Выступление на педагогическом всеобуче Внутренний уклад семьи

МБОУ Багаевская СОШ №1


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Доклад на общешкольном родительском всеобуче:
«Внутренний уклад семьи»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Учитель начальных классов и ОПК
Евтушенко Е. В.

12.12.2014 г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Почти вся наша жизнь строится на основе семьи. С рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей. Через несколько лет мы женимся и создаём нашу собственную семью.
В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно - какая у нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности -семья это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца для нашего развития.
Семья - это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.
Народ - это живой организм, клеточками которого являются семьи. Если семейный уклад народа нарушается, то общество начинает серьезно болеть. Именно в семье происходит передача опыта от одного поколения другому. Сын работает рядом с отцом - плечом к плечу - и именно здесь он получает живой опыт жизни. Мы как народ слабеем, поскольку крепость народа - в крепости семьи, а семья в России сейчас далеко не на первом месте. Любовь к чему-либо (к Родине, ко всему миру, к случайному человеку и т.д.) начинается с любви в семье, поскольку семья - это единственное место, где человек проходит школу любви.
В России сейчас распадается каждый второй брак.  Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в полиции состоят 276 000 родителей. Ежегодно рассматривается 35 000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего,  живет в гражданском  браке. Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России.
И в то же время по исследованиям ценностей подростков     счастливую семейную жизнь и взаимопонимание в семье подростки поставили на первое место. Эти же ценности подростки определили и как самые недостижимые.
  За прошедшее столетие наше Отечество прошло скорбный путь: из страны с ежегодным приростом населения около миллиона человек в начале XX века Россия к началу XXI века превратилась в вымирающий регион планеты с ежегодной убылью населения до одного миллиона человек коренного населения.
Разразившаяся «демографическая катастрофа» превзошла даже самые пессимистические ожидания. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одна из причин депопуляции - низкая рождаемость.
В 2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тысячи, или в 1,6 раза меньше, чем в 1990 г. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для простого замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15 необходимых для воспроизводства населения. В ряде регионов центральной части России суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.

По сравнению с 1990 годом почти на треть снизилось количество регистрируемых браков.

Ситуация крайне тревожная. Если не будут предприняты самые решительные меры по преодолению этих негативных тенденций, процесс вымирания может принять необратимый характер. К концу XXI века наш народ с удивительной историей и культурой может попросту исчезнуть с лица земли.

Становится понятным, что проблема преодоления демографического кризиса - это проблема всего российского народа. И решать ее нужно сообща.
В формировании демографической ситуации в целом ключевую роль играет молодое поколение. Сегодня очевидно, что среди причин вышеперечисленных печальных процессов является и то обстоятельство, что молодые люди в значительной мере утеряли те качества души, которые всегда были свойственны молодому человеку: прежде всего некий природный оптимизм и идеализм.
Проблемы демографии и девальвации семейных ценностей затронули не только Россию, но и большинство стран Европы. Агрессивная пропаганда индивидуализма, гедонистической культуры приводят к разрыву с традициями предков, оборачиваются забвением всех норм социальной жизни и принципов социального поведения.
В 90-х годах средства массовой информации практически узаконили аморальное и асоциальное поведение подростков, вследствие чего молодежь в значительной мере потеряла интерес к привычным общественным и семейным ценностям, доверие к взрослым.
Благополучие брака не возникает спонтанно или по воле случая, счастливый успешный брак – это когда двое вместе преодолевают и малые и большие трудности.
Современный же уклад жизни никак не способствует укреплению семьи, а, напротив, разрушает ее. Отмечу несколько сторон в вопросе внутреннего уклада современной семьи.
Семья должна иметь очень высокий статус прежде всего для самого человека. Если семья не занимает одно из важнейших мест в жизни человека, то ему никогда не удастся создать крепкую семью.
Семья выше всего. К сожалению, такое отношение к семье встретишь нынче крайне редко.
Семейный опыт передается от родителей детям. Поэтому нормальной средой для воспитания является семья.
