Статья для публикации Особенности организации самостоятельной работы учащихся на уроке в условиях малокомплектной сельской школы


ОРГАНИЗАЦИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ
МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Значение сельской школы в современном обществе определяется
не только тем, что она стала основным фактором сохранения села.
Главное состоит в том, что, обучая подрастающее поколение,
школа влияет на повышение культурного уровня населения,
остается хранительницей народной культуры, народного промысла.
Наблюдаемые в последние десятилетия демографические и миграционные процессы на селе постепенно привели к сокращению контингента сельских школьников. Для современной школы на селе стали нормой сверхмалые классы, в которых учитель обучает от 1 до 5 учеников. Малочисленность классов – одна из главных особенностей малокомплектной школы - существенно влияет на учебный процесс, на организацию деятельности учителя и учащихся, на содержание обучения.
В классе малой и сверхмалой наполняемости учитель впервые получил возможность не только реально изучить каждого ученика, но и индивидуально работать с ним. В таких классах учителю легче отслеживать формирование учебных навыков и умений, осуществлять ежедневный контроль за продвижениями каждого ученика. Обучение в современных малокомплектных школах максимально приближено к индивидуальному. Однако, особые условия комплекта, одновременность занятий нескольких классов осложняют проведение индивидуальной работы учителя с учеником в течение всего урока. Учащиеся вынуждены работать самостоятельно. Собственно урок, учебная деятельность складываются для ребенка из чередования индивидуальной работы с учителем и самостоятельной работы без непосредственного участия учителя.
Особые условия малокомплектной школы – обучение учащихся двух-трех классов одновременно в одном помещении под руководством одного учителя – определяют главное отличие урока: самостоятельная работа является обязательным элементом каждого урока. В то время как ученики одного класса выполняют самостоятельно учебные задания, учитель объясняет новый материал, опрашивает, разъясняет очередное задание, занимается с учащимися другого класса.
Из всего вышесказанного следует, что основной особенностью преподавания в малокомплектной школе является организация самостоятельной работы учащихся. Самостоятельная работа – главный фактор, от которого зависит успех всего учебно-воспитательного процесса в малокомплектной сельской школе.
Развитие самостоятельности является важнейшим условием становления личности ребенка, его восприятия, мышления, воображения.
Самостоятельная работа рассматривается как ведущая и активизирующая форма обучения:
каждый ученик овладевает знаниями, умениями, навыками путем самостоятельного познавательного труда;
процесс познания подчиняется строгим законам определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение этой последовательности приводит к поверхностным знаниям, которые практически не могут реализоваться.
самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда. В процессе такого руда наиболее полно выявляются индивидуальные особенности учащихся.
дети в процессе учебной деятельности обучаются самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции.
Развитие самостоятельности школьника в учебной деятельности сопровождается изменением роли учителя в организации и сопровождении самостоятельного труда ученика. Эта роль приобретает другие качественные характеристики, требующие от педагога дополнительных умений.
Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.
Любая организованная учителем самостоятельная работа учащегося должна отвечать следующим дидактическим требованиям:
иметь целенаправленный характер;
быть действительно самостоятельной работой и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно.
При этом на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы. Для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым «рецептам» и шаблону. Задания должны вызывать интерес у учащихся. Самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. Однако нельзя исключать из внимания то, что при выполнении самостоятельных работ любого вида руководящая роль все-таки должна принадлежать учителю.
Обязательное выполнение самостоятельной работы каждый день, на каждом уроке определяет необходимость разработки заданий для самостоятельного выполнения учащимися. Самостоятельная работа обладает большим потенциалом для различных умений школьников.
Основными из них являются:
умение работать с книгой (учебником, математическим текстом, справочниками, таблицами и т.д.), работа по плану, алгоритму, предписанию. Навыки работы учащихся по плану способствуют формированию умений работать по образцу, так как они не формируются сами собой, а требуют специальных приемов работы учителя;
классификация, систематизация учебного материала, успех самостоятельной работы нередко зависит от умения систематизировать учебный материал;
формирование навыков самоконтроля и самоанализа.
Итак, самостоятельная работа - это средство обучения, которое формирует у учащихся движение от незнания к знанию, от низшего уровня мыслительной деятельности к высшему. Характер самостоятельной работы определяется содержанием учебного материала, дидактической целью, уровнем развития учащихся.
Мой опыт работы в начальных классах в течение 30 лет показал, что систематически проводимая самостоятельная работа способствует
более прочному усвоению учениками знаний, умений и навыков;
организация выполнения учащимися по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию и познавательных, и творческих способностей, развитию мышления;
постоянное использование самостоятельных работ на уроках ускоряет темпы формирования у учащихся компетенций практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков;
при систематической организации самостоятельной работы на уроках для выполнения примерно одинаковых и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени.
Значит, если в условиях малых классов использовать дидактический материал, индивидуализированный в соответствии с возможностями каждого ученика, определить педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся, то это будет способствовать повышению обучающего эффекта самостоятельной работы и всего процесса обучения учащихся малокомплектных школ.
Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Все без исключения методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, личностно-ориентированное обучение, технология развивающего обучения и др). Необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни, является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования.
Таким образом, развитие самостоятельности - задача чрезвычайной важности, так как самостоятельность - основной вектор взросления человека.
Литература
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011 – 2016годы.
2. Ёсипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М. 1961.
3. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. М. 1982.
4. Орлов В.Н. Активность и самостоятельность учащихся. М. 1998.

Токтасынова Гульфия Нурлухаковнаучитель начальных классов, ИЗО, черчения
КГУ основная школа им.Куйбышева
с. Толагай Кокпектинского района ВКО
стаж работы: 30 лет