан-Удэ»
Региональная география как один из ресурсов реализации основной образовательной программы основного общего образования
В примерной основной образовательной программе основного общего образования одной из задач географического образования школьников является формирование навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
При этом география синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщено экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе изучение проблем региональной географии.
В соответствии с этими требованиями в рабочие программы учебного предмета «География» включается национально-региональный компонент.
Д.С. Лихачев называл краеведение «самым массовым видом науки».
Другой ученый-историк и краевед С.О. Шмидт, сын ученого и путешественника О.Ю. Шмидта, считал, что краеведение является «одновременно формой общественной деятельности, методом познания мира, средством творческого общения людей разных поколений, уровня образования, наконец, путем воспитания». Как учитель-предметник, как классный руководитель хотела бы отметить особую значимость краеведения в воспитании гражданина и патриота России.
Все названные свойства краеведческой направленности могут и должны быть реализованы в урочной и внеурочной деятельности не только в курсе школьной географии, но и в любом учебном предмете.
Можно выделить мировоззренческий и собственно учебный уровень задач краеведения. К задачам первого уровня отнесем транслирование из поколения в поколение и закрепление в каждом последующем поколении исторически сложившиеся духовные, мировоззренческие и культурные ценности нашего региона, обогащение гуманистических традиций. Задачи второго уровня более конкретны и вытекают из задач первого уровня: изучение физической, социальной и экономической географии Бурятии, а также вопросов экологии и этнографии.
Решению данных задач способствует организованная учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. На каждом этапе изучения региональной географии могут быть предусмотрены проектные задач для обучающихся разного возраста. На начальном этапе это может быть составление плана указанной местности: школьного двора, близлежащих достопримечательностей, социально значимых объектов и т. п. Так учащимися 5 классов был составлен простейший план школьного двора, 6 классов - парка «Юбилейный» в Октябрьском районе. Учащиеся 7-9 классов в рамках реализации проекта оздоровительного палаточного лагеря «Начни с себя» разрабатывали сложный план местности Мантуриха Кабанского района, на его основе маршрут экологической тропы, затем организовали экологический десант с привлечением местного населения.
Интерес у ребят вызвало знакомство с особенностями Мухоршибирского района. Здесь сошлись вопросы региональной географии и литературного краеведения, так как наша школа носит имя писателя Исая Калистратовича Калашникова.
Невозможно представить преподавание географии без изучения акватории озера Байкал, тем более эта тема отдельно включена в программу курса «География России» в раздел «Восточная Сибирь». Здесь востребованы все направления учебной деятельности учащихся, различные формы и технологии их реализации, которые могут быть выражены в уроках-путешествиях, экскурсиях очных и виртуальных, викторинах, конкурсах, мини-проектах, длительных итоговых проектах. Так образовательным продуктом решения межпредметной, метапредметной задачи «Путешествие из Москвы на Байкал» стал интереснейший буклет с презентацией различных видов туризма на русском и английском языках.
Особое внимание хотелось бы остановить на проекте «Электронный паспорт исторической части г. Улан- Удэ». В его разработке и реализации принимали участие учащиеся 8 классов. Были организованы образовательные экспедиции по историческим местам столицы нашей республики, экскурсии в музеи, встреча с писателем Г. Языковым, работа в городской библиотеке им. И. Калашникова, республиканской библиотеке им. М. Горького, консультации учителей других учебных дисциплин.
В ходе составления паспорта ребята восполнили не только географические знания (географическое, экономико-географическое положение, социальный и национальный состав населения, экономика г. Верхнеудинска). Кроме того, они познакомились с топонимикой названий города и окрестностей, историей развития, с именами людей, внесших значительный вклад в его развитие, символикой города разных лет, архитектурой, театральной жизнью 18-19 веков прошлого столетия.
Подобные решения краеведчесских задач направлены на формирование не только предметных результатов, но метапредметных и личностных. В первую очередь, на воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, которые не могут быть сформированы без осознания своей этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
Список литературы
Примерная сновная образовательная программа основного общего образования: Од. решением УМО по общему образованию (протокол от 08.04. 2015 г. №1/15) - С. 71.
Основная образовательная программа МАОУ «СОШ №47 г. Улан-Удэ»: Утв. решением педагогического совета (протокол от 2.09.2014) - С.256-257.
Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова, М: 2011.