В семье есть четкая иерархическая структура. Есть взрослые, есть старшие братья и сестры, есть младшие. Ребенок имеет определенное место в этой иерархии.   Окружают ребёнка близкие родственники, с которыми он связан на всю жизнь. Все воспитание в традиционной семье построено на том, что младшим прививается послушание старшим, а старшие приучаются заботиться о младших. Ребенок, пройдя двойную школу (школу послушания и школу заботы), вырастает нормальным человеком - послушным и заботливым. В детском саду и школе ребенок проходит совсем другую школу - школу равноправия. Все дети имеют равные права и обязанности. Дети учатся сосуществовать без конфликтов: не драться, не ссориться. Не больше! Это все есть и в семье. Но в детском саду, школе нет духа послушания и заботы, которыми проникнута семейная обстановка.
Все общество устроено иерархично. Есть начальство, есть подчиненные. У каждого свои права и свои обязанности, и у каждого своя ответственность. Ребенок именно в семье впитывает правильное отношение к старшим и младшим, и то, что он встречает во взрослой жизни, уже было им освоено еще в детстве.
В семье же дети не могут долго жить в ссоре, особенно если они маленькие. Этого просто не позволят родители, которые всеми силами помирят детей. Брат и сестра остаются близкими на всю жизнь, и родители с раннего детства приучают их, что ссора - это ужасное и совершенно недопустимое в их жизни событие.
Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец - мать - дедушка и бабушка - старшие братья и сестры - я - младшие. У каждого члена должно быть свое место в этой иерархии. Кстати, в приведенной схеме дедушка и бабушка стоят на втором месте после родителей. Такое положение дел имеет место в том случае, если старшее поколение уже состарилось и само передало старшинство своим детям. Я слышал рассказы пожилых людей о том, что в старых семьях обязательно наступал момент, когда состарившийся глава семьи призывал своего сына и передавал ему свои обязанности.
Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Если жена становится на первое место, то это уродует семью. Есть еще одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребенок.
В 50-х годах прошлого века был объявлен всем нам известный девиз: «Все лучшее - детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы пояснить родителям, откуда идут их беды с детьми, психолог задавал родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» - «Конечно, ребенку», - следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу. Не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше - матери, а далее всем остальным - дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было в семьях с традиционным укладом.
За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький. Вместо того, чтобы повзрослеть уже к 16-17 годам, современные парни взрослеют только к 25, а девушки, которые в прошлые века подчас венчались уже в 14 лет, взрослеют только к 20 годам. До 17 лет родители балуют свое дитятко, а потом удивляются, почему их сыночек не хочет зарабатывать себе на жизнь, а все продолжает требовать от родителей помощи как нечто само собой разумеющееся. Причем физически взросление наступает в том возрасте, когда ему и положено: девушка физиологически уже способна стать матерью, парень физиологически способен стать отцом.  Но они не готовы к этому морально. У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. У ребенка должны быть четкие представления об иерархии в семье: «отец - мать - дедушка и бабушка - старшие братья и сестры - я - младшие братья и сестры». Если в течение 17 лет ребенок или уже подросток постоянно впитывает: «Мне положен лучший кусок, потому что я маленький. Мне можно не работать на огороде, потому что я маленький. Я могу не помогать маме, потому что я маленький и еще не умею подметать», - то такое отношение к окружающему миру у него останется до конца жизни. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте. Далее он все еще маленький, потому что он молодой специалист. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.
Конечно, надо учитывать возраст детей и не требовать от него то, что он еще неспособен делать, но особых привилегий быть не должно.
Вы, наверное, слышали истории о детях-маугли, которые выросли среди зверей. Таких случаев известно несколько, и самое главное, что этих детей практически не удавалось вернуть к человеческому образу жизни. Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк. Для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей, прежде всего - семья. Нынешний ребенок погружен в детскую среду из своих сверстников, или просто детскую среду, - детский сад, школа, детский лагерь. Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. Но после такого воспитания не надо удивляться инфантилизму детей, удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. 
Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Как только мы ослабим связь между поколениями, то потеряется огромный опыт, накапливавшийся сотнями лет, а каждое новое поколение начнет заново изобретать велосипед. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений. Отец весь день проводит на работе вдали от семьи. Это первый удар по семье. Какими дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Что начинает делать сын или дочь? Подражают взрослым(расслабляются в сети интернет, компьютерных играх, и т. д.)
