Тренинг Курение — вредная привычка (Семинар №4 цикла семинаров «Здоровьесберегающие технологии в образовании»)


Тренинг по теме «Вредная привычка – курение».
(Семинар №4 цикла семинаров «Здоровьесберегающие технологии в образовании»)
Цель: Расширить знания учащихся о вреде курения и последствий курения. Рассмотреть основные факторы в возникновении табачной зависимости. Способствовать формированию твердой позиции в отказе от использования табачных изделий.
Оборудование: ватман, скотч, фломастеры, стикеры.
Ход занятия:
Игра – разминка: «Точки» (10 мин).
Цель: Настроить учащихся на работу, создать комфортную обстановку.
Участники, придумав какой – то образ, рисуют несколько точек на листке бумаги и передают рисунок следующему участнику. Задача в том, чтобы в итоге из точек можно было составить образ.
Обыгрывание правил работы группы отрывками песен (10 мин):
Задача: настроить группу на дальнейшую работу.
Мозговой штурм: «Что мы знаем о табакокурении» (10 мин).
Цель: Выяснить уровень знаний подростков о табакокурении.
Ход: каждый участник записывает на стикере, что он знает о табакокурении. Стикеры прикрепляются на плакате с нарисованным солнцем. Тренер не оценивает информацию участников.
Информационное сообщение «Табакокурение»
Цель: Ознакомить с историей табакокурения, вредные последствия при использовании табачных изделий.
Ход:
В Европу табак был завезен в XVI в. Христофором Колумбом. Слово «табак» произошло от названия травы, которая выращивалась в провинции Табако и применялась для курения. Слово «курить» произошло от корневой основы «курь», что означает дым, смрад. XVI в. характеризуется распространением табака в Европе. Основной компонент табака – никотин, названный по имени Жана Нико (использование порошка из листьев табака в качестве лекарства в 1560 г.).
Табак распространяется и в России, в XVI в. накапливаются факты о вредном влиянии табака на организм человека. Преследуются и жестоко наказываются курильщики и продавцы табака.
В XVII в. – вводится смертная казнь за курение и продажу табака (1634 г.), введение телесных наказаний курильщиков, запрещение ввоза табака в Московское государство. Затем Петр I в 1697 г. снимает запрет на курение, ввоз, продажу и выращивание табака. В XVIII – XIX вв. - широкое распространение табака, строительство табачных фабрик.
Вредные последствия: По сведениям от 2002 г. в России увеличивается число курящих со смертельным исходом от употребления табака.
1) Курение является ведущей причиной возникновения заболеваний: онкологических, органов дыхания, сердечно – сосудистой системы.
2) Курение приводит к развитию 3-х основных заболеваний со смертельным исходом: рак легких; хронический бронхит и эмфизема легких; ишемическая болезнь сердца (ИБС).
3) Курение вызывает у человека развитие рака различной локализации:
- Рак легких;
- Рак полости рта, губы, гортани;
- Рак пищевода;
- Рак печени и поджелудочной железы;
- Рак мочевого пузыря, почек;
- Рак молочной железы и половых органов.
4) Курение отрицательно влияет на работу органов дыхания, пищеварения, органов чувств:
- Хронический бронхит; эмфизема; рак легких;
- Отложение зубного камня, кариес, кровоточивость десен, стоматиты, гингивиты, плохой запах изо рта;
- Фарингиты, ларингиты, голос становиться хриплым;
- Гастрит и язвенная болезнь;
- Конъюктивиты, снижение остроты зрения, слуха, обоняния, насморки;
- Отрицательное действие на работу гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы, на деятельность половых органов;
- Ухудшается память.
- Отказ от курения – трудная, но возможная задача. Самое лучшее – не начинать курить.
Обсуждение таблицы: «Органы – мишени, пораженные табачным дымом»
Работа в 3-х подгруппах: Каждая подгруппа рисует таблицу с изображением органов – мишеней (черным цветом закрашивая пораженный орган).
Упражнение: «Психологические, биологические и социальные факторы использования табачных изделий».
Цель: раскрыть основные причины табакокурения.
Психологический фактор:
- Отсутствие чувства собственного достоинства;
- Неуверенность в себе;
- Неумение справляться с жизненными трудностями;
- Проблемы во взаимоотношениях с людьми, импульсивность.
- Социальный фактор:
- Мнение окружающих;
- Реклама;
- Восхваление пьющих и курящих героев фильмов.
Биологический фактор:
- Наследственность (встречается в три раза чаще).
Анкетирование: «Так почему же курим?»
- Курить это здорово? Да или нет?
- Почему большинство курильщиков не могут бросить курить?
- Несмотря на развивающуюся зависимость, есть ли шанс бросить курить? От чего это зависит? Кто может помочь?
- Почему подросток начинает курить?
- Какие способы вы знаете для удовлетворения своих потребностей, кроме курения? Что лучше? Почему?
- Какие проблемы возникают у подростка в связи с курением в настоящее время, а какие возникнут во взрослой жизни?
- На что бы мог потратить курильщик деньги, если бы он отказался от курения?
Блиц – опрос: «Почему подростки употребляют наркотики?»
- Из любопытства;
- За компанию;
- Потребность;
- Ради эффекта;
- Улучшение общения;
- Окружение курильщиков;
- Курение родителей, старших, телевидение;
- Самовнушение, что курение успокаивает, регулирует вес;
- Доступность, цена.
Подведение итогов: «Составление плаката «Нет – курению!».
Игра «Колодец».
Группа подразделяются на 3 подгруппы. Один участник подгруппы получает задание – строить колодец из спичек. Остальные «мешают»: отвлекают, уговаривают в бессмыслие дела и т.д. Но участник усердно продолжает строить «колодец».
Отмечается тренером важность выбора позиции.
11. Игра – разминка: «Сделай фигуру».
Цель: Снять напряжение после работы, создать хорошее настроение.