Выступление на родительском собрании на тему Взаимодействие школы и семьи по формированию личности школьника

ГКС(К)ОУ « Мещовская школа - интернат III - IV вида»
Выступление на родительском собрании
Тема: «Взаимодействие школы и семьи но формированию личности школьника»














9 ноября 2014 год

Данная тема была выбрана потому, что школа и семья играют решающую роль в социальном и личностном формировании детей с нарушением интеллектуального
развития.
Цель данного выступления: изучение и систематизация форм, методов и средств взаимодействия школы и семьи по формированию личности школьника 3-4вида Задачи данного выступления:
® Разработать систему мероприятий, способствующих повышению роли взаимодействия семьи и специальной коррекционной общеобразовательной школы по формированию социально - адаптированной личности
Разработать рекомендации по повышению сотрудничества семьи и специальной коррекционной общеобразовательной школы
Исходя из анализа специальной литературы, можно сделать вывод, что данная тема рассматривалась Л.С. Выгодским в книге «Диагностика развития и педагогическая картина трудного детства (затронут вопрос социализации)
Необходимость и важность сотрудничества специальной коррекционной общеобразовательной школы и семьи никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Работа школы по обучению детей с нарушением интеллектуального развития во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей.
Ведущую роль в организации сотрудничества К.О.Ш. (коррекционная образовательная школа) и семьи играют педагоги школы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению детей ,с нарушением интеллектуального развития и участвуют в ее реализации.
При этом семья рассматривается, как главный заказчик и союзник в воспитании детей.
Одна из важнейших задач педагогов школы - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества по взаимодействию педагогов и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика с нарушением интеллектуального развития, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В основе сотруднического взаимодействия семьи и педагогов КОУ лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по
отношению друг к другу.
Сотрудничество педагогов КОУ и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, прежде всего предполагающей всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания детей с нарушением
интеллектуального развития.
Для формирования сотруднических отношений, важно представлять классный коллектив, как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной если:
дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл
осуществляется совместное планирование, организации и подведении итогов деятельности
создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов способов, форм и своей позиции в совместной работе
Отсутствует навязывание, давление на детей и родителей, действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности. Сотрудничество педагогов, учащихся с нарушением интеллектуального развития, родителей реализуется в различных формах деятельности, охватывающих всех и большинство членов коллектива
Формы совместной деятельности, Формы работы КОУ и семьи:
Классное собрание
Формы познавательной деятельности
Формы трудовой деятельности
Формы досуга
Все эти формы работы проводятся с учетом индивидуальных способностей детей с нарушенным интеллектом, их заболеванием и творческими способностями.
Формирование сотруднических отношений между учащимися с нарушением интеллекта, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители, педагоги, воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения
намеченных результатов.
Сотрудничество учителей, социального педагога, психолога, воспитателей и родителей позволяют лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей детей с нарушением интеллекта, преодолении негативных поступков и проявлений (негативных) в поведении, формирование ценностных жизненных ориентаций.
При общении педагогов с родителями должны чаще звучать фразы: «А как вы думаете?», «Хочется услышать ваше мнение» и т.д Вся атмосфера взаимодействия педагогов КОУ с родителями должна показать, что педагог нуждается в них, в объединении усилий, что родители - его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи. По данной теме мною было проведено родительское собрание в 7в классе по теме «Вечер размышлений» Цель которого научить родителей детей с нарушением интеллекту - сильного развития вести диалог с детьми, поискать вариант решения волнующих вопросов.
Цель собрания была достигнута - общение родителей с учащимися, родителей с родителями, учащихся с учащимися состоялось, оно было интересным, волнующим, для многих реализовалась потребность высказаться и быть услышанным. Большинство участников чувствовали себя хорошо, сумели оценить друг друга. Родители увидели, что дети уже взрослые, что многое понимают, умеют слушать, защищать свое мнение. Отвечая на вопросы, родители должны были поставить себя на место детей, а дети - на место родителей. Это тоже способствовало созданию атмосферы доверия, искренности. Ответы членов жюри помогли увидеть, что оценка или выбор может зависеть от позиции, которую занимает человек, что нельзя изменить факторы, но можно изменить свое отношение к ним. Многие участники продолжили обсуждение вопросов, затронутых на собрании, по дороге домой.





Из всего выше сказанного можно предложить следующие рекомендации, которые
помогут наладить систему взаимодействия семьи и КОУ:
Индивидуальная работа с родителями
Проведение бесед с родителями о стилях семейного воспитания, о их значении, влиянии на развитие личности ребенка
Проведение рейтинга «Дружная семья»
Проведение родительских собраний
Из данного выступления можно сделать вывод, что взаимодействие школы и семьи по формированию личности школьника будет системно, если семья и школа будут работать вместе в течении всех лет пребывания ребенка в школе. Литература
Взаимодействие семьи и школы рассматривался И.В. Крупиной в книге «Образовательная среда семьи и школы»
Вопрос социализации рассматривался А.Р. Малером в книге под редакцией В.В Воронковой «Воспитание и обучение»










15