Ранее такого разрыва между поколениями не было. 90% всего населения были крестьянами. Отец работал или по дому, или недалеко от дома, и дети с самого раннего возраста участвовали во всех работах. Ребенок впитывал трудолюбие с самого раннего возраста. Трудиться начинали уже с 4-летнего возраста. Мальчишки часто помогали отцам в поле, девочки помогали матерям по дому. Кадры кинохронике, снятые еще до революции, показывают как пяти-шестилетний мальчишка один управляет лошадкой и боронит землю. Но не только в крестьянстве была крепка связь поколений. Купцы имели свои лавки часто в своих же домах, и опять же дети с малолетства приучались помогать отцам вести хозяйство.
Хороший врач может вырасти только в третьем-четвертом поколении. В первом поколении хороший врач - это большая редкость. Ребенок в семье врачей уже с детства знает всю медицинскую терминологию, поскольку родители часто обсуждают свои проблемы. Он уже в средних классах легко владеет всякими медицинскими справочниками и энциклопедиями. Уже в последнем классе школы он - готовый фельдшер, хотя еще не получал никакого медицинского образования. Но самое главное, что он уже впитал заботливое отношение к больным людям, которое перенял от своих родителей.
Обращаю ваше внимание - только за 3-4 поколения может накопиться опыт. Благочестивые цари воспитывались в нескольких поколениях. Как правило, мудрым правителем становился тот, кто еще с детских лет был посвящен во все внутренние и внешние проблемы государства, кто видел своего родителя, принимающего решения, видел, к чему приводят эти решения через много лет. Такой правитель, как правило, на порядок мудрее человека, пришедшего к власти по принципу «из грязи, да в князи». И это еще потому, что ранее цари несли ответственность за свой народ и за свои решения до конца своей жизни.
В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Цель в большинстве случаев одна - отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растет само по себе. Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, теперь разрушена. Вместо уютного дома - одно пепелище.
Но как же передается опыт жизни от одного поколения другому? Этот опыт передается, как правило, через совместный труд. Отец работает с сыном, и тот впитывает всеми фибрами своей души отцовское отношение к жизни. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность.
А пока современные дети, в большинстве своём, растут в своем поколении, не общаясь со старшими, они «варятся в своем собственном соку», что вряд ли им полезно.
Проблема отцов и детей, на мой взгляд, в таком масштабе проявилась исключительно в XVIII -XIX веках, с тех пор, когда начали расстраиваться семейные устои.
Молодые люди взрослеют нынче очень медленно. Инфантилизм подростков укоренен в нашем укладе жизни и обычных представлениях о детях. Раньше жизнь заставляла приучать детей к труду примерно с 4-летнего возраста. С 7 лет дети уже учились нести ответственность за каждый свой поступок. На ребенка с довольно раннего возраста смотрели как на человека, готовящегося стать взрослым. Его к этому целенаправленно готовили.
Действительно, на ребенка надо смотреть как на маленького взрослого. Принцип же воспитания в наше время можно очень четко сформулировать словами одной современной песенки: «Танцуй, пока молодой». Пока ребенок маленький, ему многое дозволяется. Это приводит к тому, что даже двадцатилетнего дылду мамочки будут продолжать холить и лелеять. А чтобы заставлять ребенка трудиться в 4-5 лет, почти немыслимо: «Он же еще маленький!»
