Выступление на родительском собрании Нравственное воспитание детей в семье


Нравственное воспитание в семье.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.
Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью…
Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения…
Детство, как всем хорошо известно, сензитивный (благоприятный) период для развития всех психических функций человека, для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Итальянский педагог Мария Монтессори отмечала, что с рождения до 3-х летнего возраста период восприятия порядка, до 5,5 лет сенсорного развития, до 6 лет речевого развития. Сензитивным периодом развития социальных навыков является возраст 2,5 - 6 лет. Задачей родителей в пору детства является не только развивать формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с самых пеленок правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе.
Что именно должны вложить родители в сознание ребенка, конечно же, определяется семьей. Но любой взрослый человек, который существует в социуме и каждый день непосредственно контактирует с людьми, должен понимать, что как только у ребенка начался процесс развития активной речи, прививка у ребенка культуры общения - очень важный момент в его социальном развитии. А где ребёнку этому учиться, как не у своих родителей?
Очень важно не только научить ребенка правильным, вежливым словам, но и постараться объяснить ребенку смысл этого обряда, значения всей культуры общения. Вы объясняете малышу бытовые ритуалы, такие как мытье рук и последующее их вытирание для предотвращения отравления. Так и слова приветствия следует говорить не потому только, что ты знаешь этого человека, а именно потому, что этими словами можно выразить свое уважение и пожелать здоровья собеседнику (Здравствуйте - от слова «здравие»).
Ребенку необходимо прививать уважение к старшим и научить его выражать уважение словами. Например, первым здороваться с взрослыми, ко взрослым следует обращаться на «Вы», за исключением близких родственников, не влезать в разговоры старших, обязательно прощаться с ними. Впрочем, уважение в рамках общения он обязан проявлять не только к старшим, но и к ровесникам, и к детям младше себя.
Ребенок должен знать такие слова благодарности, как «спасибо» и «пожалуйста». Если он в чем-то провинился, он должен извиниться перед теми, кого обидел.
У вежливых и воспитанных родителей редко вырастают грубые дети. Следите за своей речью, меньше одергивайте ребенка. Вместо «Надень куртку!» говорите «Надень, пожалуйста, куртку», не забывайте говорить ребенку «Спасибо», он ведь тоже личность.Очень часто в детском саду родители отправляют малыша сказать «до свидания» воспитателю, а сами при этом ждут в дверях, забывая, что лучшим примером для ребенка являются они сами. Если кто-то из них сам будет регулярно прощаться с воспитателями, то у ребенка лучше произойдет закрепление этого действия, принятия его как нормы поведения. Если отец в транспорте будет уступать место пожилым людям и женщинам с детьми, вероятнее всего, для будущего мужчины навсегда будет правилом этот поступок.
Взрослые в присутствии детей никогда не должны отступать от определённых норм, иначе ребенок может запутаться, какой образ поведения верен, а какой нет, и какой линии поведения стоит придерживаться. Поведение у детей не очень устойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного или прочитанного. Ребёнок еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и «образца». В этот период жизни любой ребёнок очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он ещё подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Поэтому в своей нравственной ориентации он вынужден равняться на взрослых.
Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы смеетесь,
читаете – все это для ребенка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из своей речи бранные, тем более нецензурные слова.  
В воспитании ребенка вам помогут и книжки, русские народные сказки, в которых в итоге торжествует добро, а зло наказано. Если в вашей семье двое и более детей, учите их заботиться друг о друге, помогать друг другу, жалеть в беде.
Важным является и знакомство с природой и животным миром. Необходимо показать ребенку, как прекрасен и интересен окружающий мир, что вокруг обитает множество живых существ, научить его заботиться об окружающей среде – убирать за собой мусор на улице, не обижать кошек и собак, бережно относиться к растениям. Покажите малышу, как сажать в землю семена растений, пусть он поможет вам с поливкой, сбором урожая, тогда он увидит, какие плоды приносит труд. Научите ребенка относиться с уважением к труду других людей. Покажите, что нужно вытереть ноги, когда заходишь в чистую убранную комнату, что нельзя играть с едой за столом и т.п. И не забывайте объяснять ребенку, почему нужно поступать так, а не иначе, а также показывать возможные последствия обратных действий.
В заключении хочется вспомнить такие слова Порфирия Кавсокаливита: «Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь, тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живешь. Оно - твое достояние, которое ты сохранишь, если будешь внимателен на всю свою жизнь». Родителям не нужно забывать, что ребенок - это зеркало семьи, если вы хотите вырастить достойного человека, то не забывайте, что в первую очередь вы сами должны вести себя достойно.
Притча «Бог и глина»
Слепил из глины человека Бог.Работал долго, тщательно – старался.Еще один шлепок, еще мазок – готово, вроде.Только глядь – остался кусочек маленький.«Чего бы из него тебе слепить?» - спросил Бог человека.«Слепи мне счастье, только и всего,Такое, чтоб не кончалось до века!»Бог покрутил кусочек так и сяк,Подумал малость, почесал щетину…Но творческий запал, увы, иссяк,И человеку он оставил глину.Бог много видел, многое он знал,Но он не видел, что такое счастье.А потом сказал: «Лепи, брат, сам!Теперь уже без моего участия!»
Уважаемые родители, каждому из вас Бог уже подарил счастье, это ваши дети! И тот маленький кусочек глины он вам тоже оставил, делайте мазки, творите. 
Мы, вам тоже желаем счастья, не иначе.Лепите его сами, Бог вам в помощь, и удачи!