Специалисты говорят о всеобщем отставании детей. Придумываются различные развивающие программы, игры. Но все это признак того, что дети явно чего-то недополучают даже в нормальных семьях. А недополучают дети элементарного общения со взрослыми, но не детского общения, а взрослого. Надо, чтобы не родители снисходили до уровня детей и начинали бегать, прыгать, скакать, строить башни и куличики, надо, чтобы взрослые принимали своих детей в свою взрослую жизнь. Если ребенок включен в жизнь взрослых, он будет развит! Современный же ребенок включен в жизнь своих сверстников, а не взрослых. Ведь всем известны слова: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, сделай со мной - и я научусь». Нам кажется, что эти слова всем родителям нужно написать крупными буквами у себя в квартире. Действительно, если ребенок знает, что мать работает где-то, но еще не значит, что он вырастет трудолюбивым. Если он своими глазами видит, как мать постоянно трудится, моет посуду, убирается по дому, стирает белье, - это хорошо, но еще не значит, что он будет трудолюбивым. Нужно вместе с ребенком мыть посуду, убираться с ним по дому, приучать его к посильной помощи по дому (т. е. приобщать его к своей взрослой жизни) - тогда есть надежда, что он будет трудолюбивым. Все дети постоянно подражают взрослым, только надо давать им возможность проявлять свое желание в настоящей работе.
Современные мамы и папы восхищенно смеются и ликуют, видя, как их милая дочка танцует, подражая звездам поп-музыки, увиденным на телеэкране. Ясно, что в этом случае родители настроены на то, чтобы воспитать эстрадную певицу, а не помощницу себе. Дети очень хорошо чувствуют, что нравится родителям и что надо сделать, чтобы угодить им.
Еще одна проблема связана с тем, что современный мужчина перестает быть хозяином, как в своей семье, так и на своей земле, в своем деле, - перестает быть хозяином вообще. Мужчина должен быть главой семьи. Таковым он всегда и был ранее. Он был и главой семьи, и хозяином на своей земле и в своем доме. Теперь человек стал наемником, а не хозяином.
Потеря хозяйского отношения, то есть наемничество, уродует среднее поколение, и, естественно, передается младшему поколению. Мудрое, ответственное отношение к жизни воспитывается в течение нескольких поколений, а потеряться может очень легко и быстро.
Воспитание без идеологии практически немыслимо. Можно даже сказать, что идеология - это и есть система воспитания. Идеология предполагает наличие идеалов (героев, примеров из жизни, достойных подражания), норм морали (что такое хорошо и что такое плохо) и иерархии ценностей (например, общественные интересы выше личных).
Идеология, которую навязывают СМИ, очень разрушительна не только для неокрепшей психики ребёнка, она агрессивна и для взрослого. СМИ предлагают нам: «возлюби себя». Себялюбие, эгоизм преподаётся как добродетель: «ты этого достойна», «пусть весь мир подождёт» и т.д. Одновременно с этим, СМИ фактически лишают население доступа к серьёзной информации.  Людям говорится лишь о множестве разрозненных фактов и явлений, но не об их причинах, взаимосвязях и смысле. На незнании осуществляется манипуляция сознанием, а создание ложных представлений даёт возможность управлять общественным мнением. Например, большинство ток-шоу построены по принципу: человек, ничего в свое жизни не сделавший и имеющий обо всём самое поверхностное представление, выступает «третейским судьёй» в серьёзнейших вопросах и навязывает свои мнения зрителям.  Таким образом СМИ формирует свой идеал – легкоуправляемый человек, ограниченный примитивными животными потребностями.
Если в вашей семье нет никакой идеологической установки, то берегитесь. Дерево растет стройным, если тянется к солнцу. Лишите его источника света, и оно будет уродливым. Душа ребенка требует примеров для подражания. Если вы не дадите их ребенку или не будете следить за тем, что предлагается ребенку в качестве идеала, то он будет подражать не тому, чему вы хотели. Ребенка нужно буквально окружать теми образами и примерами, которые вы считаете полезными. Русские сказки, добрые старые советские фильмы и мультфильмы - вот что может наполнить душу ребенка прекрасными, добрыми и мудрыми образами.
Любой яркий образ оставляет в душе ребенка глубокий след. Если вы позволяете смотреть по телевизору все подряд, то до беды недалеко. Ребенок все впитывает, особенно он запоминает поведение взрослых и подражает им. Если ребенок видит в рекламе по телевизору, как компания здоровых мужиков прыгает от радости, когда на них с неба падает ящик пива, то он запомнит, что при слове «пиво» надо прыгать и радоваться. Если ребенок видит по телевизору, как здоровые мужики таращат глаза на проходящую мимо мини-юбку и с видом знатоков перемигиваются, то он будет разглядывать ноги у своих одноклассниц в школе и перемигиваться со своими друзьями. Это будет нормой его поведения.
Сейчас некоторые, а может быть, даже большинство родителей считают, что ребенок должен знать все стороны жизни. «Пусть ребенок знает все! А то вырастет в тепличных условиях, выйдет в жизнь, встретится с правдой жизни и не выдержит свалившиеся на него испытания». Или другой человек спорил со мной и говорил: «Ну, запрещу я ему смотреть телевизор, а он придет к друзьям и будет там смотреть, открыв рот, то, что дома не разрешают. Лучше уж пусть дома все смотрит. зато будем знать, что с ним творится. А запретный плод - он всегда сладок!»
По поводу таких рассуждений нужно отметить следующее. Во-первых, задача воспитания, конечно же, не в запретах. Задача воспитания в том, чтобы развить у ребенка вкус и понимание, что такое хорошо и что    такое плохо. Чтобы ребенку самому неприятно было смотреть плохой фильм. Во-вторых, чтобы ребенок мог сам оценивать, ему надо сначала дать образец, от которого он будет все отсчитывать, с которым он будет сравнивать.
Поэтому очень важно, чтобы в раннем детстве ребенок духовно питался только из чистых источников. Например, если такие шедевры советской мультипликации, как «Аленький цветочек», «Буратино»,« Царевна-лягушка»,« Конек-горбунок», снятые в 40-60-х годах, будут окружать ребенка, то современный мультфильм с драками и мордобоем ребенок явно оценит как плохой и сам не захочет его смотреть.
Не стоит опасаться, что ребенок при этом вырастет изнеженным созданием, выросшим в тепличных условиях. Все как раз наоборот: лишь оберегая ребенка от фильмов, разрушающих его психику, можно вырастить его сильным. Когда мы сажаем дерево, то понимаем, что оно не сразу станет мощным и крепким. Пока оно маленькое, его можно легко раздавить, переломить, вырвать из земли или, наконец, искривить, чтобы оно росло криво. Но пройдет лет 10-15, и его уже не переломишь. Так же и душа человеческая. Если душа всегда стремилась к Небу, то человек будет жить честно и просто. Если душа человеческая еще в детстве была надломлена, то след от этого тоже будет на всю жизнь. Так что если «закалять» душу и нервную систему ребенка видом крови и убийства, то на самом деле у него просто огрубеет сердце, и при виде настоящей боли она не будет замечена. И если вдруг родителям будет плохо, то сердце их любимого «закаленного» чада будет молчать, и ни капли жалости или сострадания в этом сердце так и не найдется.
Воспитание предполагает создание у человека определенной иерархии ценностей. Без этой иерархии невозможно оценивать ситуацию и принимать решение. Не давать ребенку никакой морали - это то же, что не учить человека языку, пользоваться ложкой, вилкой.

Развращенный ребенок никогда не станет хорошим гражданином. Ребенок еще не умеет справляться с сильными впечатлениями и зарождающимися страстями. А сейчас на ребенка с самого детства идет натиск со стороны целой индустрии развлечений и лакомств, а в более старшем возрасте - сексуальное развращение. Пока эта индустрия будет действовать, невозможно надеяться на воспитание хорошего поколения.
Нация не выживет пренебрегая нравственностью и культурой.
Как жаль, что люди в наше время столь бездумны, И так безбашены, простите за слова. Теперь волнуют их внушитильные суммы, Но, к сожалению, не жизнь и не душа... Как жаль, что солнца свет, увы, уже не [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Но ценность - роскошь, словно у дворца. теперь важней карат и драгоценность, Чем чувства, души, судьбы и сердца. Бесчеловечность красит человека, Зато не красят его доброта и ум. Незнанье жизни сейчас просто не помеха, А слово" скромность" теперь дальний странный шум... основа жизни теперь деньги и богатства, Судьбу, к несчастью. просто не купить. И модно людям быть владельцами полцарства... Как странно в мире теперь нашем алчном жить...
С сайта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Илия Шугаев "Один раз на всю жизнь" Беседа 11: Внутренний уклад семьи15